Вы здесь

Будет ли у нас массовое производство экологических машин


В Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» масштабно отметили День электротранспорта. Скутеры, самокаты, а также автомобили и автобусы на электрическом ходу — не просто средство передвижения, а транспорт завтрашнего дня. Переход на экологически чистые машины позволит снизить негативное влияние на природу. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автомобильные концерны. И наша страна не остается в стороне. Курс на экологию поддерживается на самом высоком уровне.


Парк электрокаров увеличился практически вдвое

Открывая день электротранспорта, министр энергетики Виктор Каранкевич отметил, что количество электромобилей в нашей стране достигло 4 тысячи штук. За первое полугодие этого года в нашу страну ввезено 2112 электромобилей — больше, чем за весь прошлый год (1810 штук). Растет объем потребления электроэнергии зарядными станциями для электромобилей — за пять месяцев текущего года он составил 3,8 млн кВт.г, что на 23 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Виктор Каранкевич заметил, что ведущие страны мира в прошлом году начали движение к глобальной электрификации транспорта. Только в 2020 году в мире было продано более 3 млн электромобилей. Их общее количество превысило 10 млн единиц. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 млн. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны. Динамично обновляется и парк городского электрического транспорта.

«В повышении уровня электромобильности заинтересована и наша страна. Для этого создаются необходимые условия, приняты стимулирующие меры. Развитие электротранспорта, расширение сети зарядных станций обозначено главой государства как одна из важных задач в текущей пятилетке. Строительство Белорусской атомной станции — это новые возможности для укрепления потенциала отрасли», — подчеркнул министр"

Глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко рассказал, что в парке упомянутое направление активно развивается. «Из 71 резидента, которые в настоящее время зарегистрированы в «Великом камне», восемь тем или иным образом продвигают тему электротранспорта. Буквально в скором времени несколько будущих резидентов-инвесторов планирует также зайти к нам в парк и развивать данную отрасль», — отметил он.

В свою очередь, генеральный директор СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Янь Ган отметил, что этим летом в разных уголках мира фиксируется аномально высокая температура воздуха. И Беларусь не исключение. Здесь в течение месяца стоит жаркая погода — это яркий пример правления глобального потепления. В связи с этим ООН в рамках глобального сотрудничества в сфере климата активно продвигает использование экологически чистых источников энергии, создание «зеленой» экосистемы и обеспечение устойчивого развития нашего общества. В автомобильной отрасли, занимающей лидирующую позицию по выбросу углекислого газа в атмосферу, переход к новым источникам энергии и уход от традиционных топливных источников является очень важным.

Наш Минпром не спит в шапку — троллейбусы на автономном ходу

Ни для кого не секрет, что ведущие страны мира стремятся к полному переходу на электротранспорт. Крупные автоконцерны анонсировали отказ от выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — как легковых, так и грузовых. В этом году ожидается появление около 150 новых моделей электрокаров. В Беларуси также одним из приоритетных направлений в промышленности на ближайшие годы является развитие электротранспорта. О том, какая в связи с этим работа проводится в системе Минпрома, о стратегии ее реализации, а также к чему идет страна в области электростроения, рассказал первый замминистра промышленности Сергей Гунько.

По его словам, основная сфера применения электротранспорта — это пассажирский транспорт. Над этим направлением в Беларуси работают два предприятия — «Белкоммунмаш» и Минский автозавод. Электрический сегмент представлен троллейбусной техникой классической формы постройки, а также с автономным ходом.

«Мы полностью закрываем потребности страны в этом виде техники. В частности, в прошлом году мы увеличили мощности за счет введения сборочного производства в Жодино. На его площадях будут выпускаться новейшие электробусы различных модификаций. Ежегодно здесь смогут собирать более 300 транспортных средств. А это новые мощности в дополнение к тем, которые уже есть на МАЗе и «Белкоммунмаше», — заявил специалист.

Электробусы и электрокары

Что касается электробусов, здесь те же лидеры — «Белкоммунмаш» и МАЗ. «Предприятия используют две разные концепции построения техники. Причем обе из них абсолютно жизнеспособны. Концепция „Белкоммунмаш“ основана на быстрых зарядных станциях. Методика МАЗа базируется на большей емкости батареи», — пояснил представитель Минпрома.

В сфере грузового электротранспорта разрабатывается концепция машины для ритейл-сетей, способной перевозить до 10 тонн товара, а также электрогрузовик, но с меньшей грузоподъемностью — до 6 тонн.

Разработкой легковых электрических машин занимается завод «Белджи». «У нас есть большое желание организовать в Беларуси массовое производство электрических автомобилей. Имеются договоренности с компанией „Джили“ по первой тысяче единиц уже в этом году. Образец у нас уже есть. Машина собрана на оборудовании в нашей стране. Мы планируем в ближайшее время провести его тестирование. Кстати, буквально недавно начали принимать заказы на первую партию данных машин и уже получили запрос на 254 машины. Что насчет цены, наша позиция такова: цена не должна превышать 30 тысяч долларов», — рассказал Сергей Гунько. Изначально будет создаваться машина представительного класса. Вслед за ее выпуском, можно подумать и над упрощенной комплектацией. Такая машина будет чуть дешевле.

«Первая промышленная партия необходима для того, чтобы изучить этот рынок, показать новую модель, привить культуру покупки электромобиля с помощью системы кредитования и лизинга», — добавил он.

Двигатели и аккумуляторы

Насчет элементной базы Сергей Гунько отметил: «Тренд такой — сначала мы привлекаем максимально известные бренды. Если производство отлажено и получен продукт — занимаемся локализацией. Один из крупных проектов, который мы хотим завершить в начале следующего года, — это тяговый двигатель для электробусов. Данный проект мы готовим совместно с институтом машиностроения Академии наук. Уже получены опытные образцы двигателя и отработаны технические решения. Изделия неплохо себя зарекомендовали, и в планах на базе „Могилевлифтмаша“ создать новое производство этих двигателей».

Говоря о создании аккумуляторов на базе отечественного производства, представитель Минпрома обратил внимание, что аккумулятор довольно сложное устройство с огромными требованиями. «Основной элемент аккумулятора — это ячейки. Они в Беларуси не производятся, потому что у нас нет необходимых полезных ископаемых. В основном такую продукцию производит Китай, — сказал специалист. — Например,«Белкоммунмаш» максимально локализовал себя в строительстве аккумуляторных батарей. Завод приобретает у разных производителей ячейки и на их базе делает аккумуляторы. В свою очередь, МАЗ провел плодотворные переговоры с компанией-поставщиком батарей. Надеемся, что создадим совместное производство».

«Для автомобилей мы еще не готовы разрабатывать такие высокоинтеллектуальные продукты, так как, к сожалению, у нас нет опыта полного цикла производства электрических машин. Таким образом, говорить об аккумуляторах еще рано», — заявил Сергей Гунько.

Зарядные станции: для себя и на продажу

Производством зарядных станций в стране занимаются четыре компании. Национальный оператор ПО «Белоруснефть» — «Молния», работает с ними.

Заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик рассказал, что первые супербыстрые электрозарядные станции появятся в Беларуси в 2022 году. Уже через год — в июле в Минске будет запущен первый супербыстрый зарядный комплекс для электромобилей. В проработке — проект по установке зарядных станций и для электробусов. «В тех местах, где есть спрос на зарядку электромобилей, мы планируем ставить супербыстрые комплексы как для электромобилей, так и для электробусов», — пояснил Андрей Котик.

Кроме того, в рамках сотрудничества с ПРООН будет реализован проект по установке трех супербыстрых зарядных комплексов на трассе М1. В целом, сегодня в стране имеется 450 зарядных станций для электромобилей, к концу 2021 года их количество вырастет до 600.

В свою очередь, замминистра энергетики Денис Мороз отметил: «Считаем, что для оптимизации материальных и временных затрат установка электрозарядных станций должна осуществляться в первую очередь вблизи подстанций, где имеется соответствующий резерв мощности».

Фактически, по зарядным станциям наша страна сегодня может в полном объеме удовлетворить заказчика и покупателя. Такие «подзарядки» можно устанавливать во дворе и гараже — ведь есть самый широкий выбор модификаций.

Сергей Гунько также напомнил, что совместно с Министерством экономики разработан проект указа, предусматривающий налоговые и иные льготы для юридических лиц при покупке электромобиля, а также стимулирующие меры для населения. Проект документа согласовывается с правительством и в конце лета — начале сентября будет представлен главе государства. «В целом в Беларуси мы рассчитываем создать все направления производства электротранспорта. До конца года мы хотим закрыть все ниши реального и в будущем возможного рынка эксплуатации электрических машин», — подытожил Сергей Гунько.

Машины маленькие, но свои​

На выставке были представлены как легковые авто, так и спецтехника на электротяге. Например, ледозаливающая машина МТЗ. В числе экспонатов — электробусы «Белкоммунмаш» и МАЗ, одни из последних моделей электромобилей Tesla, BMW, Chevrolet.

Среди знаменитых экспонатов оригинальностью выделялась одна модель, разработанная отечественными учеными.

Заместитель начальника НИЦ »Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин" Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Дмитрий Кабанов познакомил нас со своей разработкой в сфере электротранспорта. Это макетный образец каркасно-панельного электромобиля Academіc Electro. Он предназначен для перевозок по закрытым территориям (без выезда на дороги общего пользования) и рассчитан на двух пассажиров. Максимальная скорость — 50 км / ч. каркасно-панельный тип кузова позволяет осуществлять выпуск мелкими сериями под требования заказчика.

«Его особенность в том, что силовая часть кабины не содержит металлических элементов: она сделана из стеклопластика. Вся управляющая электроника разработана и изготовлена у нас. Это электромобиль для закрытых территорий (лесные хозяйства, парки, предприятия). Если на такую машину будет спрос, можно доработать эту модель, чтобы она могла ездить по дорогам общего пользования и с большей скоростью», — рассказал Дмитрий Кабанов.

Что же, возможно, и эту модель мы скоро увидим в реальной жизни.

Сергей КУРКАЧ 

Фото автора 

Название в газете: Электратранспарту шмат не бывае

Выбор редакции

Общество

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Часто непонятный «шарик» может быть, например, фиброаденомой.

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.