Привлекательность искусства в том, что оно никого не оставляет равнодушным. Каждый найдет для себя что-то интересное — картины, которые западают в самое сердце, необычные судьбы художников. На одной выставке можно полностью ощутить безграничную силу человеческого таланта и произведений, которые он рождает. «Звязда» вместе с галереей «АртХаос» решили познакомить всех с этой силой.
«В искусстве должны быть все направления. Но сейчас такое сложное время, что очень хочется позитива. И я хочу радоваться жизни. Я вижу, как она бурлит, сколько в ней красивого. От этого я в восторге и этим в творчестве руководствуюсь», — делится Михаил Левкович.
Витебский художник работает в жанре лирического абстракционизма. По его словам, абстрактное искусство выражает эмоции, с которыми творец подходит к работе. «Когда меня просят написать, например, цветы, писать их в реалистичном направлении я не буду. Я адаптирую цветы к своему стилю, включаю элементы абстрактной живописи. Я интуитивно чувствую, что цветы там живут. И абстрактное окружение это передает вместе с моими эмоциями», — рассказывает Михаил Васильевич. И сразу приводит пример. Картина «Сильвия пламенем горит».
«Жена на даче засадила все цветами, зная, что я ими вдохновляюсь. Летом они сидели такие невыразительные. А теперь засверкали. Я поставил себе задачу показать их как пламя, которое согревает все на контрасте с холодным фоном», — объясняет художник.
На пути к абстракции у Михаила Левковича было многое — акварельная живопись, должность председателя объединения «Витебская акварель», преподавание реалистической живописи студентам художественно-графического факультета Витебского университета. Но творческая душа стремилась выражать свои эмоции и чувства так, как они ощущаются. А что может передать это лучше, чем абстрактная, лирическая живопись? И наконец получилось! Чтобы лучше понять художника и его творчество, предлагаем прочитать соответствующий материал по ссылке https://zviazda.by/ru/news/20211012/1634031840-hudozhnik-mihail-levkovich-kazhduyu-kartinu-ya-prohozhu-dushoy
Специально для читателей «Звязды» Михаил Васильевич Левкович дал мастер-класс по абстрактной живописи.
Художник без таланта — это оксюморон. И дело не только в технических способностях, но в умении дать картине дыхание, характер, научить ее трогать сердца. Но, как отмечает Михаил Васильевич, талант нужно дополнять знаниями: «Как организовать картинную плоскость? Это не просто в эйфории вылить ведро краски на холст и растереть ее. Некоторые художники так делают, но руководствуясь заложенными знаниями об организации картинной плоскости.
Как и в литературном произведении у картины есть три основных структурных элементы: завязка, кульминация и развязка. И художники-абстракционисты руководствуются этим принципом. «Зрителя нужно заинтересовать подвести к кульминации и потом показать развязку. В лирической абстракции это передают, во-первых, мазки и направления, во-вторых, цвет. Если преувеличить одним цветом в одном месте без поддержки с другой стороны, то картина „опрокинется“. Чтобы передать динамику, разрушение, художники такой прием используют. Зритель, сразу видит, что на холсте все валится. И опытная рука уже знает, где какой положить. Если вверху положил мазок, внизу нужно ответить. И так везде, положил — ответил. И таким образом, автоматически двигаешься по полотну», — объясняет Михаил Васильевич.
Однако, по словам художника, часто для передачи определенной атмосферы, настроения, можно и нарушить заложенные принципы, перенести композиционный центр. Но и для этого нужны знания и самое главное — опыт.
Обывателям кажется, что абстрактное искусство — это просто неправильные формы, непонятные фигуры и вообще это очень легко. Но не существуй в абстрактном живописи свода правил, каждый третий был бы художником-абстракционистом. Нельзя стать художником и без природных данных, как минимум ощущения цветов и оттенков. И таланта показать на холсте то, чего невозможно выразить словами.
Например, как передать вишневый ликер. В реалистичном искусстве можно показать бутылку, передать цвет. «Я пошел другим путем. Вишня имеет неоднородный красный цвет и я передал его на картине. И получилась такая работа. И в этом и заключается лирический абстракционизм. Прочитав название, зритель почувствует запах ликера, его кисло-сладкий вкус», — рассказывает Михаил Васильевич.
Заснеженный лес, величественные сосны под снежным одеялом — тишина и благодать. Пока озорное настроение не возьмет вверх и не захочется крикнуть что-то очень радостное и из вдали не прилетит в ответ звонкое эхо… Но как ее представить на холсте? Словами нельзя, в реалистической живописи невозможно. Нужно настроиться на такую волну, которая бы окунула и потянула за собой, как эхо отлетает и за собой тянет. Вот Михаил Левкович и отправился «Вслед за зимним эхом». «Звук отбивается и возвращается обратно. Мы аукнули, он пошел туда в космос. У меня была задача показать, что он пошел туда, далеко. А потом возвращается, обходит и таким образом закручивается», — объясняет художник.
В творческой коллекции Михаила Левковича есть и картины бытового жанра. Например, Работа «За счастье», такую картину в жизни видел почти каждый. «Эта работа навеяна деревней, состоянием, в котором она сейчас находится. Деревни в большинстве оставлены, но люди там живут. И это одна из форм жизни. Они встретились за одним столом, возможно, на поминки или на Радуницу, вспоминают тех, кто был с ними, вспоминают прошлое. Ну выпивают. Но мы же знаем, что люди выпивают, я не стараюсь закрываться от того, что есть. И в абстрактной манере представлен дом», — рассказывает художник.
Вдохновение художника такая же загадочная вещь, как и само искусство. Найти его можно где угодно и поэтому живопись имеет миллионы любителей по всему миру. В необычной форме он может показать самые привычные вещи. Например, землю. Как картина Михаила Левковича «Золото теплится земля». «Это посвящение нашей земельке. Она теплая, поэтому и цвета теплые. А элементы темных мазков — это же вспаханная почва», — указывает Михаил Васильевич.
Портреты знаменитых людей многие привыкли видеть написанными с натуры, реальными. Но, если помнить, что лирическая абстракция передает эмоции и чувства, то с ее помощью можно увидеть и внутренний мир личности. Владимир Короткевич всем известен как романтик, мечтатель. И это передал Михаил Левкович в портрете писателя.
«Творчество Короткевича в свое время меня разбудило. Мы зачитывались романами „Дикая Охота короля Стаха“, „Христос приземлился в Гродно“. Я писал этот портрет, когда его уже не стало. Элементы театрализации включил, Владимир Короткевич же много пьес поставил. Фигуру писателя я делаю прозрачной, как небо. И якобы из дерева с корнями возникает его лицо. Я предлагаю читателю подняться вверх, веду его за горизонт. Но невозможно туда попасть, мы не знаем, что там. Нас останавливает горизонтальная линия. Туда дальше заходит небо, а для людей стоит занавес, и Владимир Короткевич уже за ней», — описывает свое произведение Михаил Левкович.
Михаил Левкович объясняет притягательность абстракции тем, что художники видят одно, а зрители что-то свое другое. И потом настраиваюсь на одну и ту же волну.
Ближе познакомиться с творчеством Михаила Левковича, почувствовать его настроение, а потом настроиться на одну волну, можно на выставке художника. Она откроется 20 октября в галерее «АртХаос». Выставка познакомит не только с внутренним миром Михаила Левковича, а и с Витебской художественной школой.
Витебск и искусство — навсегда объединены судьбой. Здесь родились Марк Шагал и Осип Цадкин, творили Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Давид Якерсон и другие всемирно известные художники. Как отмечает Михаил Левкович, художники и сегодня испытывают в Витебске какую-то необычную атмосферу. А картины витебских творцов всегда выделяются на республиканских или международных выставках: «Художественно-графический факультет Витебского университета — это продолжение традиций Витебской художественной школы, хотя многое было снижено и вычеркнуто. Когда Марк Шагал в 1960-е годы приезжал в Москву, он хотел приехать в Витебск и подарить ему несколько десятков своих трудов. Я тогда был студентом и мы все очень ждали. Но секретарь обкома партии по идеологии сказал, что никогда этого не будет. Никакой предусмотрительности. Это же художник мирового уровня и если бы здесь было хотя бы десять его оригиналов, это была бы туристическая Мекка и как бы они вдохновляли молодых художников. Но этот воздух, эти тенденции из города убрать невозможно. Моими преподавателями были Олег Орлов, Леонид Антимонов, Александр Соловьев — троица авангардных художников. И прививки, которые мы получили от своих учителей, проявляются и сегодня. И этот аспект, исторический фундамент Витебской школы влияет на то, что Витебское искусство стоит отдельно. Не хочу перетягивать одеяло, но, как есть».
Валерия СТЕЦКО
Фото Алины МАЗОВЕЦ
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.
«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».
Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.