Вы здесь

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена


Лейтмотив этого лета, спортивно-массовое мероприятие «Вытокі. Крок да Алімпу», закончило свое путешествие по регионам Беларуси. Лида, Орша, Кобрин, Мозырь, Бобруйск, Солигорск — города, положившие начало новой истории. Обязательным пунктом программы в каждом городе была выставка работ современного белорусского искусства «Колесо времени» и выставка конкурса детских рисунков «Мой крок да Алімпу». Вернисаж открывался в первый день фестиваля и целые выходные радовал своих посетителей. Все это было возможно благодаря галерее «АртХаос». Глава галереи Лилия Лукашенко поделилась опытом участия в фестивале «Вытокі. Крок да Алімпу» и рассказала, почему современное белорусское искусство стоит внимания.


— Лилия Валерьевна, подведите, пожалуйста, результат выставки «Колесо времени» в частности и всего фестиваля «Вытокі. Крок да Алімпу» в целом. Все задуманное удалось выполнить?

— Каждый раз в начале нового проекта планируется многое, но потом на месте приходится что-то менять, подстраиваться под новый город. Что-то не получается, меняется или вообще случается что-то неожиданное, но приятное. Главная тема нашего проекта «Вытокі. Крок да Алімпу» — показать то, с чего все начинается, откуда мы черпаем свои силы. И в каждом городе мы делали акцент на особенностях, на которых следует сосредоточить внимание. В этом мы достигли, чего хотели. Мы хотели поднять слой нашего национального, традиционного. Мы хотели обратить внимание на то, что мы страна с богатой историей, интересными традициями, которые, к сожалению, уходят в небытие, а мы живем современными «Тик-Током», «Инстраграмом» и вообще стремимся быть похожими на кого-то. Наша проблема в том, что мы под кого-то подстраиваемся. Но наша культура такая, какая есть, и этим она примечательна. И выставка тоже это показывает.

— Интересно, что в каждом городе фестиваль начинался с презентации местного историко-культурного наследия. А вы демонстрируете людям современное искусство. Получается колесо времени в действии...

— Сама идея фестиваля от четырех организаторов предусматривает нестандартный формат. У нас несколько направлений и каждый самодостаточный, мы попытались объединить, казалось бы, несовместимые вещи — спорт, культуру и образование. И мне кажется, нам это удалось и получился хороший семейный фестиваль. У каждого из четырех организаторов была своя идея и свои ожидания от проекта. И вместе мы пришли к общей концепции, которая оказалась удачной. Просто идейные люди объединились в одну команду и нашли общий язык. Идея поднять наши традиции, культуру, показать искусство отразилась в программе, которой мы придерживались в каждом регионе. Даже если кто-то из регионов хотел привнести что-то свое, мы просили не отступать от концепции, ведь в ней объединены традиционная и современная культура с плавным переходом к спортивной программе. Люди уже так устали от пандемийного напряжения, им просто хочется праздника. И мы были рады его подарить.

— Для галереи «АртХаос» это первый опыт участия в таком крупном республиканском проекте?

— Можно сказать, что первый. Галерея участвует в «Славянском базаре», там работает наша выставка. Но в таком масштабном фестивале — впервые. Всегда хочется вырваться за пределы, новые веяния приносят позитив и вдохновение. И это очень важно. В Минске все сконцентрировано, там все есть. А мы хотели поделиться этим творчеством с регионами и показать, что творить можно везде.

— Как появилась идея конкурса детских рисунков? Это попытка привлечь молодежь к фестивалю?

— Название конкурса «Мой крок да Алімпу», и когда к нам обращались с вопросом «что нарисовать», мы отвечали, что шаг к Олимпу у каждого свой и необязательно в спорте. Мы просили детей показывать свои достижения в разных сферах. Понятно, что у них немного другое понимание. Хотя были очень интересные работы. Безусловно, не все дети, занимающиеся в художественных студиях, станут художниками. Мы решили объединить детские рисунки и картины художников в одном зале, чтобы сматывать детей не останавливаться на достигнутом и идти вперед. Очень хочется, чтобы талантливые дети нашли себя в жизни.

— Очень запоминается работа, где изображен малыш, который учится ползать...

— Да, это ведь тоже шаг к Олимпу! Была девочка, которая нарисовала свои впечатления от момента, когда ей вручали диплом. У детей достаточно глубокий внутренний мир, и если его не загонять в рамки и не навязывать тему, то они проявят себя во всем многообразии. Детям в этом плане нужно давать свободу.

— Во время спортивного квеста тренеры отмечали талантливых, перспективных детей, которых приглашали в спортивные секции. В вашей художественной области, такой принцип прослеживался?

— У нас немного другой формат. Мы все работы с конкурса рисунков внимательно просматривали и выбирали три лучших, плюс приз зрительских симпатий. Мы сделаем выставку этих лучших работ от каждого региона в нашей галерее, в Минске. И планируем выпустить буклет с этими работами. Пусть он будет небольшой, но для детей это уже Олимп. Понятно, что мы не сможем наблюдать за каждым ребенком, ведь они все живут в разных регионах. Но ребенок, который хочет творить, имеет стремление и талант, не должен потерять свой стержень, свою мечту, и мы пытаемся в этом помочь.

— Лилия Валерьевна, вы отмечали, что идея выставки — собрать различных современных художников. А обращали ли внимание на место рождения этих художников, чтобы собрать еще и представителей всех регионов?

— Целенаправленно — нет. Выбирая картины, мы хотели показать разнообразие стилей и направлений. Мы хотели показать и детям, что каждый художник по-своему себя выражает. И по воле судьбы получилось так, что представлены почти все области. Некоторые художники даже родом из мест, где проходили «Вытокі».

— А в каком городе была самая яркая обратная связь от посетителей выставки?

— Когда начинается новый проект, к нему много внимания. Люди его не знают и размышляют, уделять ему свое время или нет. А когда включается «сарафанное радио», люди больше говорят о проекте, то и интерес растет. Так и у нас получилось. Сработало «сарафанное радио». Обратная связь пошла по нарастающей. И не потому, что один город принимал нас лучше, а другой — хуже. А потому, что с каждым городом мы становились более узнаваемы. И от города к городу нас больше ждали люди, и даже дети активнее присылали рисунки.

— Так сложилось, что почти все, включая культурную жизнь, сконцентрировано в столице. А как развивается современная живопись в регионах?

— Любовь к искусству была повсюду и во все времена. Но данная сфера никогда не была массовой. Это в первую очередь порыв человека, зов его души, независимо от места проживания. Конечно, любая столица имеет преимущество, ведь она собирает все лучшее. Но все равно культурная жизнь в регионах есть. И так приятно, когда на нашу выставку приходили люди, которые уже соскучились по культурным событиям, ждали их. Возможно, у регионов меньше шансов увидеть что-то масштабное. Но они стараются своими силами. И задача «Вытокаў» — привлечь, заинтересовать людей прийти, посмотреть и открыть для себя что-то новое или просто насладиться.

— Какие тенденции в современной белорусской живописи вы как специалист можете выделить?

— У нас всегда были прекрасные художественные школы, и, по моему мнению, очень хорошо, что сохранились их традиции. Мне импонирует, что наше искусство базируется на традициях. Безусловно, наши художники учатся у зарубежных коллег, что-то перенимают. И меня радует, что у нас есть все — от традиционного до современного. Хотелось бы еще обратить внимание на такой момент. Сегодня все можно увидеть в интернете. Но ни одна картина через экран полностью на раскроется, не передаст эмоции. И нам хочется, чтобы люди поняли, что когда общаешься с тем или иным произведением онлайн и вживую — это совсем другие эмоции и совсем другой результат такого взаимодействия.

— В выставке можно увидеть много пейзажей, то есть современные художники возвращаются к природе, к своим истокам?

— Действительно, пейзажей достаточно, пожалуй, они ближайшие к нашим истокам. И этим наша школа сильна, что мы сохранили такую традиционность. Мы не бросаемся в крайности. Благодаря нашей Академии искусств, молодые художники пробуют разные направления и находят что-то свое. У нас такая красивая страна, едешь и аж глаз радуется. Так почему бы не писать пейзажи?

— Лично вам какой жанр нравится больше всего?

— Мне нравится многое — Витебская школа, традиционные направления. Я люблю советский соцреализм, не так давно к нему пришла, что-то тянет. Не могу выделить какой-то один жанр. Бывает, смотришь на картину и она не вызывает никаких чувств, а у кого-то вызывает ассоциации, воспоминания. И когда происходит «химия» — это прекрасно, важно независимо от жанра.

— Лилия Валерьевна, есть мнение, что к пониманию искусства нужно «прийти». Что это значит?

— Я подобный вопрос задавала профессиональному коллекционеру, когда начинала углубляться в тему искусства. Он мне ответил — «смотри, смотри, смотри». Чем больше смотришь на картины, тем больше начинаешь их понимать, начинаешь выборочно к ним подходить. Что-то начинает больше нравиться, что-то меньше и потихоньку приходит понимание.

— Часто можно услышать, что определенная картина «плохая, некачественная». Но можно ли так сказать о произведении искусства?

— Если работа кому-то нравится, значит, она достойна внимания, если она не оставила человека равнодушным. Искусство может радовать и обижать. Разумеется, с профессиональной точки зрения есть моменты, которые оцениваются, — и композиция, и сочетание цветов, и еще много чего. Недаром в Академии искусств этому учат. Есть разного рода моменты, на которых сосредотачивают внимание специалисты. Есть правила, которых художникам следует придерживаться. Но если картина кому-то понравилась значит она хороша как минимум для этого человека.

— Название вашей галереи «АртХаос». Если учитывать, что «арт» — это искусство, а «хаос» — беспорядок, можно сделать вывод, что название галереи — это творческий беспорядок?

— Пожалуй, можно и так сказать. Мы хотели в этом хаосе показать разнообразие искусства. Сейчас в галереях принято брать одно направление и работать только с ним. А мы хотим показать все белорусское искусство. И этот хаос в нашем случае — разнообразие стилей и направлений. В названии у буквы «о» изображена буква «у». «Хаус» — как известно дом, свое, родное. Мы немного «поиграли» со словами.

— Фестиваль «Вытокі. Крок да Алімпу» почти закончился. У выставки «Колесо времени» будет продолжение?

— Я надеюсь, что «Вытокі» хоть и закончатся в этом году, но в будущем в какой-то степени останутся. Эта идея очень близка нам, организаторам, и востребована в регионах. Она нашла отклик. Поэтому мы найдем какую-то другую форму или оставим эту. Что касается галереи, то мы не хотим стоять на месте, мы постоянно ищем что-то новое. Будут «Вытокі» — будем работать с ними. Все требует развития, ни в коем случае нельзя останавливаться, поэтому мы будем участвовать в различных проектах. Этим летом мы познакомились с интересными людьми по всей стране, они нас приглашают к себе. Думаю, что-то новое придумаем.

Валерия СТЕЦКО

Фото из архива героини

Выбор редакции

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.

Общество

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Громкий гул сирены врасплох застал пенсионерку Веру Васильевну дома.

Политика

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Об этом Президент заявил во время совещания с руководством Совета министров.

Общество

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Беларусь занимает четвертое место в мире по добыче торфа и экспортирует продукцию из него в 25 стран.