Вы здесь

Регистрационные карточки для таксистов


Повлияют ли нововведения на тарифы? Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина в ходе пресс-конференции подробно рассказал о проекте нового указа Президента «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров».


Как известно, проект указа был вынесен на общественное обсуждение в последней декаде июля. «Цель этого документа — обеспечение безопасности перевозок пассажиров, создание условий для добросовестной конкуренции и повышение качества оказываемых населению услуг», — сказал Сергей Дубина.

По данным Транспортной инспекции, за прошлый год с участием перевозчиков такси произошло 76 дорожно-транспортных происшествий, пострадали 92 человека. И, что наиболее печально, погибли 16 человек. Кроме того, сейчас отдельные недобросовестные перевозчики с целью получения конкурентных преимуществ используют незаконные схемы по организации и выполнению перевозок.

Также негативный вклад в данный процесс вносят отдельные диспетчеры такси, которые фактически заставляют перевозчиков не соблюдать законодательство.

В проекте указа содержатся положения, которые подразумевают разработку механизма допуска к рынку автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями такси, путем введения регистрационных карточек транспортного средства, карточек допуска водителя автомашины, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси (в электронном виде).

Сергей Дубина также рассказал о том, что в указе закрепляется следующая норма: деятельность без получения указанных карточек допуска является незаконной и запрещается.

В случае несоблюдения нового законодательства водители не смогут перевозить пассажиров минимум в течение месяца

По словам замминистра, реализовать «серые» схемы будет невозможно, потому что у недобросовестных перевозчиков будут отсутствовать конкурентные преимущества.

В случае несоблюдения законодательства будут приниматься ограничительные меры: приостановление действия карты допуска водителя будет предусмотрено на срок до одного месяца, регистрационной карточки транспортного средства и карточки допуска диспетчера — на срок до трех месяцев. В случае повторных нарушений действие указанных карточек будет прекращено. Следующее получение карточек допуска после прекращения их действия будет возможно только через шесть месяцев.

Получение указанных карточек будет организовано через транспортную инспекцию и ее филиалы по всей стране. «Этому будет предшествовать подготовительный период. Мы понимаем, что одномоментно зарегистрировать всех будет сложно. Порядок регистрации и приостановления действия карточек допуска будет определен правительством. На данный момент этот документ разрабатывается», — добавил специалист.

Документом предусматривается обязательное заключение автомобильными перевозчиками — юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (кроме ИП, осуществляющими деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц) с водителями трудовых договоров.

«Для добросовестных перевозчиков фактически ничего не меняется. Будет оформляться в электронном виде соответствующий допуск. Это будет разовое действие. После успешного получения карточки допуска нужно будет только соблюдать законодательство», — подчеркнул Сергей Дубина.

Об аренде машины с экипажем

«Вводится норма о том, что аренда транспортного средства с экипажем будет разрешена только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Для физических лиц данная норма будет недоступна, чтобы этой нормой не злоупотребляли отдельные субъекты, если фактически аренда транспортного средства с экипажем подпадает под действие гражданско-правовых и арендных отношений и не относится к перевозке пассажиров. Исключив эту возможность, мы будем говорить о том, что любая перевозка пассажиров по договору будет подпадать под действие Правил перевозок пассажиров и закона Об автомобильном транспорте», — сказал замминистра.

Защита водителей и пассажиров

«Фактически водители — это наемные лица, работающие у перевозчика. И если говорить о профессии и о перевозке автомобилями такси, то это не разовая функция, которую мы приравниваем к договору подряда. Договор подряда по Гражданскому кодексу — это разовая услуга, которая оказывается по договоренности, и по завершении этой услуги выплачивается вознаграждение. Тут же вопрос ставится так, что трудовые взаимоотношения перевозчика и водителя будут гарантировать защиту в том числе и водительских прав. Потому что каждый водитель имеет право на оплачиваемый отпуск, так же как и на „больничный“. В договоре подряда ничего этого нет. Водители на сегодняшний день незащищенные: если ты не пришел — тебе не заплатили. И в этой части будут создаваться дополнительные условия для защиты как самих водителей, так и пассажиров», — считает Сергей Дубина.

О контроле денежных потоков и реальных тарифах

Представитель министерства заверил, что нет необходимости контролировать перевозчиков непосредственно на дороге. На сегодня достаточно контроля за базой данных. «Сейчас достаточно инструментов для того, чтобы, имея базу данных о транспортных средствах, об их перемещении, о движении денежных потоков через соответствующие отчеты, которые будут представляться в Министерство по налогам и сборам и сейчас представляются, сказать, осуществлялась ли перевозка в конкретный момент времени, соблюдались ли требования законодательства. Задача — уйти с дороги и не контролировать перевозки непосредственно на улице», — говорит замминистра.

Есть мнение, что нововведения изменят тарифную политику по этим услугам. Возможно, но, скорее всего, ее сделают умной для всех. «Тарифы же не контролируются государством, они формируются самими перевозчиками. Но вопрос в том, из чего состоит стоимость одного километра у конкретного субъекта предпринимательской деятельности. Если вы не платите налоги, вы не платите в фонды социальной защиты, у вас нет по договору найма водителей, у вас в аренде транспортные средства, никаких отчислений вы не делаете — тогда, естественно, у вас тарифы могут быть настолько малы, что предприятие, которое добросовестно выполняет все условия, попросту не может работать на этом рынке рядом с вами. Здесь вопрос не в том, увеличатся тарифы или не увеличатся. Если все перевозчики будут в равных условиях, то и водителям не нужно будет работать по 12–16 часов, чтобы заработать ту зарплату, которую сегодня мы имеем в среднем по городу или стране. Но в целом на тарифы это никоим образом не влияет», — заявил Сергей Дубина.

Начальник управления транспорта, связи и информационных технологий Министерства антимонопольного регулирования и торговли Алина Казаченок считает, что их ведомство проводит политику развития конкуренции, ограничения монополизма, контроля за ценообразованием, соблюдения принципов защиты прав потребителей во всех сферах, в том числе в сфере услуг такси и оказания услуг перевозок.

«Мы рассматривали проект этого указа, оценивая его с точки зрения наличия норм, которые каким-то образом вводят ограничения, неравные условия доступа для участников рынка, с точки зрения влияния на изменение цен, на принципы защиты прав потребителей. С учетом анализа всех последствий, на настоящий момент глобальных вопросов по данному указу у министерства не имеется», — заявила Алина Казаченок.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Часто непонятный «шарик» может быть, например, фиброаденомой.

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.