Вы здесь

Учительница иностранного языка — о кайфе на уроке, импровизации и мотивации к обучению


В семье Натальи КАТЧЕНКО День учителя — один праздник на троих. Сама Наталья преподает в Несвижской гимназии английский язык. Ее муж Владимир работает в том же учебном заведении, но его специализация — немецкий язык. Мать Натальи — Ванда Владимировна Талай — преподавала французский язык в деревенской школе 32 года, из них пять — уже находясь на пенсии.


Наталья Катченко: «С пятиклашками и интересно, и сложно одновременно. Для меня это настоящий вызов. Их тридцать человек, они проказники, очень резвые...»

Удивить англичанина…

— Сама я из Несвижского района, из деревни Высокая Липа. Моя мамочка была и моей школьной учительницей, поэтому, честно говоря, я с детства знала, что пойду по ее стопам. Еще ученицей помогала ей проверять тетради, а французский язык был моим любимым предметом. В своем выборе нисколько не сомневалась — хочу учиться в Минском государственном педагогическом институте иностранных языков — там, где училась и моя мать. Поступила, закончила и вот уже 24 года работаю в одном учреждении — Несвижской гимназии, — рассказывает Наталья Катченко. — Моя мать была не просто моим учителем, но и примером, как надо себя вести на уроке, как относиться к ученикам. Меня всегда восхищали ее энтузиазм и энергичность. Она все занятия вела стоя, и я тоже не представляю, как можно сидеть на уроке за учительским столом. Я постоянно в движении, зато вижу всех детей.

— Наталья Владимировна, многим выпускникам советской школы иностранный язык так и не покорился. Можно ли научить им каждого либо для этого должны быть определенные способности?

— Очень много зависит от мотивации и внутренней потребности. А дети этой потребности еще не испытывают, поэтому необходимо приложить определенные усилия, чтобы влюбить в свой предмет и вдохновить. Способности могут ускорить процесс изучения, но главный катализатор — все-таки мотивация. Так, в советские времена школьники учились преимущественно читать и переводить, а не разговаривать, современных методик еще не было. И вообще, было непонятно, зачем нам иностранный язык и где он может пригодиться. А сегодня уроки иностранного языка имеют практическую коммуникативную ориентированность. Я, например, в своей педагогической практике применяю принципы активной оценки. Мы вместе с учениками ставим в начале урока цель, которую хотим достичь. Это принципиально важный момент. Цель должна быть понятной, еще лучше — чтобы она была сформулирована на языке учеников.

Коммуникативную направленность имеют и современные учебники. К тому же сегодня есть много дополнительных возможностей для овладения иностранными языками: можно смотреть видеоролики, киноленты без перевода, слушать зарубежных исполнителей, читать иностранную литературу на языке оригинала.

Может, это прозвучит не очень скромно, но когда ученики нашей гимназии попадают в другие учреждения образования (в Минский областной лицей, Лицей БГУ), мы слышим о них только положительные отзывы. Несвижская гимназия — это как знак качества. Наши дети свободно разговаривают на иностранном языке, не боятся это делать. Несколько лет назад в гимназию приезжал известный британский педагог Росс Моррисон Макгилл, писатель, блогер и создатель сайта tеасhеrtооlkіt.со.uk (инструменты для учителя), у которого сейчас более 10 миллионов читателей. Росс даже номинировался газетой The Sunday Tіmes в число 500 самых влиятельных людей в Великобритании. Так вот, нашим гимназистам удалось его удивить (улыбается). Росс сказал, что был во многих странах, но белорусские дети покорили его своей искренностью и открытостью, отметил, что они первые делают шаг навстречу незнакомому человеку из чужой страны.

Наши гимназисты свободно общались с ним на разные темы. Когда мы обедали в столовой, заметили, что двум девочкам ну просто очень хочется пообщаться с гостем. Позвали их за свой стол. Они спрашивали у Росса обо всем: нравится ли ему в нашей гимназии, вкусный ли суп, которым его угощают... Росс присутствовал и на моих уроках, где абсолютно органично вписался в учебный процесс. Тема одних занятий была посвящена образованию, а других — дружбе. Он сам задавал детям некоторые вопросы, пытался включиться в групповую работу на уроке. И ученики не смутились, что мне, как их учительнице, честно признаюсь, было очень радостно наблюдать.

Искренность приветствуется…

— А вы либеральный или требовательный учитель? Чего никогда не допустите на своем уроке или вне уроков в общении с учениками?

— Не допущу лжи. Отношения с детьми должны строиться на доверии. Если, например, ученик не подготовился к уроку, я всегда спрашиваю, в чем причина. И дети знают, что мне лучше сказать правду. Понимаю, что ученики — очень загруженные по учебе, есть еще многочисленные внеклассные и внешкольные мероприятия, и у них порой просто не хватает сил на выполнение домашнего задания. Они падают на кровать и засыпают. Я ценю открытость и не заинтересована в плохих оценках, ведь это самый худший мотиватор для учебы. В свою очередь, сама стараюсь быть всегда искренней с учениками. Если не знаю ответа на их вопрос, признаю это и обещаю обязательно найти его к следующему уроку.

Мастер-класс по медиаобразованию в Академии последипломного образования.

— Разделяете ли вы мысль,что без конкуренции невозможно продвинуться? Уроки могут быть без оценок в баллах?

— Моя мечта — перейти на безотметочную систему, ведь оценки, по моему мнению, мешают ученикам быть на уроке свободными. В младших классах дети на них особенно сильно зацикливаются, боятся, что получат не ту отметку, которую «заказали» родители. У малышей срабатывает внутренний тормоз, который не дает возможности на уроке раскрыться. Ученики думают только о том, чтобы не сделать ошибку и не снизить свой балл. В общем, в образовании должна быть не соревновательная среда, а пространство для совместного творчества, совместной коллективной деятельности. Навык командной работы архиважный для ХХІ века. Именно поэтому я и не люблю различные конкурсы.

— А каким должен быть урок, чтобы он принес удовольствие и учителю, и ученику?

— Когда ученики слышат звонок на перерыв и спрашивают: «А что, 45 минут уже прошли?», для меня это лучший показатель, что урок удался, процесс идет, и дети работают от начала урока и до конца. Это просто учительский кайф, которым хочется поделиться с коллегами. Но ни один урок нельзя спрогнозировать до конца. Непосредственно на уроке может произойти озарение, он пойдет совсем по другому направлению и получится даже лучше, чем планировалось. Импровизация добавляет искорку любому уроку.

Медийная образованность

— Знаю, что вы работаете и над пособиями для учителей. Это же огромная работа. Что вдохновило взяться за нее? Никто не спрашивал, зачем это вам?

— Такие вопросы звучат постоянно (улыбается), «Планы-конспекты для учебника 10 класса по английскому языку». Это совместная работа с моей коллегой из Мозыря Вероникой Орловой. Большая удача — встретить единомышленника. Мы обе — учителя-методисты. Нас объединила активная оценка и медиаобразование. Мы много выступаем перед учителями на различных семинарах и курсах, у нас есть много наработок. И мы решили, что нужно поделиться этим со всеми. Как пошутил Росс Макгилл, «для учителей, которые не делятся с коллегами своими знаниями, в аду будет особое место» (смеется). Главная идея планов — реализация принципов стратегии активной оценки через медиаобразовательный потенциал. Благодаря разнообразным упражнениям и работе с диаграммами, схемами, анимацией, рисунками и фото ученики учатся анализировать и критически оценивать предложенный медиаконтент, а также создавать собственный продукт. Для каждого урока цель сформулирована как прогнозируемый результат, и ученики понимают, что конкретно они изучат в рамках урока. К каждому уроку, а также к некоторым заданиям (в том числе и домашним) прописаны критерии оценивания. Это помогает сделать ситуацию выставления оценок максимально прозрачной. Также почти к каждому уроку сформулирован ключевой вопрос, который, безусловно, вызовет заинтересованность у учащихся и повысит мотивацию к изучению новой темы. Сейчас мы уже работаем над пособием с планами-конспектами уроков для 11-х классов.

— Вы упомянули медиаобразование. А как медиаобразовательный ресурс можно задействовать на уроках иностранного языка?

— По сравнению с другими предметниками, у учителей иностранного языка больше возможностей для медиаобразовательной деятельности на уроке. Например, для введения учащихся в иноязычную коммуникативную ситуацию, отработки активной лексики, развития навыков устного языка можно использовать любой фрагмент телепередачи, ролик из интернета, выдержку из статьи, целую статью или цитату известного человека. Можно дискутировать, обмениваться мнениями по разным проблемам в классе, в социальных сетях или писать на электронный ящик. В каждом классе, даже начиная с третьего и четвертого и заканчивая одиннадцатым, можно с успехом использовать формы обучения, которые будут направлены на повышение медийной образованности учащихся, желание читать, узнавать новое, критически относиться к информации, быть авторами медиасообщений.

В среднем школьном возрасте очень важно развивать такие медийные умения, как осмысленный поиск информационного источника с учетом запросов, понимание последствий от пользования непроверенной информацией, умение осуществлять поиск в традиционных и электронных источниках, таких как веб-сайты, блоги, порталы и печатные материалы, умение точно формулировать запрос. Любую полученную информацию нужно критически оценивать. И учитель должен этому научить.
 

Отдохнуть... в игре

— А как долго можно работать в режиме многозадачности? Как вам удается защититься от профессионального самовыгорания? Тем более что в семье — двое педагогов и двое детей-школьников? Есть ли у вас какие-то семейные рецепты? Как вы восстанавливаетесь? Что может вас вдохновить?

— У нас трое детей. Старший сын Паша уже окончил Белорусский государственный медицинский университет и работает в нашей районной больнице хирургом. И так случилось, что во всех трех я в разных классах преподавала английский язык. Конечно, если твои отец и мать работают в гимназии, где ты учишься, — это непросто, так как накладывает дополнительную ответственность. Ну как можно прийти в школу неподготовленным? Мой средний сын Ваня однажды сказал: «Лучше бы я учился в другой школе». Он, кстати, любит проверить меня, знаю ли я какие-то современные выражения. Особенно я подверглась «испытаниям» с его стороны после английского лагеря, где он участвовал. Моя младшая дочь, десятилетняя Маша, которая очень любит рисовать, говорит: «Мамочка, не обижайся, но рисование я люблю больше, чем английский язык». А я не обижаюсь, так как вижу, что у дочери есть талант, хотя наша педагогическая династия может и не получить продолжение. Считаю, что каждый должен найти себе занятие по душе, родители ни в коем случае не должны давить. И ребенку ни в коем случае нельзя говорить, что его цель — неправильная…

В нашей семье есть общее для всех увлечение — интеллектуальные игры. Муж является руководителем интеллектуальных команд в нашей гимназии. И дети, и педагоги под его руководством добивались очень хороших результатов на самых разных уровнях. Команда «До встречи на Марсе» — дважды чемпионы Беларуси по командной «Своей игре» в 2019 и 2020 годах, а «Рачки» — вице-чемпионы страны по «Брейн-рингу» в 2019 году.

Интеллектуальные игры — это отдушина для всех, перезагрузка. Команда гимназии, в составе которой выступали педагоги и ученик.

Интеллектуальные игры — это отдушина. Даже после тяжелого дня дети с удовольствием ходят на тренировки, играют, общаются между собой. Такие игры развивают у всех нестандартный подход к решению различных задач и ситуаций, включая учебные. И мы, педагоги гимназии, участвуем в играх как взрослая команда. Для нас это перезагрузка и способ абстрагироваться от работы.

Сейчас наш сын Ваня учится в Лицее БГУ и продолжает участвовать в интеллектуальном движении лицея. Он даже сыграл в команде Белгосуниверситета, посвященной его столетию, которую покажут в серии осенних игр на ОНТ. В команду вошли преподаватели, несколько студентов и наш сын. Для нас, родителей, это повод для гордости. И Маша наша тоже с удовольствием ходит на интеллектуальные тренировки. Дома мы любим вместе с детьми играть в настольные игры. А еще любим прогулки по нашему Несвижскому парку.

— В школе учатся два поколения: поколение Z и поколение Alfa (дети, родившиеся после 2010 года). Почувствовали ли вы уже разницу? Чем вас удивляют современные дети?

— У меня ученики, так сказать, на самый разный вкус: после урока в третьем классе я иду к одиннадцатиклассникам. А еще у меня есть пятиклассники и девятиклассники. И мне нужно продумать занятия так, чтобы заинтересовать детей с учетом их возраста, а это совершенно разные уроки. Как у классного руководителя у меня было уже три выпуска. Последний — этим летом, а с сентября мне поручили пятиклассников. Я, наверное, пожизненный классный руководитель (смеется). Да, дети изменились, но мне интересно и с малышами, и с детьми среднего возраста, и со старшеклассниками. Я вообще люблю, когда ученики меня удивляют. С пятиклашками и интересно, и сложно одновременно. Для меня это настоящий вызов. Их тридцать человек, они шалуньи, очень резвые. В начальной школе им не повезло — сменилось пять учителей, поэтому сейчас работаю над тем, чтобы сформировать из них коллектив. Надеюсь, получится. Мои ученики очень разные, но тем интереснее. Заметила, что дети тонко чувствуют мое настроение, особенно старшие. Когда наваливаются какие-то проблемы, они спрашивают, Что случилось, предлагают помочь, сочувствуют, стараются меня не огорчать, и это очень трогает.

— И все же какие выпускники должны выходить из школы?

— Люди, которые критически оценивают все происходящее вокруг, не боятся высказать свою мысль и уважают мнение другого, могут принять чужую позицию, даже если с ней не согласны, могут аргументировать свою точку зрения и доказать, почему они думают именно так или иначе. Я готова перечислять и другие важные soft skіlls (мягкие навыки), но критическое мышление должно стоять на первом месте.

Надежда НІКОЛАЕВА

Название в газете: «45 хвілін ужо прайшло»?

Выбор редакции