Вы здесь

Электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи. Актуальные средства мобильности


Прогресс не стоит на месте. Если раньше, еще лет десять назад, кроме автомобилей и мотоциклов, люди садились разве что на двухколесное транспортное средство под названием велосипед, то сегодня особую популярность приобретают индивидуальные электронные устройства передвижения — электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи. Упрощая жизнь пользователям этих средств, они одновременно усложняют его другим участникам дорожного движения. Поскольку использование их в ПДД пока не урегулировано, владельцы новейшего транспорта носятся и по велосипедным дорожкам, и по тротуарам, и по обочинам дорог, препятствуя движению автомобилей, пешеходов и повышая риски возникновения ДТП.


Фото: pixabay.com

Гироскутер, сегвей, моноколесо, самокат — модные и современные средства передвижения. Их еще называют средствами индивидуальной мобильности, или СИМ. Они не оснащены эффективной системой безопасности, однако вполне способны развивать скорость от 20 до 80 км/ ч, в зависимости от мощности электрической силовой установки. Именно это является опасным для всех участников дорожного движения.

С точки зрения правил дорожного движения, человек, передвигающийся на средствах индивидуальной мобильности, считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов. Перемещаться на СИМ можно по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта: в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках.

Выезжать на проезжую часть на средствах индивидуальной мобильности нельзя! Чтобы перейти дорогу, нужно спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу.

Важно отметить, что такой транспорт может быть опасным, особенно если им управляет несовершеннолетний. СИМ могут развивать значительную скорость, что создает высокую вероятность потери вождения. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свои жизнь опасности.

При нарушении правил дорожного движения пешеходы и другие участники дорожного движения привлекаются к административной ответственности по ст.18. 20 КоАП Республики Беларусь:

— Нарушение правил дорожного движения пешеходом (лицом, управляющим СИМ), влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

— Нарушение правил дорожного движения пешеходом (лицом, управляющим СИМ) в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

— Нарушение правил дорожного движения пешеходом (лицом, управляющим СИМ), повлекшее создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

— Нарушение правил дорожного движения пешеходом (лицом, управляющим СИМ), повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, или оставление места дорожно-транспортного происшествия, влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Административная ответственность за вышеназванные правонарушения наступает с 16 лет. В случае совершения несовершеннолетним правонарушения до достижения возраста привлечения к ответственности привлекаются законные представители (родители, опекуны, попечители) по ч. 10.3 КоАП Республики Беларусь (неисполнение обязанностей по воспитанию детей), что влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. 

Пока передвижение на гироскутерах, моноколесах и электросамокатах действующим законодательством в полной мере не урегулировано. Люди, пользующиеся этими средствами мобильности, в отдельную группу участников дорожного движения не вынесены и не наделены каким-либо статусом. Однако в МВД уже подготовили свод правил.

За 2021 год на белорусских дорогах по вине велосипедистов произошло 62 ДТП, в них 8 человек погибли и 53 получили травмы. По сравнению с 2020-м участились случаи ДТП и со средствами индивидуальной мобильности: автомобилисты не успевают среагировать.

Как рассказала старший инспектор по особым поручениям Главного управления ГАИ МВД Беларуси Анна Банадык, лиц, передвигающихся на гироскутерах, моноколесах, электросамокатах, предлагают рассматривать в качестве пешеходов. В таком случае ездить на средствах персональной мобильности они смогут по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине.

По словам представителя Госавтоинспекции, к участию в дорожном движении допустят устройства, отвечающие следующим требованиям:

  • технически возможная скорость — не более 25 км/ч;
  • исправная тормозная система и рулевое управление;
  • наличие фары и фонаря при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Если средство персональной мобильности не будет отвечать указанным требованиям, его участие в дорожном движении запретят, отметила Анна Банадык. Также планируют запретить ездить на гироскутерах, моноколах и электросамокатах детям до 12 лет.

Пересекать проезжую часть на таких устройствах нужно будет с обычной скоростью пешехода. При этом снизить скорость потребуется до пересечения проезжей части, а выезжать на дорогу — только при условии обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Старший инспектор по особым поручениям Главного управления ГАИ МВД подчеркнула, что не стоит ожидать внесения изменений в ПДД — думать о своей безопасности нужно сегодня и сейчас. Поэтому, передвигаясь на средствах персональной мобильности, соблюдайте простые правила:

  • перемещайтесь по тротуарам, велосипедным дорожкам, пешеходным зонам, обочинам, не создавая помехи другим участникам дорожного движения;
  • выбирайте скорость, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути остановиться без экстренного торможения;
  • крепко держитесь за руль (при его наличии);
  • не перевозите пассажиров;
  • не отвлекайте внимание на телефонные разговоры и просмотр сообщений во время движения;
  • понизьте скорость и будьте готовы к резкому изменению движения, когда увидите вблизи детей;
  • обозначьте себя световозвращающими элементами в темное время суток и при недостаточной видимости;
  • установите спереди транспортного средства фару, которая излучает белый свет;
  • используйте шлем и защитную экипировку;
  • не пользуйтесь средствами персональной мобильности в состоянии опьянения или при плохом самочувствии.

Уважаемые родители, покупая ребенку средства индивидуальной мобильности, важно понимать, что это не игрушка. Объясните детям основные правила безопасного поведения на улице во время катания. Помните, что неуклонное их соблюдение — залог сохранения жизни и здоровья ваших детей. Берегите себя и будьте здоровы.

Даниил ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.