Вы здесь

Женщина после 50 стала ремесленницей и осуществила мечту всей жизни


На мастер-класс к ней недавно приезжала целая группа хлебопеков-любителей из Микашевичей и Лунинца. Светлана Калиновская с удовольствием показывала и рассказывала, учила женщин тому, что умеет сама, чему в свое время научилась от мамы. Светлана Федоровна не из тех мастеров, кто скрывает секреты и ни за что не поделится рецептом вкусного пирога, она умеет угощать, умеет и рассказывать, а еще прекрасно поет, занимается рукоделием и дарит людям свои изделия. Такой вот человек-позитив, которых сейчас не часто и встретишь.


Светлана Калиновская (слева) вместе с сестрой Тамарой Брюхан за работой.

Рецепты — от мамы

Новичкам от хлебопечения она показывает обычно свой любимый пирог с творогом и хлеб с картофелем. Картошечку предварительно тушить до полуготовности с луком на масле, а потом перемежевываем тонкими слоями тесто. Начинку, по ее словам, раскладывают по бокам и внутри, защипывают, а затем всю «конструкцию» выворачивают, и получается такой хлеб-солнце, который долго не черствеет. Но главный секрет рукодельницы заключается в любви к своему делу. Светлана часто употребляла слово «любовь» во время нашей беседы, например, сказала так: «Мама дала нам столько любви, что на всю жизнь хватает».

Родилась и выросла Светлана Калиновская в деревне Любань Лунинецкого района. Рассказала, что их у родителей было пятеро. Мама в 27 лет осталась вдовой, одна поднимала детей. От тяжелой сельской работы иной раз казалось, что вот-вот упадет. Но ведь та никогда не показывала усталости и очень часто баловала детвору домашними пирогами, пекла хлеб, печенье, пряники. Молоко и масло были свои, муку и сахар покупали. В детстве все выглядело естественным, включая материнскую силу, неисчерпаемую энергию. Сегодня Светлана Федоровна рассуждает, пытается осознать, что же давала силы ее матери — простой деревенской женщине. И приходит к выводу, что характер был заложен в детстве, все в лице человека — от семьи. У родителей Татьяны Конопацкой когда-то родилось десять детей. Саму Татьяну мать родила в поле, когда пошла сгребать сено.

— Тогда в наших краях были сплошь болота. Сено для коровы добывали на любом клочке земли. Чтобы добраться до сенокоса, иногда нужно было пройти чуть ли не по шею в воде либо плыть на лодке. Вот так и пошла моя бабушка, беременная мамой, по пояс в воде, а когда сгребала капы с две сено, пришло время родить. Ну и родила в поле. Под вечер дед приехал за ней и ребенком на лодке. А по дороге домой любопытные односельчанки поделились с ней новостью «Слышала ли ты, Федося, что на болоте баба родила?!» А та в ответ: «Нет, не слышала». Ведь постеснялась признаться, а младенец, к счастью, спал, прикрытый полотенцем, и маму не выдал.

— Дед был такой хозяин, — продолжает Светлана, — что в 1939-м году чуть не записали в кулаки, спасло только то, что никогда не нанимал работников для хозяйства, справлялись своей семьей. А когда пришли немцы, то его дом как лучшую в деревне выбрали для размещения офицера. Только вот «отблагодарили» оккупанты за постой своеобразно: покидая деревню, дом сожгли.

Нашла свое

И еще, на что всегда обращала внимание мать Светланы, говоря о своем детстве: ее родители растили так много детей и никогда между собой не ссорились. Дети не слышали ругательства в доме. А вот песни звучали всегда. Все мамины сестры певуньи, и она поет. Если после инсульта исчезла речь, способность напевать осталась. Сейчас мать Светланы, К сожалению, не встает, не разговаривает, ей нужен постоянный уход.

Последнее и стало причиной того, что Светлана оставила работу школьного лаборанта. А потом зарегистрировалась в качестве ремесленника. Светлана Федоровна сейчас занимается любимым делом всей жизни: печет хлеб и ароматные булки.

В свое время она работала и парикмахером, и, как уже говорилось, лаборантом, к любому делу подходила с душой. Когда вышла замуж, переехала к мужу в деревню Черебасово, потом жили в Редигерове. А когда уже в их семье было трое детей, врачи посоветовали переезжать из мест, пострадавших от чернобыльской аварии. Тогда они перебрались в Высокое.

Но где бы она ни жила и ни работала, выпечка хлеба была для нее любимым делом. «За этой работой мысли словно выстраиваются в одну линию, приходит в порядок душа. Говорят, тяжело хлеб месить, ведь тесто любит руки, — рассуждает Светлана, — но я трудности не испытываю, потому что это мое».

Утешение для тещи

Дети, а их у Светланы трое, конечно, поддерживают увлечение матери, хотя и не проминают пошутить. Сын, бывает, перед выходными звонит, что собирается приехать, интересуется, чем занимается мама. Если та скажет, что будет булки печь, он парирует: «Тогда мы не поедем». Ведь это значит, что она будет очень занята целый день с утра до вечера.

А минский зять-священник говорит так: «Эта работа не ремесло, а утешение для моей тещи». «Пусть и так», — соглашается она. Ведь в нынешней ситуации, когда из-за болезни матери она привязана к дому, ремеслом фактически не зарабатывает, в лучшем случае возвращает затраченные на выпечку средства. Но ведь ее продукцию уже оценили многие посетители областных и районных «Дожинок», бывает, заказывают пироги и караваи на свадьбу, на юбилеи, другие мероприятия — и всегда потом благодарят за вкуснятину, восхищаются умением и мастерством пекаря. А это для нее главное.

Рецепты выпечки перешли Светлане Калиновской от мамы, та в свое время мастерству научилась от матери. Иногда нашей героине на помощь приходит сестра Тамара, которая также с удовольствием становится к столу и плите. Муж подарил на юбилей еще одну духовку. Поэтому сейчас можно поставить несколько коврижек одновременно: например, с орехами, с овсяными хлопьями, с кунжутом, с тмином, с чесноком. И дом наполнится неповторимым, несравненным запахом хлеба, без которого в этой семье уже давно не обходится ни один праздник либо общий банкет. И не только в семье. Светлана с удовольствием угощает друзей и знакомых. А еще делает своими руками много разных сувениров, например шьет шапки-колпаки на кастрюле — чтобы долго сохранялось тепло. Кстати, такую вещь можно использовать, если продукты нужно обезопасить от нагревания, например при перевозке.

Творческую жилку она передала в наследство детям. Дочь Светланы профессионально занимается росписью икон, сыновья Вячеслав и Семен в свободное от работы время делают гипсовые фигурки для отделки ландшафта. А она сама успевает ухаживать за больной матерью, поддерживать в образцовом порядке дом, в котором хотя бы раз в неделю обязательно пахнет свежим хлебом.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Название в газете: Цеста любіць рукі

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.