Вы здесь

Зачем нужны педагоги дополнительного образования


Слова «дополнительное образование» родители часто воспринимают как «необязательное». На самом деле педагоги, работающие вне школьной программы, могут дать современным детям те навыки и умения, без которых им не обойтись в дальнейшей жизни. В среднем учебном заведении преподается всего около двух десятков предметов, а профессий существует более 40 тысяч! К тому же профессиональный мир стремительно меняется — одни специальности исчезают, другие появляются. С каждым годом мы узнаем о товарах и услугах, о которых раньше не слышали. Давайте попробуем заглянуть в будущее наших детей и выяснить, что можно сделать, чтобы они в нее «вписались».


Фото: pixabay.com

Навыки будущего 

В 2020 году на Всемирном экономическом форуме были озвучены перспективные профессиональные направления. Большой спрос прогнозируется на специалистов, умеющих обрабатывать массивы данных, пользоваться информационными технологиями. Понадобятся новые инженеры и разработчики, которые способны сочетать знания из разных отраслей. Востребованными будут направления, связанные с общением людей, производством контента. Переход многих отраслей в «онлайн» вызывает больший спрос на эмоциональную сферу, культуру. Старение населения приведет к запросу на социальный уход. А также человечество должно готовить кадры для «зеленой» экономики.

Специалистам будущего нужно научиться выживать в условиях неопределенности, гибко перестраиваться под изменения, например, под то, что информация устарела или ее стала в несколько раз больше. Они должны быть готовы к тому, что учиться и совершенствоваться придется на протяжении всей жизни.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости развития у детей эмоционального интеллекта, и за рубежом это учитывается при разработке образовательных программ для учебных заведений. Действительно, умение разбираться со своими и чужими эмоциями поможет налаживать контакты, эффективнее работать в команде, быть стрессоустойчивыми, уметь убеждать других (чтобы продать свои идеи и товары). К тому же в новом свете с его стремительными изменениями и ритмами важно уметь концентрироваться, планировать и распределять нагрузку, просчитывать стратегию на несколько шагов вперед. И не надо думать, что у нас этому раньше не учили. Разве игра в шахматы не формирует такие способности? А спортивные кружки? А техническое творчество? Нужно просто не забывать об этих ресурсах, тем более что образовательные программы в кружках адаптируются под требования времени, ежегодно запускаются новые, дети работают с современными материалами и инструментами. С детьми занимаются в том числе и педагоги высшей категории, преподаватели из вузов и Академии наук.

Мест, куда можно устроить ребенка, хватает: это бывшие дворцы пионеров и физкультурно-оздоровительные клубы; занятия проводятся на базе библиотек и Домов культуры, школ и ЖЭСов. В таких заведениях подавляющее большинство кружков бесплатна. Есть и коммерческие центры, и онлайн-курсы, правда, там занятия со школьниками могут потянуть суммы, равные платному обучению в средних специальных и высших учебных заведениях. Причем подростки могут получить первые профессиональные навыки и даже начать зарабатывать еще до окончания школы.

Большой плюс дополнительного образования — именно в том, что она развивает самые разные навыки. При этом любое направление, которое выбирает ребенок, может скорректировать его дальнейшую судьбу в профессии, поскольку специалистам с дополнительными способностями (знаниями, нестандартным подходом) легче будет конкурировать на рынке труда или при необходимости перестраиваться под новые задачи.

Поиски себя

Прежде всего система дополнительного образования работает на профориентацию детей и молодежи. Ничего страшного нет в том, что ребенок сначала может часто менять кружки. Это первый шаг к самостоятельности. Оно ищет то, что ему нравится и что у него может хорошо получаться. Любимый кружок дает возможность раскрыться и повысить самооценку, почувствовать свою уникальность, особенно если в школе не везет с отметками, а вот в кружках или спортивных секциях маленький человек становится «звездой».

Бонус от таких поисков еще и в том, что ребенок учится налаживать общение с новыми людьми и узнает мир с разных сторон.

Сегодня востребованы объединения по интересам экономического профиля. Дети активно изучают иностранные языки (причем не только английский). Вырос интерес к техническим кружкам и направлениям, связанным с современными технологиями. С каждым годом предложений для будущих айтишников и инженеров становится больше. Сегодня школьники программируют, создают роботов, делают мультфильмы, обрабатывают фотографии, занимаются видеомонтажом, диджитал-рисованием, конструированием, пишут музыку, учатся управлять дронами, пробуют себя в блогинге, работают с измерительной аппаратурой, проектируют Радиоэлектронные конструкции, создают программируемые игрушки.

Среди новинок — и такое предложение как курс «Машины Голдберга», когда дети через опыты изучают законы физики, полученные знания используют при создании своих проектов, механизмов.

Гуманизм и креативность

Эстетическому воспитанию в системе образования издавна отдавали внимание. И дело здесь не только в развитии творческой личности. Дети учатся быть более внимательными, замечать детали, выражать свои чувства и по-разному осмысливать мир. Маленькие художники знают, что есть не только черный и белый цвета. Юный музыкант слышит от педагога просьбу играть более эмоционально, улавливает тона, настроение…

Творческое мышление — один из необходимых навыков будущего. Пригодятся люди, которые могут предложить нестандартные решения, придумывать то, чего раньше не было. Они будут создавать виртуальные вселенные и реальные механизмы, влияющие на качество жизни.

В Древней Греции не просто так каждый мальчик должен был уметь играть на музыкальном инструменте. Творческие занятия помогали воспитывать детей, из которых впоследствии вырастали достойные воины. Люди с черствой душой, когда получали оружие, со временем, чувствуя свою силу и безнаказанность, могли скатиться на путь убийц и грабителей. Но надлежащее воспитание предупреждало такое поведение. Творчество — «прививка» от жестокости и равнодушия. Именно творческие, внимательные и уязвимые люди будут заботиться о «зеленой» экономике и идти в социальную сферу, чтобы помогать другим.

Кстати, присоединиться к творческим занятиям никогда не поздно — на базе центров дополнительного образования есть такие предложения для молодежи и взрослых.

Родиноведение

Дополнительное образование работает на патриотизм. Его можно подавать через самые разные формы — объединения спасателей и юных инспекторов, экологические, туристические, фольклорные, дискуссионные клубы. На творческих занятиях дети изучают культуру и традиции своего региона, знакомятся с народными мастерами, создают сюжеты, посвященные своей земле.

Маленькие экскурсоводы изучают историю. Юные туристы (а сегодня есть кружки в том числе по велосипедному и водному туризму, скалолазанию) увлекаются родными пейзажами.

А может, патриотизм начинается на тренировках юных спортсменов, где те учатся переживать и бороться за своих? Впоследствии на международных соревнованиях достойно показывают свою страну. А разве же юные ученые не работают на имидж страны, не стремятся своими изобретениями улучшить мир?..

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.