Вы здесь

Святая радость. На Гродненщине представили новый туристический маршрут


Из школьных уроков истории известно, что одна из самых ярких особенностей Беларуси — ее многоконфессиональность. Это же и предопределяло наш менталитет: веротерпимость, умение дружить, принимать разных людей такими, какие они есть, доброжелательность. Веками люди разных вероисповеданий мирно жили в Беларуси. И сегодня, во время, когда светские правила преобладают над религиозными, каждому белорусу следует ближе знакомиться с духовным наследием своей страны. Как минимум почувствовать ее неповторимость.


А чтобы сэкономить время на поиски достопримечательностей, организацию маршрутов, экскурсоводы Светлана Чувак и Виталий Корнелюк разработали соответствующий туристический маршрут «Святая радость Беларуси: исповедальная Новогрудчина». Он был представителен сотрудником турфирм, экскурсоводом, журналистом во время выездного семинара, организованного Национальным агентством по туризму. «Звязда» не могла оставить это без внимания.

Стоит сразу отметить, что к таким экскурсиям нужно готовиться и самим туристам. Во-первых, освежить в памяти историю Беларуси или хотя бы Гродненской области. Во-вторых, накануне… выспаться. Маршрут включает 17 пунктов, поэтому легко не будет, а познавательно — будет отличительно.

И хлеб, и к хлебу

Первый пункт экскурсии — белорусский агрогородок Щорсы и его жемчужина, церковь Святого Дмитрия Солунского. Как рассказал настоятель храма Дмитрий Почобут, в Щорсах 100 процентов населения православные. Официально в исторических источниках Щорсы упоминаются в XV веке как обладание рода Хрептовичей. Но в 1386 году здесь уже была деревянная церковь Святого Дмитрия Солунского, где хранилась чудодейственная икона великомученика. Об этом свидетельствует надпись «1386» на ризе иконы. Предание утверждает, что эту икону охранял один из основателей рода Хрептовичей как благодарность за свое чудесное спасение в неудачной битве с татарами. Икона была вывезена во время войны 1812 года, но есть сведения, что впоследствии она вернулась в Щорсы. Окончательно ее след теряется во время Первой мировой войны.

В 1758 году деревянная церковь сгорела. А в 1776 благодаря Иоакиму Хрептовичу на ее месте появился новый кирпичный храм, построенный итальянскими архитекторами Джузеппе де Сакко и Карло Спампани. Участие итальянских архитекторов предопределило необычный для Беларуси вид православного храма. Снаружи он напоминает корабль, а внутри удивляет пышной колоннадой. В конце 1950-х годов храм преобразовали в спортзал и зерносклад. Все иконы, все вещи, архивы были вывезены. Часть была уничтожена, часть смогли спасти местные жители. И когда в 1988 году храм вернули верующим, они принесли все, что хранили. К сожалению, не сохранилось никакой информации о том, как церковь выглядела до закрытия. Но как может развернуться фантазия ее посетителей!

Тем, кто ищет спокойствия и единения с природой, стоит посетить Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь в деревне Гнесичи. Это место-настоящая картина истории на фоне природы. Монастырь, основанный около 1225 года, расположился под сенью вековых сосен на берегу величественного Немана. Его основатель, преподобный Елисей, мог бы сделать хорошую карьеру при дворе великого князя Миндовга. Но светская жизнь была ему не по душе, и, отдав себя служению Богу, он основал мужской монастырь, который со временем стал лаврой. В 1250 году Елисей был убит бесноватым послушником, который впоследствии вылечился, прикоснувшись к мощам Елисея. Отец Евгений рассказывает, что и в наше время особо праведные монахи утром могут увидеть высокую фигуру святого Елисея, который осматривает монастырскую территорию.

Сегодня в монастыре живут девять монахов. И многострадальная обитель переживает свое четвертое возрождение. Уже готов дом милосердия, где могут жить паломники и все желающие решить свои духовные проблемы в святом месте, отремонтирована церковь. А самый грандиозный проект — идея построить вокруг монастыря 33 часовни (по годам жизни Иисуса Христа). Каждая будет иметь практическое значение и духовный смысл. Сегодня уже построено семь часовен...

Посетители монастыря не останутся голодными ни духовно, ни физически. Здесь налажено самостоятельное производство хлеба. За основу взята технология с Афона. В церковный алтарь вносится закваска, которая поднимается во время литургии. Обычно, чтобы вырастить закваску, требуется пять дней, в церковном алтаре она растет за сутки. Всего в монастыре производят восемь видов хлебов.

Усилиями служителей и прихожан

После приобретения духовного спокойствия получить позитивные эмоции можно у стен Любчанского замка, одного из последних памятников традиционного замкового строительства в Беларуси. Здесь гостей встречает настоящая ключница, которая не жалеет легенд и интересных фактов и даст мастер-класс по танцам. Начали строить замок в 1581 году, а закончили в начале XVII века. Величественный замок стоял на высоком берегу Немана. В XVIII веке, благодаря хозяевам Радзивиллам, в Любче кипела жизнь — работала крупнейшая в Беларуси типография, действовал кальвинистский собор. Сегодня своей монументальностью удивляют отдельные части ансамбля. Хочется верить, что в скором времени отреставрированный Любчанский замок будет принимать множество туристов.

Сам Новогрудок — живой пример многоконфессиональности в Беларуси. Веками здесь вместе живут православные, католики, мусульмане, евреи. Изюминка города — костел Святого архангела Михаила. Свое начало он берет с XVII века, когда по инициативе литовского воеводы Христофора Ходкевича в Новогрудок приехали отцы-доминиканцы. В 1624 году для них был построен монастырь и деревянный костел при нем. Впоследствии костел несколько раз менял свой вид и назначение.

Святой архангел Михаил считается небесным покровителем Новогрудских земель. Как рассказал ксендз Юрий Жегарин, святой неоднократно показывал жителям свое присутствие в городе и заботу о нем. Первое подобное чудо случилось во время русско-польской войны, когда архангел явился русскому воеводе Ивану Хованскому, который шел на Новогрудок. Город тогда никто не тронул.

Знаковым для многих деятелей белорусской истории стал и костел Преображения Господня (Фарный костел). Предполагается, что храм был заложен в 1395 году князем Витовтом. В 1422 здесь венчались польский король Владислав II (Ягайло) и княжна Софья Гольшанская. В 1799 году в Фарном костеле крестили писателя Адама Мицкевича, чье имя неизменно ассоциируется с Новогрудком.

За годы своего существования костелы значительно пострадали. Но теперь усилиями служителей и прихожан это яркие достопримечательности города, обязательные для посещения гостями Новогрудка.

В Фарном костеле хранится католический вариант очень важной иконы — Божьей Матери Новогрудской. Есть в городе и православный вариант этой иконы, увидеть его можно в церкви Святых Бориса и Глеба, построенной в 1519 году. Церковь объединяет два архитектурных стиля — позднюю готику и Ренессанс. В 1960-х археологи нашли под церковью хорошо сохранившийся древнерусский храм ХІІ века.

Кстати, Новогрудок — один из немногих белорусских городов, где есть мечеть. Ее построили в 1855 году. Интересный факт: на белорусских землях все мечети строились только из дерева. В 1939 году ее закрыли, долгое время здесь был жилой дом на шесть квартир. Открытие восстановленной мечети в 1997 году стало подарком к 600-летию проживания татар на землях Беларуси. Новогрудская мечеть единственная в стране, где на весь город звучит азан — призыв к молитве.

О еврейском следе в Новогрудке свидетельствует музей еврейского сопротивления. Во времена военного лихолетья здесь были бараки трудового лагеря. За четыре месяца узники выкопали тоннель, благодаря которому спаслись 250 человек.

Не только интересно, но и комфортно

Настоящий мастер-класс по развитию религиозного туризма может дать Виталий Цыбульский, ксендз костела Святого Казимира во Вселюбе. Этот храм интересен сам по себе. Построенный в 1433 году, он считается старейшим костелом в Беларуси. Выделяется и архитектрными особенностями: совмещает скандинавскую и восточноевропейскую готику. Свой расцвет костел приобрел в 1820 году, когда Вселюбом стали владеть О’Рурки — первые прямые потомки первых христианских королей Ирландии. В 1947 году костел превратили в зернохранилище, затем — в спортивный зал. В 1962 году он был умышленно подожжен по приказу местных властей. В сожженном виде храм простоял до 1986 года, пока им не заинтересовался историки.

Из-за всех сложностей судьбы и потерь сегодня в церкви очень мало древних вещей. Но паломникам, туристам здесь будет интересно. Жемчужина костела — скульптура Божьей Матери новой жизни, единственная в мире. К ней обращаются с просьбами о рождении ребенка. Рядом с костелом можно пройтись по импровизированной долине Эйн-Керем. По представлениям, именно в этой долине беременная Дева Мария встретилась с беременной Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.

Для того, чтобы людям было комфортно знакомиться со Вселюбом, на территории костела работают кафе, дом для гостей, есть даже место для барбекю.

«Моя задача как священника — приводить людей в мир Бога, открывать его им. И человек, который видит, что ему рад, что о нем заботятся, примет это. Само понятие религиозного туризма имеет начало с паломнического движения, когда люди приезжали, чтобы увидеть культовый объект, а потом воспринимали его как духовную часть своей жизни», — сказал Виталий Цыбульский.

Если вдуматься в то, какой пласт белорусской истории и культуры поднимается во время речи о каждом храме в этих местах, вывод напрашивается сам. Потенциал у религиозного туризма не просто есть — он ждет, когда на него обратит внимание как можно больше белорусов.

Валерия СТЕЦКО

Фото Алины МАЗОВЕЦ

Выбор редакции