Вы здесь

Мастерица Ирина Сазанович: у покупателей не возникает вопроса, почему мои куклы так дорого стоят


Творчество в жизни моей героини было всегда. Занималась и вышиванием, и рисованием, какое-то время наращивала ногти и ресницы красавицам, делала букеты из конфет. Все это совмещала с работой медрегистратора в судмедэкспертизе. А когда пошла во второй декрет, в интернете попала на куклу, которая очень заинтересовала. «Самодельная, из ткани. Я знала, что так смогу. Попробовала — получилось». С тех пор вот уже десять лет мастерица-кукольница Ирина Сазанович создает своих сказочных красавиц.


Шить она умела с детства, этому научила бабушка Нина, у которой была швейная машинка. Благодарна рукодельнице и своей школьной учительнице трудового обучения Веронике Иосифовне, которая дала определенный опыт по швейному делу. После первой попытки создания куклы сразу появились клиенты. «Сначала, — рассказывает кукольница, — клиенткой была подруга. С самооценкой у меня все хорошо (смеется), поэтому решила: зачем шить „в ящик“. Одну, вторую, третью сшила, по всей квартире такое количество не рассадишь! Хочется, чтобы и люди видели, оценивали».

В скором времени куклы Ирины Сазанович появились на первой авторской выставке. Оттуда одна кукла улетела в Париж. Женщине это особенно запомнилось, ведь приобретал игрушку мужчина для своей возлюбленной. Вначале умелица изготавливала все по классической схеме, выкройки одалживала в интернете. А после начала использовать собственные заготовки. «Мне хотелось добавить что-то свое: чтобы куклы двигались, чтобы это была моя собственная выкройка, авторская», — делится Ирина.

Скоро мастерицу уже хорошо знали в Беларуси, а текстильные куклы узнавали по авторскому «почерку» — большим глазам. К этому времени Ирина поняла, что устала от однообразия. На тот момент она объездила уже большое количество выставок, с авторскими презентациями неоднократно побывала за границей — на Мальте, во Франции, Италии, России, Черногории… Решила попробовать другой материал — самозатвердевающую глину. Тогда ей казалось, что это очень сложно. Поэтому решила сначала попробовать создать свои работы из полимерной запекаемой глины. Были и маленькие зайчики, и зверьки разные, а после перешла к кукле. Постепенно нашла для себя два материала, с которыми работает и сейчас: японский La doll и бельгийский Darwі Classіc.

В процессе работы приходится интересоваться многим, обращаться к интернету, где можно найти даже книжку по анатомии, чтобы научиться чувствовать правильные пропорции человеческого тела и т.д. Ирина объясняет, что куклы не должны повторять правильные пропорции человека. «Это же фантазия художника-автора! А если лепить куклу по человеческим пропорциям, она будет выглядеть нелепо. Но если ты хочешь сделать человекоподобную, тогда, конечно, стараешься соответствовать этим правилам», — объясняет автор.

За десятилетнюю творческую судьбу заказчиками Ирины были и знаменитые спортсмены, например, Алла Цупер, Любовь Черкашина, Марина Гончарова, и известные белорусские и российские артисты и телеведущие Искуи Абалян, Алеся Ярмоленко, Ирина Хануник-Ромбальская, Эвелина Бледанс… Одна кукла-марионетка была отправлена в подарок для дочки Филиппа Киркорова Аллы-Виктории. Это была кукла из коллекции «Старый цирк», которую Ирина создавала для парижского кукольного салона Doll Rendez-Vous іn Parіs Chow. «Там были четыре куклы: одна полетела на Мальту, вторая — в Великобританию, третья — к Киркорову, а четвертая осталась в Париже. Разумеется, это всегда интересно, ведь ты не знаешь, куда тебя приведет твое творчество и с какими людьми познакомит», — говорит мастерица.

«Все куклы существуют в единственном экземпляре, — Ирина рассказывает и одновременно демонстрирует материал, из которого будет вылепливаться будущая красавица. — Лепишь, выглаживаешь, потом он высыхает… Все с нуля. Это не фарфоровая отливка. — Материала такого в Беларуси нет — приходится заказывать. Глазки стеклянные, это из Японии, волосы я приобретаю в России, там много, так сказать, необходимых „кос“, ведь для кукольных волос я использую шерсть горной козы. Материал для лепки — Бельгия, Япония, пастель (краска) — тоже Бельгия, то есть все импортное, в Беларуси ничего этого не производится».

В среднем на изготовление одной красавицы уходит месяц. Однако, по словам Ирины, смотря какая кукла. Над последней, «Феникс», мастер работала два месяца. Но это не значит, что она с утра до ночи без выходных сидит над куклами. «У меня есть семья, я занимаюсь домашним хозяйством, вожу детей на занятия, поэтому работаю, отвлекая внимание на другие вопросы», — рассказала ремесленница.

Ирина делает заготовки заранее. Пока высыхает одна деталь, создает следующую — ручки, ножки, головку… Подготовленные части ускоряют процесс работы над игрушкой. Женщина показывает материал — мягкий и податливый. Он может и сам застыть, но, чтобы сэкономить время, Ирина использует старый домашний аэрогриль.

«А если вдруг что-то не понравилось в кукле — что делать?» - спрашиваю у мастерицы. Оказывается, это не проблема. Материал тем и шикарен, что назавтра лишнее можно срезать и переделать необходимое.

Волосы будущей красавицы, как уже говорилось, изготавливаются из шерсти горной козы — это должно быть породистое животное. Женщина протягивает мне несколько козьих шкурок с длинной шерстью. Мягкая и действительно очень похожа на человеческие волосы. Куклина прическа держится на клее — сначала вычесывается, а после аккуратно, по проборам прикрепляется прядка к прядке. Красится в необходимый оттенок обычной краской для волос. Конечно, эти материалы недешевые. Поэтому, говорит автор, у покупателей не возникает вопроса, почему ее куклы так дорого стоят.

Пять лет назад, когда она впервые была приглашена в Париж на выставку международного кукольного салона Doll Rendez-Vous іn Parіs Chow и являлась там единственной представительницей от нашей страны, понятно: если Вселенная тебе что-то посылает, это не просто так. «Помню, это было волнительно, к тому же в Европе царил вирус Эбола. Однако я подтянула свой французский, и мы вместе с мужем полетели в Париж. Получилось даже романтическое путешествие. Море эмоций, все прекрасно. Через год я возила еще и платья для детей, у меня была коллекция — и куклы, и платья, одинаковая одежда у кукол и такая же — у деток-моделей», — делится воспоминаниями Ирина.

А вообще, она домосед, лучше всего чувствует себя в кругу семьи, а настоящее наслаждение приносит тишина. Сейчас Ирина сознательно отказывается от участия в ярмарках и местных выставках — просто не видит в этом смысла. Организация подобных мероприятий, к сожалению, не оправдывает ожиданий, ярмарки — абсолютно не то место для коллекционных кукол. Вместо магазина у ремесленницы есть страницы в социальных сетях — Facebook и Іnstagram, где можно посмотреть на процесс создания или забронировать понравившуюся куклу. На выставках за рубежом Ирина Сазанович старается всегда выставлять свою первую работу — это своеобразный наказ другим мастерам, чтобы люди видели, с чего все началось.

Интересно, а жалко ли художнице прощаться со своими куклами? «Не жалко. У меня была кукла «Коломбина» из коллекции «Старый цирк», которая просидела год на комоде. Я создавала ее для себя. Однако ей начали интересоваться. Думаю, если люди так активно хотят ее забрать, зачем отказывать. Сейчас «Коломбина» живет в Борисове, — отмечает ремесленница.

Несмотря на то, что Иринины куклы не такие хрупкие, как те, что сделаны из фарфора, маленьким детям их лучше не давать. Зато изделия могут превосходно украсить любой интерьер — мастер подберет для куклы даже платье в тон с цветом будущей комнаты.

Ирина благодарна мужу за его терпение, за то, что поддержал ее кукольное увлечение в самом начале, он же был и является первым критиком: «Знаю, что муж гордится мной. Спасибо за его поддержку, что терпит это все» (смеется). В общем, семья для моей собеседницы — основной источник вдохновения. Она считает: если есть мир в семье, тогда и в душе, и в творчестве все будет хорошо. Своих дочерей 13-летнюю Аришу и 10-летнюю Полину она не принуждает к рукоделию. Предполагает, что творчество должно идти от души. «Полина рисует и поет, старшая Ариша сама что-то ищет, пытается. Когда я только начала заниматься лепными куклами, научила Арину делать кита, ей нравится. Уже создала для одной семьи китов-маму, папу и детишек», — улыбается мастер.

У художницы — большое количество дипломов, и каждая награда для нее важна. Она считает, что человеку это дается не просто так. «Значит, — говорит кукольница, — кто-то со стороны реально увидел мои старания, творчество, мой вклад в это дело и оценил». Одна из самых запоминающихся наград для мастерицы была вручена в Италии во время презентации коллекции «Алиса». То, что итальянцы, настоящие знатоки моды и красоты, признали мастерство неизвестного тогда автора из Беларуси, для Ирины очень ценно.

«У нас много талантливых мастеров, и радует, что люди не боятся проявлять себя, что им это нравится, — говорит Ирина. — Я тоже работаю в свое удовольствие. Хочу жить в позитиве и радости, рядом с „моими“ людьми. Очень рада, что себя в этом нашла. Если бы много лет назад мне кто-то сказал, что я буду шить кукол, покрутила бы пальцем у виска. А теперь понимаю, что это очень круто».

P. S. Отдельное спасибо Ирине за гостеприимство, за вкусный кофе и за то, что позволила побывать в ее уютном доме и прикоснуться к чуду создания сказочной куклы!

Надежда ЗУЕВА

Фото из архива героини

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.