Вы здесь

Ректор БГПУ — о современном учителе, педагогических классах и отсутствии «синдрома последнего дня»


В конце мая ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор Александр Иванович ЖУК был избран иностранным членом Российской академии образования. На каком уровне находится сегодня педагогическая наука в нашей стране, как развивается система непрерывного педагогического образования и насколько подготовлены выпускники университета для работы с поколением Z — обо всем этом наш сегодняшний разговор.


Александр Жук.

Ставка — на педклассы

— Александр Иванович, Вы были первым директором лицея БГУ, первым проректором Белгосуниверситета, возглавляли нынешнюю академию последипломного образования, тринадцать лет работали первым заместителем министра образования и вот уже семь лет являетесь ректором БГПУ. Однажды вы сказали, что тон СМИ по отношению к представителям педагогической профессии заметно изменился. Когда вы это почувствовали? И когда педагогические специальности перестали быть «запасным аэродромом» для владельцев не очень высоких баллов в сертификатах?

— Знаковым событием для изменения в общественном сознании отношения к педагогической профессии стало посещение главой государства в 2014 году нашего университета — в дни празднования его столетия. К этому моменту уже было принято решение об обеспечении льготного поступления медалистов и обладателей дипломов с отличием на педагогические специальности. А БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в 10-11-х классах учреждений общего среднего образования Беларуси. Эта идея нашла поддержку на государственном уровне, и уже в 2015/2016 учебном году первые педагогические классы и группы открылись во всех регионах Беларуси.

Сначала их было чуть больше сотни. А в 2018/2019 учебном году в 420 педагогических классах во всех областях и столице обучалось уже около 4400 старшеклассников — их количество увеличилось в четыре раза. На платформе интернет-портала БГПУ был создан сайт «Педагогические классы». Результаты вступительных кампаний последних лет свидетельствуют о том, что педагогическая профилизация успешно решает задачу по подготовке в школе мотивированных и успешных учащихся, которые сознательно выбирают педагогику. Ежегодно треть выпускников педагогических классов (а это, замечу, высокомотивированные на педагогическую профессию молодые люди, получившие рекомендации педагогических советов) приходит в вузы на педагогические специальности. Выпускники педклассов демонстрируют при обучении в нашем университете хорошую успеваемость, они академически не менее успешны, чем медалисты, при этом (что очень важно для нас) социально активны. Практически все занимаются волонтерской работой под руководством тьюторов-старшекурсников, являются старостами групп, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, становятся участниками студенческих научно-исследовательских лабораторий. Они составляют костяк студенческих активов факультетов и институтов. И самый убедительный аргумент в пользу повышения престижа педагогической профессии — это результаты приемных кампаний. В БГПУ в последние годы приходят очень сильные абитуриенты: медалисты, обладатели «красных» дипломов средних специальных учебных заведений, выпускники педагогических классов. На четверть специальностей зачислены только льготные категории абитуриентов: медалисты, отличники, выпускники педклассов и целевики. Меняется и гендерный состав: к нам поступает все больше юношей, а на некоторых факультетах их уже до 65% от общего количества.

На восьми специальностях проходной балл составил в прошлом году 300 и более. Среди лидеров — «Психология» (317 баллов) и «Практическая психология» (316 баллов), «Изобразительное искусство и компьютерная графика» (315 баллов), «Логопедия» (313 баллов). Средний конкурс по университету составил около двух человек на место. Например, на специальности «Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)» конкурс был 7,8 человека на место, а на «Изобразительном искусстве и компьютерной графике» — 4,8.

Несколько последних лет БГПУ не испытывает «синдрома последнего дня», когда абитуриенты в последний момент «перебрасывают» документы со специальности на специальность или из одного вуза в другой. Значит, большинство абитуриентов мотивированы на получение педагогической профессии и свой выбор делают осознанно.

В дни открытых дверей, во время приемной кампании и выпускники, и их родители отмечают, что видят сегодня много преимуществ в педагогической профессии: это стабильная работа со стабильной заработной платой, широкие возможности для трудоустройства, длительный отпуск летом.

На научной основе

— Российская академия образования, членом которой вы стали, объединяет ученых, занимающихся фундаментальными и прикладными научными исследованиями по важнейшим проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук. Есть мнение, что в нашей стране в педагогической науке не происходит ничего «революционного», принимаемого решения, которые не опираются на научный анализ тех или иных процессов. Быть или не быть профильному обучению на старшей ступени школы, решали политики, а не профессионалы... А как обеспечивается научное сопровождение профильных педагогических классов?

— Внедрение педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования началось в 2015 году. Старт был сразу массовый, и нужно было в кратчайшие сроки продумать саму систему и научно, методично и организационно ее обеспечить.

Для поддержки педагогических классов учеными БГПУ и Гродненского института развития образования была разработана учебная программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для 10-11-х классов. Она рассчитана на 140 часов и включает два педагогических и два психологических модуля. Кроме этого, в помощь педагогам мы разработали методическое сопровождение факультативных занятий для всех четырех модулей программы. Данные материалы находятся в свободном доступе на сайте «Педагогические классы» на интернет-портале БГПУ. Хотел бы отметить, что упомянутый сайт является основной информационно-коммуникационной площадкой для взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школ, в которых созданы педагогические классы.

Центр современных методик в дошкольном образовании открылся в БГПУ в Международный День защиты детей.

В течение шести лет мы обеспечиваем учебно-методическое и организационное сопровождение деятельности педклассов. В 2017-2018 годах по заданию Министерства образования коллектив ученых БГПУ выполнял научно-исследовательскую работу «Разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса в профильных классах педагогической направленности на основе интеграции практико-ориентированного и компетентного подходов». В результате мы создали учебно-методический комплекс для эффективной организации и проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», включающий «Дневник самодиагностики для учащихся», «Атлас педагогических профессий и ролей», рабочие тетради для учащихся 10-х и 11-х педагогических классов, разработали мультимедийные учебные тренажеры, которые могут использоваться как на занятиях при сопровождении учителя, так и для самостоятельной работы учащихся.

БГПУ, областные вузы, институты развития образования проводят постоянную работу по повышению квалификации педагогов, работающих в педагогических классах и группах, на осенних, зимних и весенних каникулах организовывают для них семинары-практикумы, круглые столы и онлайн-консультации.

А учащихся педагогических классов мы стараемся присоединять к различным республиканским мероприятиям: это конференции, фестивали, конкурсы, проекты, форумы и т. д. Например, каждый год в дни школьных каникул в БГПУ реализовывается проект «Студент на один день». С 2016 года у нас проводится традиционная международная конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы». Все эти мероприятия и активности имеют очень важный эффект, ведь многих подростков, приезжающих в БГПУ, мы видим потом в качестве абитуриентов на собеседовании, а позже — в качестве студентов университета.

Синергетический эффект

— Опять ваши слова: «Мы уверены, что будущее — за педагогическими кластерами. Создание кластерной модели позволит нам объединить интеллектуальные и материальные ресурсы, педагогическую науку и передовую педагогическую практику и сконцентрировать общие усилия вокруг ключевых проблем как в педагогическом образовании, так и системы в целом». Оправдала ли себя идея педагогических кластеров?

— Мои слова — не просто декларация. В течение двух лет по заданию Министерства образования мы серьезно изучали механизмы работы и научные основы кластерного развития педагогического образования на примере созданного в 2015 году на базе БГПУ учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. В ходе этого исследования были проанализированы результаты деятельности кластера, регулярно проводились опросы его субъектов, оценивалась эффективность совместной деятельности. В результате можно однозначно утверждать, что основная цель создания кластера — объединение учебно-научно-инновационного потенциала образовательных и научно-методических учреждений — была достигнута.

Уже сегодня ощутимы реальные плюсы от добровольного социального партнерства в кластере. Реализовывается практика совместной выработки решений. Был создан Координационный совет по вопросам непрерывного педагогического образования. В его состав входят 27 представителей учреждений высшего образования, обеспечивающих подготовку по педагогическим специальностям, институтов развития образования из всех регионов, академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования, Национального института образования и других организаций.

Одной из форм сотрудничества субъектов кластера является взаимодействие «по горизонтали», которое подразумевает в том числе сотрудничество учреждений высшего образования в области науки. Исследовательская деятельность ученых как БГПУ, так и всего кластера ориентирована на решение задач современной образовательной практики. С этой целью в рамках кластера было разработано проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований в сфере образования, которое широко используется для формирования программ научных исследований, тематики исследования магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, курсовых и дипломных работ… В ближайшей перспективе мы планируем пересмотреть проблемное поле с учетом актуальных тенденций развития педагогического образования и новых педагогических проблем, которые требуют своего решения.

Кроме того, разработана Концепция развития педагогического образования на 2021-2025 годы, основным механизмом реализации которой обозначено кластерное взаимодействие.

Обучение «на передовой»

Одна из задач, стоящих перед системой образования, — переход на компетентное содержание общего среднего образования. Учитываете ли вы этот аспект при подготовке будущих педагогов? Удалось ли преодолеть разрыв между теорией и практикой, ведь от педагога требуется умение применить свои знания в любой ситуации, а не только в стандартной...

— Современные образовательные тренды задают ориентиры в профессиональной подготовке будущих специалистов для системы образования. В связи с этим три года назад коллектив ученых БГПУ разработал проект профессионально-квалификационного стандарта педагога. В нем нашла отражение новая компетентностная модель, которая ориентирует на формирование у педагога широкого спектра новых, востребованных компетенций: для работы в цифровой образовательной среде, для работы в условиях инклюзивного образования, для устойчивой профессиональной самореализации, для жизни в поликультурном мире, компетенции в области устойчивого развития и других.

Участники проекта «Студент на один день в БГПУ», который прошел во время весенних каникул.

Сегодня особенно актуальна подготовка педагога к формированию у школьников функциональной грамотности. Наша страна впервые в 2018 году приняла участие в международном исследовании РІЅА, где проверяются не просто знания учеников, а их способность применять полученные знания в жизни. Результаты исследования показали: чтобы создавать на уроках условия для формирования у школьников читательской, естественнонаучной и математической компетентности, требуется прежде всего готовность самого педагога. И сейчас научные коллективы БГПУ в рамках отраслевой научно-технической программы работают в этом направлении: создают научно-методическое обеспечение, которое позволит подготовить будущих педагогов к работе с учащимися на основе компетентного подхода.

Требования профессионального стандарта связаны с усилением практико-ориентированной направленности педагогической подготовки. Эту задачу мы успешно решаем через совершенствование педагогической практики студентов, придание ей непрерывного характера. Наши студенты осваивают профессиональные компетенции, приходя на практику в лучшие детские сады, школы и гимназии города Минска уже с первого курса. В течение последних четырех лет в БГПУ успешно опробованы и внедряются на всех факультетах такие инновационные формы педагогической практики, как волонтерская практика на первом курсе, педагогическая практика с выделением одного «школьного дня» в неделю для студентов второго курса, педагогическая и летняя практики для студентов третьего курса, Преддипломная практика на четвертом курсе. Таким образом, будущие педагоги максимально рано углубляются в профессиональную среду и постепенно входят в педагогическую профессию.

В связи с эпидемиологической ситуацией в прошлом году успешно был реализован проект «Будущие педагоги — детям», в ходе которого студенты-практиканты проводили дистанционные учебные занятия, разрабатывали и записывали видеоуроки. Теперь этот опыт, доказавший свою эффективность, нашел отражение при конструировании новых образовательных стандартов, обучение по которым начнется во всех регионах Беларуси с сентября 2021 года.

Спортивный, прогрессивный и продвинутый...

— А каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Современный педагог — это «цифровой» учитель, прогрессивный и продвинутый пользователь информационно-коммуникационных технологий, спортивный человек, ведущий здоровый образ жизни. Он обладает технологиями медиации, производительной коммуникации, знаком с коммуникативными кодами поколения Z (современных подростков), поколения Y (их родителей) и поколения Х (дедушек и бабушек).

Я неоднократно говорил, что нам необходимо работать на опережение, понимать, что в эпоху, когда главным ресурсом цивилизационного развития становятся не природные богатства, а человеческий капитал, стремительно возрастает роль учителя с активной жизненной позицией, с глубокой любовью в сердца к детям, своей профессии и своей Родины. Учителя, обладающего новыми, востребованными жизнью компетенциями, в числе которых — компетенции в области ИТ-технологий, инклюзии, педагогической поддержки, компетенции, которые позволят проектировать ему свою жизненную и профессиональную траекторию, развиваться и самообразовываться на протяжении всей жизни, находить оптимальные решения в нестандартных профессиональных ситуациях. Необходимо готовить учителя, способного опережать социальную ситуацию развития современных «цифровых» детей.

— В апреле в университете прошло распределение. Удалось ли вам удовлетворить все заявки?

— В этом году мы распределили 709 выпускников, которые обучались за счет бюджета (681 выпускника первой степени и 28 выпускников магистратуры), в том числе 203 целевика. 14 выпускников-платников также попросили о распределении. 80 % выпускников распределились в Минск и Минскую область. На каждого выпускника мы имели по 2-3 заявки для распределения.

— Педагогические навыки — умение общаться с людьми, достигать понимания, разбираться в сложных знаковых системах, навыки командной работы — нужны не только в системе образования. Поэтому людей с педагогическим образованием сегодня можно встретить в самых разных сферах. Вы можете назвать фамилии самых известных ваших выпускников, которые у всех на слуху?

— Это народные поэты Пимен Панченко и Аркадий Кулешов, министр образования Игорь Карпенко, член-корреспондент, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси Александр Коваленя, бывший генеральный директор НПО «Пеленг», возглавлявший инновационное предприятие более двух десятилетий, лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники Владимир Покрышкин, заместитель председателя Мингорисполкома Александр Цуран, заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Вячеслав Абрамов, эстрадная певица Алена Свиридова, телеведущие Надежда Тимофеева и Глеб Давыдов, четырехкратная олимпийская чемпионка Елена Белова, параолимпийский чемпион Юрий Голуб. Я могу продолжать этот список долго…

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото: пресс-служба БГПУ

Название в газете: «З любоўю ў сэрцы і актыўнай жыццёвай пазіцыяй»

Выбор редакции

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.

Общество

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Громкий гул сирены врасплох застал пенсионерку Веру Васильевну дома.

Политика

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Об этом Президент заявил во время совещания с руководством Совета министров.

Общество

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Беларусь занимает четвертое место в мире по добыче торфа и экспортирует продукцию из него в 25 стран.