Вы здесь

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена


Лейтмотив этого лета, спортивно-массовое мероприятие «Вытокі. Крок да Алімпу», закончило свое путешествие по регионам Беларуси. Лида, Орша, Кобрин, Мозырь, Бобруйск, Солигорск — города, положившие начало новой истории. Обязательным пунктом программы в каждом городе была выставка работ современного белорусского искусства «Колесо времени» и выставка конкурса детских рисунков «Мой крок да Алімпу». Вернисаж открывался в первый день фестиваля и целые выходные радовал своих посетителей. Все это было возможно благодаря галерее «АртХаос». Глава галереи Лилия Лукашенко поделилась опытом участия в фестивале «Вытокі. Крок да Алімпу» и рассказала, почему современное белорусское искусство стоит внимания.


— Лилия Валерьевна, подведите, пожалуйста, результат выставки «Колесо времени» в частности и всего фестиваля «Вытокі. Крок да Алімпу» в целом. Все задуманное удалось выполнить?

— Каждый раз в начале нового проекта планируется многое, но потом на месте приходится что-то менять, подстраиваться под новый город. Что-то не получается, меняется или вообще случается что-то неожиданное, но приятное. Главная тема нашего проекта «Вытокі. Крок да Алімпу» — показать то, с чего все начинается, откуда мы черпаем свои силы. И в каждом городе мы делали акцент на особенностях, на которых следует сосредоточить внимание. В этом мы достигли, чего хотели. Мы хотели поднять слой нашего национального, традиционного. Мы хотели обратить внимание на то, что мы страна с богатой историей, интересными традициями, которые, к сожалению, уходят в небытие, а мы живем современными «Тик-Током», «Инстраграмом» и вообще стремимся быть похожими на кого-то. Наша проблема в том, что мы под кого-то подстраиваемся. Но наша культура такая, какая есть, и этим она примечательна. И выставка тоже это показывает.

— Интересно, что в каждом городе фестиваль начинался с презентации местного историко-культурного наследия. А вы демонстрируете людям современное искусство. Получается колесо времени в действии...

— Сама идея фестиваля от четырех организаторов предусматривает нестандартный формат. У нас несколько направлений и каждый самодостаточный, мы попытались объединить, казалось бы, несовместимые вещи — спорт, культуру и образование. И мне кажется, нам это удалось и получился хороший семейный фестиваль. У каждого из четырех организаторов была своя идея и свои ожидания от проекта. И вместе мы пришли к общей концепции, которая оказалась удачной. Просто идейные люди объединились в одну команду и нашли общий язык. Идея поднять наши традиции, культуру, показать искусство отразилась в программе, которой мы придерживались в каждом регионе. Даже если кто-то из регионов хотел привнести что-то свое, мы просили не отступать от концепции, ведь в ней объединены традиционная и современная культура с плавным переходом к спортивной программе. Люди уже так устали от пандемийного напряжения, им просто хочется праздника. И мы были рады его подарить.

— Для галереи «АртХаос» это первый опыт участия в таком крупном республиканском проекте?

— Можно сказать, что первый. Галерея участвует в «Славянском базаре», там работает наша выставка. Но в таком масштабном фестивале — впервые. Всегда хочется вырваться за пределы, новые веяния приносят позитив и вдохновение. И это очень важно. В Минске все сконцентрировано, там все есть. А мы хотели поделиться этим творчеством с регионами и показать, что творить можно везде.

— Как появилась идея конкурса детских рисунков? Это попытка привлечь молодежь к фестивалю?

— Название конкурса «Мой крок да Алімпу», и когда к нам обращались с вопросом «что нарисовать», мы отвечали, что шаг к Олимпу у каждого свой и необязательно в спорте. Мы просили детей показывать свои достижения в разных сферах. Понятно, что у них немного другое понимание. Хотя были очень интересные работы. Безусловно, не все дети, занимающиеся в художественных студиях, станут художниками. Мы решили объединить детские рисунки и картины художников в одном зале, чтобы сматывать детей не останавливаться на достигнутом и идти вперед. Очень хочется, чтобы талантливые дети нашли себя в жизни.

— Очень запоминается работа, где изображен малыш, который учится ползать...

— Да, это ведь тоже шаг к Олимпу! Была девочка, которая нарисовала свои впечатления от момента, когда ей вручали диплом. У детей достаточно глубокий внутренний мир, и если его не загонять в рамки и не навязывать тему, то они проявят себя во всем многообразии. Детям в этом плане нужно давать свободу.

— Во время спортивного квеста тренеры отмечали талантливых, перспективных детей, которых приглашали в спортивные секции. В вашей художественной области, такой принцип прослеживался?

— У нас немного другой формат. Мы все работы с конкурса рисунков внимательно просматривали и выбирали три лучших, плюс приз зрительских симпатий. Мы сделаем выставку этих лучших работ от каждого региона в нашей галерее, в Минске. И планируем выпустить буклет с этими работами. Пусть он будет небольшой, но для детей это уже Олимп. Понятно, что мы не сможем наблюдать за каждым ребенком, ведь они все живут в разных регионах. Но ребенок, который хочет творить, имеет стремление и талант, не должен потерять свой стержень, свою мечту, и мы пытаемся в этом помочь.

— Лилия Валерьевна, вы отмечали, что идея выставки — собрать различных современных художников. А обращали ли внимание на место рождения этих художников, чтобы собрать еще и представителей всех регионов?

— Целенаправленно — нет. Выбирая картины, мы хотели показать разнообразие стилей и направлений. Мы хотели показать и детям, что каждый художник по-своему себя выражает. И по воле судьбы получилось так, что представлены почти все области. Некоторые художники даже родом из мест, где проходили «Вытокі».

— А в каком городе была самая яркая обратная связь от посетителей выставки?

— Когда начинается новый проект, к нему много внимания. Люди его не знают и размышляют, уделять ему свое время или нет. А когда включается «сарафанное радио», люди больше говорят о проекте, то и интерес растет. Так и у нас получилось. Сработало «сарафанное радио». Обратная связь пошла по нарастающей. И не потому, что один город принимал нас лучше, а другой — хуже. А потому, что с каждым городом мы становились более узнаваемы. И от города к городу нас больше ждали люди, и даже дети активнее присылали рисунки.

— Так сложилось, что почти все, включая культурную жизнь, сконцентрировано в столице. А как развивается современная живопись в регионах?

— Любовь к искусству была повсюду и во все времена. Но данная сфера никогда не была массовой. Это в первую очередь порыв человека, зов его души, независимо от места проживания. Конечно, любая столица имеет преимущество, ведь она собирает все лучшее. Но все равно культурная жизнь в регионах есть. И так приятно, когда на нашу выставку приходили люди, которые уже соскучились по культурным событиям, ждали их. Возможно, у регионов меньше шансов увидеть что-то масштабное. Но они стараются своими силами. И задача «Вытокаў» — привлечь, заинтересовать людей прийти, посмотреть и открыть для себя что-то новое или просто насладиться.

— Какие тенденции в современной белорусской живописи вы как специалист можете выделить?

— У нас всегда были прекрасные художественные школы, и, по моему мнению, очень хорошо, что сохранились их традиции. Мне импонирует, что наше искусство базируется на традициях. Безусловно, наши художники учатся у зарубежных коллег, что-то перенимают. И меня радует, что у нас есть все — от традиционного до современного. Хотелось бы еще обратить внимание на такой момент. Сегодня все можно увидеть в интернете. Но ни одна картина через экран полностью на раскроется, не передаст эмоции. И нам хочется, чтобы люди поняли, что когда общаешься с тем или иным произведением онлайн и вживую — это совсем другие эмоции и совсем другой результат такого взаимодействия.

— В выставке можно увидеть много пейзажей, то есть современные художники возвращаются к природе, к своим истокам?

— Действительно, пейзажей достаточно, пожалуй, они ближайшие к нашим истокам. И этим наша школа сильна, что мы сохранили такую традиционность. Мы не бросаемся в крайности. Благодаря нашей Академии искусств, молодые художники пробуют разные направления и находят что-то свое. У нас такая красивая страна, едешь и аж глаз радуется. Так почему бы не писать пейзажи?

— Лично вам какой жанр нравится больше всего?

— Мне нравится многое — Витебская школа, традиционные направления. Я люблю советский соцреализм, не так давно к нему пришла, что-то тянет. Не могу выделить какой-то один жанр. Бывает, смотришь на картину и она не вызывает никаких чувств, а у кого-то вызывает ассоциации, воспоминания. И когда происходит «химия» — это прекрасно, важно независимо от жанра.

— Лилия Валерьевна, есть мнение, что к пониманию искусства нужно «прийти». Что это значит?

— Я подобный вопрос задавала профессиональному коллекционеру, когда начинала углубляться в тему искусства. Он мне ответил — «смотри, смотри, смотри». Чем больше смотришь на картины, тем больше начинаешь их понимать, начинаешь выборочно к ним подходить. Что-то начинает больше нравиться, что-то меньше и потихоньку приходит понимание.

— Часто можно услышать, что определенная картина «плохая, некачественная». Но можно ли так сказать о произведении искусства?

— Если работа кому-то нравится, значит, она достойна внимания, если она не оставила человека равнодушным. Искусство может радовать и обижать. Разумеется, с профессиональной точки зрения есть моменты, которые оцениваются, — и композиция, и сочетание цветов, и еще много чего. Недаром в Академии искусств этому учат. Есть разного рода моменты, на которых сосредотачивают внимание специалисты. Есть правила, которых художникам следует придерживаться. Но если картина кому-то понравилась значит она хороша как минимум для этого человека.

— Название вашей галереи «АртХаос». Если учитывать, что «арт» — это искусство, а «хаос» — беспорядок, можно сделать вывод, что название галереи — это творческий беспорядок?

— Пожалуй, можно и так сказать. Мы хотели в этом хаосе показать разнообразие искусства. Сейчас в галереях принято брать одно направление и работать только с ним. А мы хотим показать все белорусское искусство. И этот хаос в нашем случае — разнообразие стилей и направлений. В названии у буквы «о» изображена буква «у». «Хаус» — как известно дом, свое, родное. Мы немного «поиграли» со словами.

— Фестиваль «Вытокі. Крок да Алімпу» почти закончился. У выставки «Колесо времени» будет продолжение?

— Я надеюсь, что «Вытокі» хоть и закончатся в этом году, но в будущем в какой-то степени останутся. Эта идея очень близка нам, организаторам, и востребована в регионах. Она нашла отклик. Поэтому мы найдем какую-то другую форму или оставим эту. Что касается галереи, то мы не хотим стоять на месте, мы постоянно ищем что-то новое. Будут «Вытокі» — будем работать с ними. Все требует развития, ни в коем случае нельзя останавливаться, поэтому мы будем участвовать в различных проектах. Этим летом мы познакомились с интересными людьми по всей стране, они нас приглашают к себе. Думаю, что-то новое придумаем.

Валерия СТЕЦКО

Фото из архива героини

Выбор редакции

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают