Вы здесь

Как цифровые технологии внедряются в учебный процесс?


«Что чувствует учитель, который видит свою разработку на едином информационно-образовательном ресурсе и понимает, что помогает не только детям, но и своим коллегам?» Такой вопрос прозвучал на Республиканском педагогическом совете в рамках секции, посвященной цифровой трансформации образования, и был адресован директору столичной средней школы № 115 Алесе КЛИМОВИЧ. Педагог разработала 49 уроков по предмету «География Беларуси» для 9 класса.


pexels.com

«Даже когда мои ученики сказали мне „спасибо“ за то, что сделала, я понимаю, что все мои расходы (и физические, и умственные), ночи без сна, работа без выходных и отдыха, не были напрасными, — констатировала Алеся Климович. — Новации пришлись детям по душе. Но хочу подчеркнуть, что все это работа не одного человека. Лично я отвечала за содержание образовательного контента, но на общий результат работала целая команда. Признаюсь, что самым сложным этапом для нас была аудиозапись. Кстати, русскоязычная версия занятий уже размещена на Едином информационно-образовательном ресурсе, а вот над переводом на белорусский язык мы еще работаем».

Стоит напомнить, что Единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР) был запущен в тестовом режиме с 1 января текущего года (пандемия заставила форсировать эту работу). А с 1 сентября он будет введен в промышленную эксплуатацию. Об этом сообщил журналистам директор Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) Министерства образования Юрий КРУГЛИК: «Это наш совместный проект с Национальным институтом образования (НИО) и Академией последипломного образования (АПО). ГИАЦ обеспечивает техническое сопровождение и разработку ресурса, а вот наполнением его учебными материалами занимаются наши коллеги из НИО и АПО. В новом учебном году этот ресурс заработает в полную силу. Мы провели определенный комплекс работ, связанных с редизайном сайта, разработали дополнительные разделы», — подчеркнул Юрий Круглик.

Созданию платформы предшествовало изучение отечественного опыта и опыта других стран. К разработке образовательного контента были приглашены лучшие учителя из всех регионов Беларуси. В областях были созданы творческие группы, в состав которых вошли в первую очередь учителя-методисты, учителя высшей квалификационной категории, педагоги — авторы учебных пособий, имеющие опыт создания электронных образовательных ресурсов. В работу включились участники республиканского клуба «Хрустальный журавль». Разработку образовательного контента координируют региональные институты развития образования. Подготовленные учебные материалы проходят методическую экспертизу в Национальном институте образования, Академии последипломного образования и в Минском государственном лингвистическом университете.

Начальник методического центра Национального института образования Ольга САРЫЧЕВА пояснила, что цель Единого информационно-аналитического ресурса — создание современного цифрового контента и эффективных образовательных онлайн-сервисов, условий для качественного анализа хода и результатов образовательной деятельности.

Ресурс расположен в becloud, который является первым инфраструктурным оператором в стране. Все его компоненты — веб-приложения — функционируют в основных браузерах Mіcrosoft Edge, Mozіlla Fіrefox и других. Разработана также и мобильная версия.

В Единый информационно-образовательный ресурс заложено много возможностей: создание цифрового профиля для учреждений образования, класса, педагогического работника и учащегося; размещение образовательного контента по всем учебным предметам с первого до одиннадцатого класса для школ с русским и белорусским языком обучения; автоматизированная система управления учреждением образования (составление расписания занятий, анализ успеваемости учащихся); такие сервисы, как электронный дневник и электронный журнал; возможность проводить занятия дистанционно (групповой и индивидуальный чат, общение в режиме видеоконференц-связи).

Образовательный контент включает материалы учебного пособия, предполагаемые результаты изучения темы, видеоролики с объяснением нового учебного материала, тестовые задания для самопроверки, дополнительные материалы по учебному предмету (справочные, контрольно-диагностические, интерактивные), ссылки на блоги (сайты) педагогов, другие медиаресурсы (фрагменты из художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов).

К безусловным достоинствам Единого информационно-образовательного ресурса нужно отнести возможность усваивать учебный материал независимо от места и времени. Учащихся привлекают интерактивность работы с ним. К тому же возможность поставить видео на паузу во время просмотра видеофрагментов позволяет работать в своем темпе, что, в свою очередь, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, обеспечению комфортной образовательной среды. У учеников есть возможность не выпадать из учебного процесса во время болезни или участия в спортивных мероприятиях. Единственный информационно-образовательный ресурс постоянно пополняется дополнительными материалами: это интерактивные игры и упражнения, тренажеры, викторины, веб-квесты и многое другое, что делает самостоятельное обучение легким и интересным.

Материалы, изложенные на ресурсе, будут полезны и для педагогов. По мере наполнения он становится своеобразной копилкой методических приемов и средств обучения учебному предмету. И с этой точки зрения ресурс будет интересен и молодым педагогам, и учителям с солидным стажем, и студентам педагогических специальностей.

В ближайшее время на ресурсе появятся и видеоролики по подготовке к централизованному тестированию.

— Это совместный проект компании МТС и Министерства образования, — рассказала руководитель группы PR МТС Мария ПОЗНЯК. — Видеоролики рассчитаны на старшеклассников и абитуриентов. Образовательный контент подан в них в сжатом формате и дополнен динамической графикой. Продолжительность одного видеозанятия — до 15 минут. Выбранные предметы — одни из топовых при сдаче ЦТ: это математика, физика и химия. Серия роликов состоит из нескольких тем по каждому из предметов. Фактически это дополнительный инструмент для повторения учебного материала в любом удобном месте в любое удобное время, в том числе это можно делать с помощью смартфона. Сейчас плейлисты с видеороликами доступны на Национальном образовательном портале adu.by и на YouTube-канале МТС. В компании проанализировали по количеству просмотров, какие темы наиболее востребованы у учащихся. В математическом блоке это «Уравнения и неравенства с модулем». По химии «Окислительно-восстановительные реакции», по физике — «Работа, мощность, энергия. Закон сохранения механической энергии».

— Мы сформулировали дополнительный перечень актуальных тем и передали в компанию МТС, попросили, чтобы они включили наш заказ в свою программу развития, — проинформировал директор ГИАЦ Министерства образования Юрий Круглик. — Надеемся, что до следующей приемной кампании они также пополнят нашу копилку.

В недалекой перспективе на Едином информационно-аналитическом ресурсе появятся также разделы «Профессионально-техническое образование» и «Среднее специальное образование». Но там есть своя специфика: в отличие от школы — большой набор спецдисциплин, который постоянно обновляется и дополняется в зависимости от потребностей времени и экономики. К тому же очень существенное значение имеет визуализация (каждый современный станок нужно визуализировать) и создание тренажеров и симуляторов. Поэтому это огромный кусок работы…

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Інтэрактыўна, зручна і захапляльна

Выбор редакции

Общество

Как живут и кого ждут в гости жители отрезанной водой Поляновки

Как живут и кого ждут в гости жители отрезанной водой Поляновки

Продолжаем следить за развитием паводковой ситуации.

Общество

Безопасность «сердца» БелАЭС. Беларусь готовится к запуску второго энергоблока и думает о третьем

Безопасность «сердца» БелАЭС. Беларусь готовится к запуску второго энергоблока и думает о третьем

БелАЭС спроектирована с учетом определенного набора внешних факторов.