Вы здесь

На дне венецианской лагуны нашли древнеримскую дорогу


На дне венецианской лагуны находится хорошо сохранившаяся древнеримская дорога. Она соединяла несколько древних поселений, развалины которых покоятся на дне Средиземного моря. Описание находки опубликовал научный журнал Scientific Reports, сообщает ТАСС.


«Считается, что Венецию построили на своеобразном „пустыре“, где до этого не было других поселений. Поэтому археологи считали, что все артефакты и фрагменты зданий, которые ранее находили на дне лагуны, попали туда с континента. Наше открытие говорит, что во времена античности в венецианской лагуне было множество древнеримских поселений», — пишут исследователи.

В отличие от Древней Греции, Рим не может похвастаться столь же богатым культурным наследием. Однако римляне оставили большой след и в других областях общественной жизни, в том числе в юриспруденции и архитектуре. Многие древнеримские постройки и дороги сохранились почти в первозданном виде, а некоторые из них до сих пор используют.

Ученые под руководством Фантины Мадрикардо из Института изучения моря (Италия) нашли на дне венецианской лагуны один из самых необычных примеров древнеримских дорог. В далеком прошлом она соединяла сразу несколько береговых поселений.

Венецианская лагуна — это крупный мелководный залив, около 8% общей площади которого занимают мелкие острова. Ученые предполагают, что в прошлом эти острова были значительно больше, так как в эпоху античности уровень Средиземного моря был ниже. Поэтому некоторые археологи считают, что на территории лагуны в прошлом могло быть сразу несколько древнеримских поселений.

Мадрикардо и ее коллеги попытались проверить, так ли это на самом деле. Они «просветили» часть дна лагуны эхолокаторами и другими приборами. Оказалось, что в северной части лагуны, неподалеку от небольшого городка Каваллино-Трепорти, было несколько необычных форм рельефа антропогенного происхождения. Подводные археологи пришли к выводу, что это часть древнеримской дороги, которая соединяла венецианское побережье с другими областями империи.

Эту гипотезу подтверждает структура грунта, а также множество артефактов, которые нашли рядом с подводной дорогой. Среди них — так называемые «базоли» — булыжники, которыми покрывали верхний слой древнеримских дорог. Кроме того, все обнаруженные сегменты дороги были направлены строго в одну сторону, что также характерно для древнеримских транспортных магистралей, которые всегда имели форму прямой линии.

Также об этом говорит, что та часть дна лагуны, где нашли дорогу, в античности была частью береговой линии Средиземного моря, так как в то время его уровень был ниже современного примерно на 5–9 метров. Ученые полагают, что эта транспортная магистраль соединяла прибрежные селения с крупными портами — Альтинумом на севере и Клодией на юге.

Ученые надеются, что эту теорию помогут проверить дальнейшее изучение дна венецианской лагуны. Если она подтвердится, у археологов будет больше оснований полагать, что на побережье Северной Италии скрывается значительно больше следов древних римлян, чем было принято считать ранее.

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.