Вы здесь

Купалье — новая тема соревнования мастеров-резчиков в конкурсе «Перевоплощение дерева»


База отдыха «Вербки» бобруйского предприятия «ФанДОК» с 3 по 9 июля превратилась в одну большую мастерскую под открытым небом. 28 участников третьего конкурса-пленэра мастеров-резчиков «Перевоплощение дерева» соревнуются здесь в профессиональном мастерстве. В прошлом году эти соревнования пришлось отложить из-за пандемии, хотя были заявки даже из Чили и Мексики. О конкурсе знают уже далеко за пределами, несмотря на то, что он еще совсем молодой. В этом году приехали резчики из Беларуси, Венгрии, Азербайджана, России и Украины.


На уровне высокого искусства

Конкурс-пленэр — яркий пример государственно-частного партнерства. Он появился по инициативе концерна «Беллесбумпром» и проводится при поддержке Белорусского профсоюза работников леса и природопользования, а также Бобруйской ассоциации промышленников и предпринимателей. С самого начала статус пленэра был высок. В качестве его партнеров выступали такие серьезные организации, как Банк развития, АСБ «Лизинг». Оценивают работы резчиков художники высокого уровня. В этом году, например, жюри возглавил заведующий кафедрой Академии искусств Михаил Шиков. В состав жюри вошли председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик, скульптор Дмитрий Оганов. Для участников пленэра держать отчет перед такими экспертами своего рода — экзамен.

База отдыха предприятия «ФанДОК» выбрана для соревнований неслучайно. Здесь есть все, что нужно для конкурса-пленэра: площадка, лес, условия, а еще — традиции и опыт старейшего предприятия деревообрабатывающей отрасли. «Фандоку» как-никак больше 90 лет. Его деятельность начиналась с тех самых дореволюционных лесопилок, которыми владели здешние евреи. В советское время лесопилки национализировали и построили на их фундаменте фанерный завод. Сегодня он перерос в предприятие, ведущее полную переработку древесины: от лесозаготовки до конечного продукта. Здесь работает много династий. Общий стаж четырех из них равен возрасту самого предприятия. Что касается резчиков, то один из тех, кем здесь гордятся, — Сергей Малков. Он постоянно удивляет своих поклонников творческими находками. Коллеги знают его как очень романтичную и креативную натуру. Любит утром встать и понаблюдать за природой. Одна из его работ так и называется — «На рассвете». Представьте себе деревянную вазу в виде листьев Осоки, в котором прячутся жители водоема. Кажется, прикоснись к ней — и дерево оживет.

С бензопилой и стамеской

Это тот классический набор инструментов, при помощи которых дерево получает совсем другие формы. Участники работают в двух номинациях — «Монументальная скульптура» (а это фигуры высотой от двух с половиной метра до четырех) и «Художественная резьба» (мелкая скульптура, картины и другие произведения искусства). В работе используется исключительно дуб. Мастера говорят, что, если правильно сделать из него скульптуру, она может простоять до 500 лет. Липы или осины надолго не хватит. На каждого участника предусмотрен куб — полтора метра древесины — так что развернуться фантазии есть где.

Пленэр уникален тем, что в нем могут участвовать как мэтры, так и начинающие умельцы. И последние специально стремятся сюда, чтобы набраться знаний. Когда восемь дней проводишь рядом с профессионалами, много чего полезного для себя можно перенять. Есть примеры, когда участники, вдохновленные здешней атмосферой, открывали свои фирмы.

— Мы создаем все необходимые условия для наших резчиков, обеспечиваем их проживанием и питанием, — говорит заместитель генерального директора — начальник управления по работе с персоналом ОАО «ФанДОК» Марина Овсяник. — От них ждем вдохновения и творческого полета.

Первый день конкурса-пленэру отводится знакомству, заселению, жеребьевке. Все остальное время они режут, занимаются отделкой дерева насыщающими материалами, чтобы оно не повреждалось, установкой фигур. Через месяц-два эти скульптуры бетонируются, и ими украшают Бобруйск и другие населенные пункты. Небольшой мини-парк деревянной скульптуры находится прямо в Вербках.

И дерево заговорит

Прошлый конкурс-пленэр посвящался «Лесной сказке», а теперь вот — Купалью. Интересно, как видят эту тему мастера? Насколько им вообще нужны соревнования?

Андрей Гончаренко из Краснополья, неоднократный участник мероприятия, считает, что сюда полезно приезжать для профессионального роста. Он работает учителем технического труда в Краснопольской средней школе, а свободное время посвящает дереву. Признается, что перед тем, как идти в школу, полтора часа «медитирует» с деревом в своей мастерской.

— Интерес к этому материалу появился восемь лет назад, когда попал в Дом ремесел и вступил в Союз мастеров народного творчества, — рассказывает он. — Начал ездить по разным фестивалям, ярмаркам, смотреть, как работают другие люди. От полочек и кухонных досок постепенно перешел к ложкам, а от них — к скульптуре. И тема Купалья, как и все другие, касающиеся народных традиций, мне близка. Однажды смастерил «Дударика» — парня, который играл в купальскую ночь на дудке и внезапно услышал какую-то другую, намного красивее, музыку. И застыл, прислушиваясь к ней, очарован. Купалье — это история моего народа. Мы постоянно ищем какое-то сокровище, а сокровище — это наша жизнь. Цветок папоротника находится не где-то там, куда мы постоянно стремимся, а рядом — это твой любимый человек, здоровье.

Мастер любит дерево за то, что оно живое и дает силы. Не зря же люди, когда болеют, идут в лес к деревьям и просят у них здоровья. А еще работа с этим материалом воспитывает терпение и упорство. А с такими качествами можно достичь определенных вершин даже тогда, когда нет художественных способностей. Сейчас Андрей работает над серией работ на тему белорусских поговорок и пословиц, а еще возрождает белорусскую деревянную игрушку. Очень переживает, что эти достижения мы можем потерять.

Николай Ярец работает директором Правомостовской средней школы в Гродненской области. Из дерева у него получаются настоящие произведения искусства. Из непривычки их можно даже спутать с изделиями из слоновой кости — очень тонкие линии, идеально гладкая поверхность. На этот раз приехать в Бобруйск не удалось, но два года назад принимал участие во втором конкурсе-пленэре резчиков, и его работа заняла второе место. Любовь к дереву у мастера потомственная, перешла в наследство от отца. Резьбой увлекся еще в школе, но параллельно занимался другими искусствами. И хотя в университете подавал надежды как художник-график, выбрал все-таки скульптуру.

— Такие пленэры очень полезны для мастеров по дереву, — говорит он. — Трудно научиться чему-то, когда сидишь дома и варишься в собственном соку. А здесь новые люди, новые идеи, новые впечатления. Да и оценить свой уровень можно только по сравнению с другими.

Купальсие мотивы

Листаю глянцевый фотоальбом, где собраны фото конкурсных работ за последние два года, и прихожу в восторг. Насколько же они необычны и таинственны! Не менее интересно понаблюдать за работой резчиков. И организаторы конкурса-пленэра дают такую возможность. В финальный день, когда подводятся итоги более чем недельной работы, из Бобруйска на базу отдыха «Вербки» курсирует автобус. Это хороший шанс окунуться в загадочную действительность Купалья и посмотреть, какой ее представляют мастера. Они же до последнего держат в секрете, чем собираются нас удивлять.

— Я 20 лет работаю на предприятии, видела много чего необычного из дерева, но этот конкурс всегда открывает что-то новое, — признается Марина Валентиновна. — Казалось бы, удивить меня нечем, но я в восторге от работ наших мастеров. А те, кто никогда с этим не сталкивался, переживают настоящее ошеломление, сильное эстетическое впечатление. Кажется, что попадаешь в другую реальность.

Кроме двух названных номинаций — «Монументальная скульптура» и «Художественная резьба», — будет еще и приз зрительских симпатий. Так что у посетителей есть хороший повод не только вдохновиться природой и красивым искусством, но и внести свой вклад в общее дело — выбрать своего — народного — мастера.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото из архива предприятия «ФанДОК»

Название в газете: Сакрэт Купалля раскрые дрэва

Выбор редакции

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.

Общество

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Громкий гул сирены врасплох застал пенсионерку Веру Васильевну дома.

Политика

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Об этом Президент заявил во время совещания с руководством Совета министров.

Общество

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Беларусь занимает четвертое место в мире по добыче торфа и экспортирует продукцию из него в 25 стран.