Вы здесь

Как работник культуры из Клецка возрождает наследие малой родины


Методист по народному творчеству Клецкого районного центра культуры Ольга Пилецкая — человек творческий, одержимый. Занимается вытинанкой, рисованными коврами. Кроме того, благодаря ее инициативе, усилиям, удалось найти и восстановить многие народные костюмы Слуцко-Копыльского региона, а также старинные обряды, традиции родного края.


Ольга Александровна постоянно ездит в экспедиции по деревням района, беседует с жителями, которые знакомят ее с особенностями народного костюма. Горожане с удовольствием делятся с ней фотографиями костюмов, вещами, принадлежавшими их бабушкам и прабабушкам.

— Люди иногда считают так: подумаешь, похоронные фото, что у них интересного, кому они нужны. Оказывается, на них можно увидеть традиции конкретной местности: как оформляли гроб, как отделывали его цветами ручной работы, живым аспарагусом (папоротником). В разных деревнях его называют по-разному, — рассказала Ольга Александровна. Например, последняя экспедиция была организована совместно с Национальной Академией наук. Ездили конкретно по моим материалам и записывали на хорошую аппаратуру пение бабушек, то, как они вытягивают звуки, делали видео с тем, чтобы потом профессионалы смогли повторить этот звук и манеру исполнения. В одной из поездок нас настигла большая удача — наткнулись на редкий самобытный народный костюм. Когда-то Ирина Шилина, которая более тридцати лет проработала в культуре, собирала давние костюмы. Но с течением времени от этого отошли, начали больше склоняться к попсе, эстраде. И традиции, и костюмы были заброшены. А вот Ирина Тимофеевна столько лет сохраняла национальный костюм, свойственный для нашего региона. Наряд, который носили в деревне Новоселье, принадлежал женщине 1901 года рождения, бытовал он примерно в 30-е годы прошлого века. А передала его Ирине Тимофеевне ее родственница Мария Васильевна Каражан — жительница Заостровечья.

Костюм примечателен особенностями ткачества, вышивкой в синем цвете, воротником, который завязывался, другими тонкостями. И хороший реконструктор может его восстановить. Такой наряд очень нежный. Знающие люди, народные ткачихи консультируют Ольгу Пилецкую насчет того, какие средства можно использовать, чтобы его вымыть. Помогает специалист по текстилю, костюмер студии Галина Дмитриевна Ярош. Этот строй, кстати, нельзя разглаживать электрическим утюгом. Для этих целей Ольга Пилецкая и Галина Ярош нашли специальные приспособления, которыми пользовались наши бабушки — валек (деревянный брусок с ребристой поверхностью и ручкой) и скалку (на нее накручивалось) белье. Но привести ценную вещь в надлежащий вид — полдела, для ее сохранения также необходимо создать оптимальные условия.

Ольге Александровне и Галине Дмитриевне удалось восстановить костюм тридцатых годов из шелка. Он повсюду был отделан цветными полосками в зеркальном отражении, с отдельно выделенной цветовой центральной. Их обязательно должно быть нечетное количество.

Мастерам пришлось много поработать, для того, чтобы она не отличалась от оригинала. Например, на изготовление аутентичной юбки понадобилось более трех метров ткани. Кроме того, необходимо было найти подходящие кружева, ткань, чтобы отделать подол. Но, пожалуй, самым сложным было сделать складки на юбке-сбиранке, расстояние между которыми три сантиметра.

— Что мы только не делали, но складки разваливались. Секретом поделилась одна из старожилок. Оказывается, чтобы смастерить такие сборки, применялась технология морщения. Морочанки (жительницы деревни Морочь) смачивали ткань раствором из воды и уксуса, делали складки, а затем их прессовали для этого буханку горячего, только что из печки, хлеба и прикладывали его, словно пресс, чтобы складки не расходились. Этот процесс занимал несколько недель, — говорит Ольга Пилецкая. — Каждая деталь в народных костюмах была кропотливо продумана. Например, корсетик делался на завязках. Это позволяло корректировать одежду на фигуры, если женщина поправлялась или худела.

Интерес представляет и воссозданный свадебный костюм 1930 годов прошлого века — подвенечное платье и мужской костюм. В этом деле помогли жители района. Они присылали фотографии своих бабушек и дедушек, которые поженились. Да и Ольга Пилецкая ездила по населенным пунктам района, интересовалась у жителей или не остались у них свадебные фото предков. В итоге было собрано двадцать уникальных снимков. Но Ольга Пилецкая и костюмер Галина Ярош остановились на снимке супругов из деревни Яновичи Елены и Степана Величковичей, который поженились 2 октября 1937 года. Клецкие мастерицы до мелочей повторили все детали свадебного платья. На это ушло три метра шелка, да еще столько же на фату. Пришлось много поработать над отделкой. Раньше платье вымачивали в желатиновом или крахмальном растворе, затем самодельным приспособлением, похожим на современный паяльник с шариком на конце наносили отпечатки цветов. В моде 30-х годов были свадебные букеты из искусственных пионов. Бутоньерка для жениха — обязательно из веток аспарагуса, который считался символом счастья. А в мужские пиджаки вставлялись подложки из конского волоса, чтобы держать форму. Такой раритетный экземпляр — пиджак, а также брюки нашлись на чердаке одной из жительниц Клецка.

Важным дополнением к народному женскому костюму были бусинки. Считалось, чем их больше, тем богаче женщина. Особое внимание женщины уделяли головному убору, которые много говорил об их статусе. Например, девушка на издании заплетала волосы в корзину, голову украшали бисером, широкими розовыми или красными лентами. Все знали, что к ней можно было идти свататься.

После свадьбы старшие женщины снимали вуаль с молодой и на ткань завивали волосы. Затем скручивали из пакли своеобразный «бублик» на голову, оборачивали его льняной тканью и накрывали шапочкой, на которую накидывали платок. Чтобы повторить такую конструкцию, пришлось много потрудиться — не все сразу получалось.

Ценное наследие в семьях передается из поколения в поколение, бережно хранится в сундуках. Женщины старшего поколения и сейчас пользуются более старыми нарядами. И когда приезжаешь к ним домой, то они обязательно достают свои наряды, убираются, прежде чем начать беседу, — отмечает Ольга Пилецкая. — В самобытных костюмах морочанки ходили буквально до 70-х годов. Они не признавали городской одежды.

Ольга Пилецкая часто участвует в различных фестивалях, выставках, фестивалях, принимала участие со своей коллекцией в «Славянском базаре». У людей сузилось понятие народного костюма, считает она. А это широкое поле и понятие. В Морочи — одно, в Кухчицах или Головачах — другое. На каждом мероприятии Ольга Александровна надевает народный костюм своего региона, чтобы познакомить посетителей с его особенностями, отличиями.

Кроме народных костюмов Ольгу Пилецкую интересуют и древние обряды, присущие для Клецкого региона. В стадии реализации проект «Усадьба в Садовой». Председатель райисполкома поддержал идею проекта, помог выделить в этой деревне пустующий дом, как его называют домик-ответчицу. В планах- наладить Батлейку, которая бытовала именно в Клецке. Кукольный театр собираются реконструировать и показывать на нем обряд «Цари» детям. Этот обряд восстановили в Семежево, он внесен в список нематериального наследия. Но, оказывается, в Клецке существовали свои «Цари». Обряд отличается от семежевского своими особенностями. Есть люди, которые помнят его, описывают в подробностях.

Работники культуры восстановили также рождественский обряд Щедрец. Подробности стали известны от старожилов района, директора Лазовичского сельского дома культуры Сергея Машко, который давно изучает традиции Клецкого края. Именно он рассказал, какие песни пели участники во время праздника, что носили с собой.

Главным атрибутом являлась восьмиконечная Вифлеемская звезда, с которой заходили в дом. Она была сделана из прутков и сито и оклеивалась бумагой. В центр помещали иконку и свечу, которые должны были освещать путь людям. Участники шествия переодевались в жеребца (коня). Считалось, что, если он побывает в доме, то год будет счастливым и богатым для семьи. Во время праздника звучали «завитальные» песни, частушки.

Добавлю, что Ольга Пилецкая специально владеет мастерством вытинанки, участвовала в 13-м Международном симпозиуме по искусству вытинанки в Московской области. Ее материалы были напечатаны в коллективном сборнике. Кроме того, Ольга Александровна занимается коврами-рисованками, которых в отдельной комнате районного центра культуры собрано десятки.

Татьяна ЛАЗОВСКАЯ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».