Вы здесь

Как первокласснику быстро и легко адаптироваться в школе? Простые, но эффективные советы от психолога


Осень не за горами, а с ней и начало нового учебного года. День знаний лично для меня всегда ассоциируется с выражением «первый раз в первый класс». Не важно, сколько мне лет: 6 или 36. Те эмоции, которые переживают первоклассники в это время очень яркие и сильные, как говорят, на всю жизнь. Кажется, еще вчера ребята беззаботно посещали детский сад, а сегодня, как взрослые, в деловой одежде, идут на занятия, словно на работу.

Это время может принести радость, а может превратиться в настоящее испытание для детей и их родителей. Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться в школе и пережить этот период без последствий для психического и физического здоровья? Об этом и не только мы поговорили с психологом Надеждой Александровной Рябчук.


— Надежда Александровна, несмотря на то, что основной возраст первоклассников в нашей стране 6 лет, некоторые родители не спешат отдавать детей в школу в этом возрасте. Объясняется это просто: ребенок не готов к школе. И ждут еще год. Насколько это правильно?

— С каждым годом возрастает количество так называемых детей, которые сегодня имеют проблему незрелости. Скажу больше, встречаются такие дети и в 7 лет. Конечно, каждый ребенок — индивидуальность, но чаще всего в таком возрасте идет речь о наличии определенной проблемы. Современные дети, которые в большинстве своем проводят время, пользуясь гаджетами, имеют дефицит реальных речевых отношений. А это влечет за собой большое количество проблем в своевременном развитии и, как следствие, негативно сказывается на начале учебной деятельности в школе в общепринятом возрасте.

— Как понять, что процесс развития ребенка объективно замедляется?

— Есть различные образовательные маршруты, которые направлены на то, чтобы выявить проблему и помочь ребенку ее преодолеть. А чтобы не допустить глобализации проблемы, родители должны пристально следить за развитием ребенка и, если что-то настораживает или не нравится, не бояться обращаться за помощью к специалистам. Уже в возрасте 3-4 лет в большинстве случаев можно увидеть, есть проблемы в развитии или нет. Это и вопросы с речью, и вопросы с познавательной активностью. Ни в коем случае не закрывать на это глаза. Главное и самое дорогое в этом деле не потерять время. Многие родители не обращают внимание на очевидные проблемы в развитии ребенка и в возрасте 6 лет. И когда наступает время идти в школу, хватаются за голову. Например, если ребенок не произносит пять-семь звуков, как правило, это влечет за собой и другие логопедические проблемы. Если такой ребенок идет в первый класс, то однозначно сталкивается с трудностями в осваивании навыков чтения. Но ведь это все можно было исправить до школьного возраста, если родители спохватились бы раньше.

В связи с этим вспомнила выражение о том, что все идет из семьи. Насколько вы согласны с этим мнением?

— Конечно, родители должны быть примером для своих детей. Когда я слышу жалобы на то, что ребенок не любит читать, и в ходе разговора с родителями выясняется, что дома нет ни одной книги, встает вопрос: как можно сформировать любовь к книге и желание читать, если ребенок ни разу не видел родителей с книжкой в руках? Найдите время, почитайте ребенку. Таким образом вы будете приобщать его к художественной литературе. А после прочтения обязательно задайте несколько вопросов о том, что вы прочитали. И не бойтесь приобретать энциклопедии. Чтобы ребенок, когда у него появляются вопросы, искал ответы на них в книгах, а не только в интернете.

— На языке специалистов, что такое психологическая готовность ребенка к школе?

— Готовность ребенка к школе — понятие многогранное. И состоит оно из нескольких компонентов.

1. Личностная готовность (эмоциональный компонент). Этот компонент отвечает за отношение ребенка к школе. Оно должно быть позитивным и осмысленным. Школа — это не просто красивые вещи и форма. Школа — это что-то новое, то, что будет полезно для его будущего развития. Если в детском садике ведущий вид деятельности — игра, то в школе он постепенно меняется на учебный. Таким образом, ребенку должно быть интересно узнавать окружающую среду с новой стороны.

2. Волевая готовность (мотивационный компонент). Отвечает за самоконтроль ребенка. Первоклассник должен выполнять инструкции учителя, должен содержать свои импульсы: среди урока он не может просто так встать и побежать куда-нибудь. Длина урока в первом классе 35 минут! Именно это время начинающие школьники должны уметь выдерживать.

3. Интеллектуальная готовность характеризуется постоянством познавательных процессов таких, как внимание, память, мышление, восприятие пространственно-временных, элементарных математических категорий, речь. Их зрелость обуславливает успех ребенка в процессе обучения.

Отмечу, если некоторые из этих процессов недостаточно созрели, их нужно обязательно тренировать. Есть много интересных упражнений. Но сначала нужно обратиться за консультацией к специалисту.

— Какую роль играет в период школьной адаптации первый учитель?

— Роль первого учителя без преувеличения можно назвать одной из основных в начальной школе. Не зря дается один учитель на четыре года! Чтобы дети почувствовали новый авторитет, кроме родителей, который связан с учебной деятельностью. На мой взгляд, очень полезно в первом классе отдавать детей еще и в спортивные секции. Спорт, если нет противопоказаний, полезен для здоровья. Он воспитывает силу воли, заставляет детей двигаться и развивает тело. Важной личностью для ребенка является тренер. На занятиях он требует соблюдать дисциплину и дает четкие инструкции, которые необходимо соблюдать. Это также способствует более легкой адаптации ребенка в школе.

— Как долго в норме проходит адаптационный период?

— Адаптация в школе для каждого ребенка длится индивидуально и зависит прежде всего от личных качеств. Те дети, которые имеют лидерские качества, коммуникативные, переживали какие-то стрессовые ситуации, справятся с адаптацией быстрее. Если родители до 6-7 лет оберегали своего ребенка от окружающей среды, от стрессовых ситуаций, то и процесс адаптации может затянуться. Почему ребенку перед школой советуют хотя бы год походить в детский садик? Чтобы он почувствовал, что такое учебный процесс, коллектив, что такое споры, конфликтные ситуации и учился находить выход.

— Что посоветуете родителям первоклассников в начале нового периода в их жизни?

  • Сохраняйте спокойствие! Эмоциональное состояние родителей всегда отражается на детях.
  • Сотрудничайте с педагогом! Ваша задача объяснить ему особенности своего ребенка, чтобы учитель понимал как нужно себя вести в определенных ситуациях. Когда будет открыт диалог, тогда и процесс адаптации пройдет легче и быстрее.
  • Сотрудничайте со своими детьми! Быть рядом с ними, уважать их интересы, разговаривать о том, как прошел их день и акцентировать внимание на позитивных моментах школьной жизни, очень важно.
  • Хвалите своих детей за любые их достижения! Помните, в этом возрасте формируется самооценка. Добрыми словами вы придаете им уверенности и создаете предпосылки для успеха.
  • И не забывайте говорить своим детям, как сильно вы их любите! И тогда у вас все обязательно получится!

Екатерина ТУМАС-ТИШКЕВИЧ

Фото: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.