Вы здесь

Как первокласснику быстро и легко адаптироваться в школе? Простые, но эффективные советы от психолога


Осень не за горами, а с ней и начало нового учебного года. День знаний лично для меня всегда ассоциируется с выражением «первый раз в первый класс». Не важно, сколько мне лет: 6 или 36. Те эмоции, которые переживают первоклассники в это время очень яркие и сильные, как говорят, на всю жизнь. Кажется, еще вчера ребята беззаботно посещали детский сад, а сегодня, как взрослые, в деловой одежде, идут на занятия, словно на работу.

Это время может принести радость, а может превратиться в настоящее испытание для детей и их родителей. Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться в школе и пережить этот период без последствий для психического и физического здоровья? Об этом и не только мы поговорили с психологом Надеждой Александровной Рябчук.


— Надежда Александровна, несмотря на то, что основной возраст первоклассников в нашей стране 6 лет, некоторые родители не спешат отдавать детей в школу в этом возрасте. Объясняется это просто: ребенок не готов к школе. И ждут еще год. Насколько это правильно?

— С каждым годом возрастает количество так называемых детей, которые сегодня имеют проблему незрелости. Скажу больше, встречаются такие дети и в 7 лет. Конечно, каждый ребенок — индивидуальность, но чаще всего в таком возрасте идет речь о наличии определенной проблемы. Современные дети, которые в большинстве своем проводят время, пользуясь гаджетами, имеют дефицит реальных речевых отношений. А это влечет за собой большое количество проблем в своевременном развитии и, как следствие, негативно сказывается на начале учебной деятельности в школе в общепринятом возрасте.

— Как понять, что процесс развития ребенка объективно замедляется?

— Есть различные образовательные маршруты, которые направлены на то, чтобы выявить проблему и помочь ребенку ее преодолеть. А чтобы не допустить глобализации проблемы, родители должны пристально следить за развитием ребенка и, если что-то настораживает или не нравится, не бояться обращаться за помощью к специалистам. Уже в возрасте 3-4 лет в большинстве случаев можно увидеть, есть проблемы в развитии или нет. Это и вопросы с речью, и вопросы с познавательной активностью. Ни в коем случае не закрывать на это глаза. Главное и самое дорогое в этом деле не потерять время. Многие родители не обращают внимание на очевидные проблемы в развитии ребенка и в возрасте 6 лет. И когда наступает время идти в школу, хватаются за голову. Например, если ребенок не произносит пять-семь звуков, как правило, это влечет за собой и другие логопедические проблемы. Если такой ребенок идет в первый класс, то однозначно сталкивается с трудностями в осваивании навыков чтения. Но ведь это все можно было исправить до школьного возраста, если родители спохватились бы раньше.

В связи с этим вспомнила выражение о том, что все идет из семьи. Насколько вы согласны с этим мнением?

— Конечно, родители должны быть примером для своих детей. Когда я слышу жалобы на то, что ребенок не любит читать, и в ходе разговора с родителями выясняется, что дома нет ни одной книги, встает вопрос: как можно сформировать любовь к книге и желание читать, если ребенок ни разу не видел родителей с книжкой в руках? Найдите время, почитайте ребенку. Таким образом вы будете приобщать его к художественной литературе. А после прочтения обязательно задайте несколько вопросов о том, что вы прочитали. И не бойтесь приобретать энциклопедии. Чтобы ребенок, когда у него появляются вопросы, искал ответы на них в книгах, а не только в интернете.

— На языке специалистов, что такое психологическая готовность ребенка к школе?

— Готовность ребенка к школе — понятие многогранное. И состоит оно из нескольких компонентов.

1. Личностная готовность (эмоциональный компонент). Этот компонент отвечает за отношение ребенка к школе. Оно должно быть позитивным и осмысленным. Школа — это не просто красивые вещи и форма. Школа — это что-то новое, то, что будет полезно для его будущего развития. Если в детском садике ведущий вид деятельности — игра, то в школе он постепенно меняется на учебный. Таким образом, ребенку должно быть интересно узнавать окружающую среду с новой стороны.

2. Волевая готовность (мотивационный компонент). Отвечает за самоконтроль ребенка. Первоклассник должен выполнять инструкции учителя, должен содержать свои импульсы: среди урока он не может просто так встать и побежать куда-нибудь. Длина урока в первом классе 35 минут! Именно это время начинающие школьники должны уметь выдерживать.

3. Интеллектуальная готовность характеризуется постоянством познавательных процессов таких, как внимание, память, мышление, восприятие пространственно-временных, элементарных математических категорий, речь. Их зрелость обуславливает успех ребенка в процессе обучения.

Отмечу, если некоторые из этих процессов недостаточно созрели, их нужно обязательно тренировать. Есть много интересных упражнений. Но сначала нужно обратиться за консультацией к специалисту.

— Какую роль играет в период школьной адаптации первый учитель?

— Роль первого учителя без преувеличения можно назвать одной из основных в начальной школе. Не зря дается один учитель на четыре года! Чтобы дети почувствовали новый авторитет, кроме родителей, который связан с учебной деятельностью. На мой взгляд, очень полезно в первом классе отдавать детей еще и в спортивные секции. Спорт, если нет противопоказаний, полезен для здоровья. Он воспитывает силу воли, заставляет детей двигаться и развивает тело. Важной личностью для ребенка является тренер. На занятиях он требует соблюдать дисциплину и дает четкие инструкции, которые необходимо соблюдать. Это также способствует более легкой адаптации ребенка в школе.

— Как долго в норме проходит адаптационный период?

— Адаптация в школе для каждого ребенка длится индивидуально и зависит прежде всего от личных качеств. Те дети, которые имеют лидерские качества, коммуникативные, переживали какие-то стрессовые ситуации, справятся с адаптацией быстрее. Если родители до 6-7 лет оберегали своего ребенка от окружающей среды, от стрессовых ситуаций, то и процесс адаптации может затянуться. Почему ребенку перед школой советуют хотя бы год походить в детский садик? Чтобы он почувствовал, что такое учебный процесс, коллектив, что такое споры, конфликтные ситуации и учился находить выход.

— Что посоветуете родителям первоклассников в начале нового периода в их жизни?

  • Сохраняйте спокойствие! Эмоциональное состояние родителей всегда отражается на детях.
  • Сотрудничайте с педагогом! Ваша задача объяснить ему особенности своего ребенка, чтобы учитель понимал как нужно себя вести в определенных ситуациях. Когда будет открыт диалог, тогда и процесс адаптации пройдет легче и быстрее.
  • Сотрудничайте со своими детьми! Быть рядом с ними, уважать их интересы, разговаривать о том, как прошел их день и акцентировать внимание на позитивных моментах школьной жизни, очень важно.
  • Хвалите своих детей за любые их достижения! Помните, в этом возрасте формируется самооценка. Добрыми словами вы придаете им уверенности и создаете предпосылки для успеха.
  • И не забывайте говорить своим детям, как сильно вы их любите! И тогда у вас все обязательно получится!

Екатерина ТУМАС-ТИШКЕВИЧ

Фото: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.