Вы здесь

Мастер-класс по абстрактной живописи от Михаила Левковича


Привлекательность искусства в том, что оно никого не оставляет равнодушным. Каждый найдет для себя что-то интересное — картины, которые западают в самое сердце, необычные судьбы художников. На одной выставке можно полностью ощутить безграничную силу человеческого таланта и произведений, которые он рождает. «Звязда» вместе с галереей «АртХаос» решили познакомить всех с этой силой.


«В искусстве должны быть все направления. Но сейчас такое сложное время, что очень хочется позитива. И я хочу радоваться жизни. Я вижу, как она бурлит, сколько в ней красивого. От этого я в восторге и этим в творчестве руководствуюсь», — делится Михаил Левкович.

Витебский художник работает в жанре лирического абстракционизма. По его словам, абстрактное искусство выражает эмоции, с которыми творец подходит к работе. «Когда меня просят написать, например, цветы, писать их в реалистичном направлении я не буду. Я адаптирую цветы к своему стилю, включаю элементы абстрактной живописи. Я интуитивно чувствую, что цветы там живут. И абстрактное окружение это передает вместе с моими эмоциями», — рассказывает Михаил Васильевич. И сразу приводит пример. Картина «Сильвия пламенем горит».

«Жена на даче засадила все цветами, зная, что я ими вдохновляюсь. Летом они сидели такие невыразительные. А теперь засверкали. Я поставил себе задачу показать их как пламя, которое согревает все на контрасте с холодным фоном», — объясняет художник.

На пути к абстракции у Михаила Левковича было многое — акварельная живопись, должность председателя объединения «Витебская акварель», преподавание реалистической живописи студентам художественно-графического факультета Витебского университета. Но творческая душа стремилась выражать свои эмоции и чувства так, как они ощущаются. А что может передать это лучше, чем абстрактная, лирическая живопись? И наконец получилось! Чтобы лучше понять художника и его творчество, предлагаем прочитать соответствующий материал по ссылке https://zviazda.by/ru/news/20211012/1634031840-hudozhnik-mihail-levkovich-kazhduyu-kartinu-ya-prohozhu-dushoy 

Специально для читателей «Звязды» Михаил Васильевич Левкович дал мастер-класс по абстрактной живописи.

Художник без таланта — это оксюморон. И дело не только в технических способностях, но в умении дать картине дыхание, характер, научить ее трогать сердца. Но, как отмечает Михаил Васильевич, талант нужно дополнять знаниями: «Как организовать картинную плоскость? Это не просто в эйфории вылить ведро краски на холст и растереть ее. Некоторые художники так делают, но руководствуясь заложенными знаниями об организации картинной плоскости.

Как и в литературном произведении у картины есть три основных структурных элементы: завязка, кульминация и развязка. И художники-абстракционисты руководствуются этим принципом. «Зрителя нужно заинтересовать подвести к кульминации и потом показать развязку. В лирической абстракции это передают, во-первых, мазки и направления, во-вторых, цвет. Если преувеличить одним цветом в одном месте без поддержки с другой стороны, то картина „опрокинется“. Чтобы передать динамику, разрушение, художники такой прием используют. Зритель, сразу видит, что на холсте все валится. И опытная рука уже знает, где какой положить. Если вверху положил мазок, внизу нужно ответить. И так везде, положил — ответил. И таким образом, автоматически двигаешься по полотну», — объясняет Михаил Васильевич.

Однако, по словам художника, часто для передачи определенной атмосферы, настроения, можно и нарушить заложенные принципы, перенести композиционный центр. Но и для этого нужны знания и самое главное — опыт.

Обывателям кажется, что абстрактное искусство — это просто неправильные формы, непонятные фигуры и вообще это очень легко. Но не существуй в абстрактном живописи свода правил, каждый третий был бы художником-абстракционистом. Нельзя стать художником и без природных данных, как минимум ощущения цветов и оттенков. И таланта показать на холсте то, чего невозможно выразить словами.

Например, как передать вишневый ликер. В реалистичном искусстве можно показать бутылку, передать цвет. «Я пошел другим путем. Вишня имеет неоднородный красный цвет и я передал его на картине. И получилась такая работа. И в этом и заключается лирический абстракционизм. Прочитав название, зритель почувствует запах ликера, его кисло-сладкий вкус», — рассказывает Михаил Васильевич.

Заснеженный лес, величественные сосны под снежным одеялом — тишина и благодать. Пока озорное настроение не возьмет вверх и не захочется крикнуть что-то очень радостное и из вдали не прилетит в ответ звонкое эхо… Но как ее представить на холсте? Словами нельзя, в реалистической живописи невозможно. Нужно настроиться на такую волну, которая бы окунула и потянула за собой, как эхо отлетает и за собой тянет. Вот Михаил Левкович и отправился «Вслед за зимним эхом». «Звук отбивается и возвращается обратно. Мы аукнули, он пошел туда в космос. У меня была задача показать, что он пошел туда, далеко. А потом возвращается, обходит и таким образом закручивается», — объясняет художник.

В творческой коллекции Михаила Левковича есть и картины бытового жанра. Например, Работа «За счастье», такую картину в жизни видел почти каждый. «Эта работа навеяна деревней, состоянием, в котором она сейчас находится. Деревни в большинстве оставлены, но люди там живут. И это одна из форм жизни. Они встретились за одним столом, возможно, на поминки или на Радуницу, вспоминают тех, кто был с ними, вспоминают прошлое. Ну выпивают. Но мы же знаем, что люди выпивают, я не стараюсь закрываться от того, что есть. И в абстрактной манере представлен дом», — рассказывает художник.

Вдохновение художника такая же загадочная вещь, как и само искусство. Найти его можно где угодно и поэтому живопись имеет миллионы любителей по всему миру. В необычной форме он может показать самые привычные вещи. Например, землю. Как картина Михаила Левковича «Золото теплится земля». «Это посвящение нашей земельке. Она теплая, поэтому и цвета теплые. А элементы темных мазков — это же вспаханная почва», — указывает Михаил Васильевич.

Портреты знаменитых людей многие привыкли видеть написанными с натуры, реальными. Но, если помнить, что лирическая абстракция передает эмоции и чувства, то с ее помощью можно увидеть и внутренний мир личности. Владимир Короткевич всем известен как романтик, мечтатель. И это передал Михаил Левкович в портрете писателя.

«Творчество Короткевича в свое время меня разбудило. Мы зачитывались романами „Дикая Охота короля Стаха“, „Христос приземлился в Гродно“. Я писал этот портрет, когда его уже не стало. Элементы театрализации включил, Владимир Короткевич же много пьес поставил. Фигуру писателя я делаю прозрачной, как небо. И якобы из дерева с корнями возникает его лицо. Я предлагаю читателю подняться вверх, веду его за горизонт. Но невозможно туда попасть, мы не знаем, что там. Нас останавливает горизонтальная линия. Туда дальше заходит небо, а для людей стоит занавес, и Владимир Короткевич уже за ней», — описывает свое произведение Михаил Левкович.

Михаил Левкович объясняет притягательность абстракции тем, что художники видят одно, а зрители что-то свое другое. И потом настраиваюсь на одну и ту же волну.

Ближе познакомиться с творчеством Михаила Левковича, почувствовать его настроение, а потом настроиться на одну волну, можно на выставке художника. Она откроется 20 октября в галерее «АртХаос». Выставка познакомит не только с внутренним миром Михаила Левковича, а и с Витебской художественной школой.

Витебск и искусство — навсегда объединены судьбой. Здесь родились Марк Шагал и Осип Цадкин, творили Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Давид Якерсон и другие всемирно известные художники. Как отмечает Михаил Левкович, художники и сегодня испытывают в Витебске какую-то необычную атмосферу. А картины витебских творцов всегда выделяются на республиканских или международных выставках: «Художественно-графический факультет Витебского университета — это продолжение традиций Витебской художественной школы, хотя многое было снижено и вычеркнуто. Когда Марк Шагал в 1960-е годы приезжал в Москву, он хотел приехать в Витебск и подарить ему несколько десятков своих трудов. Я тогда был студентом и мы все очень ждали. Но секретарь обкома партии по идеологии сказал, что никогда этого не будет. Никакой предусмотрительности. Это же художник мирового уровня и если бы здесь было хотя бы десять его оригиналов, это была бы туристическая Мекка и как бы они вдохновляли молодых художников. Но этот воздух, эти тенденции из города убрать невозможно. Моими преподавателями были Олег Орлов, Леонид Антимонов, Александр Соловьев — троица авангардных художников. И прививки, которые мы получили от своих учителей, проявляются и сегодня. И этот аспект, исторический фундамент Витебской школы влияет на то, что Витебское искусство стоит отдельно. Не хочу перетягивать одеяло, но, как есть».

Валерия СТЕЦКО

Фото Алины МАЗОВЕЦ

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.