Вы здесь

Зачем нужны педагоги дополнительного образования


Слова «дополнительное образование» родители часто воспринимают как «необязательное». На самом деле педагоги, работающие вне школьной программы, могут дать современным детям те навыки и умения, без которых им не обойтись в дальнейшей жизни. В среднем учебном заведении преподается всего около двух десятков предметов, а профессий существует более 40 тысяч! К тому же профессиональный мир стремительно меняется — одни специальности исчезают, другие появляются. С каждым годом мы узнаем о товарах и услугах, о которых раньше не слышали. Давайте попробуем заглянуть в будущее наших детей и выяснить, что можно сделать, чтобы они в нее «вписались».


Фото: pixabay.com

Навыки будущего 

В 2020 году на Всемирном экономическом форуме были озвучены перспективные профессиональные направления. Большой спрос прогнозируется на специалистов, умеющих обрабатывать массивы данных, пользоваться информационными технологиями. Понадобятся новые инженеры и разработчики, которые способны сочетать знания из разных отраслей. Востребованными будут направления, связанные с общением людей, производством контента. Переход многих отраслей в «онлайн» вызывает больший спрос на эмоциональную сферу, культуру. Старение населения приведет к запросу на социальный уход. А также человечество должно готовить кадры для «зеленой» экономики.

Специалистам будущего нужно научиться выживать в условиях неопределенности, гибко перестраиваться под изменения, например, под то, что информация устарела или ее стала в несколько раз больше. Они должны быть готовы к тому, что учиться и совершенствоваться придется на протяжении всей жизни.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости развития у детей эмоционального интеллекта, и за рубежом это учитывается при разработке образовательных программ для учебных заведений. Действительно, умение разбираться со своими и чужими эмоциями поможет налаживать контакты, эффективнее работать в команде, быть стрессоустойчивыми, уметь убеждать других (чтобы продать свои идеи и товары). К тому же в новом свете с его стремительными изменениями и ритмами важно уметь концентрироваться, планировать и распределять нагрузку, просчитывать стратегию на несколько шагов вперед. И не надо думать, что у нас этому раньше не учили. Разве игра в шахматы не формирует такие способности? А спортивные кружки? А техническое творчество? Нужно просто не забывать об этих ресурсах, тем более что образовательные программы в кружках адаптируются под требования времени, ежегодно запускаются новые, дети работают с современными материалами и инструментами. С детьми занимаются в том числе и педагоги высшей категории, преподаватели из вузов и Академии наук.

Мест, куда можно устроить ребенка, хватает: это бывшие дворцы пионеров и физкультурно-оздоровительные клубы; занятия проводятся на базе библиотек и Домов культуры, школ и ЖЭСов. В таких заведениях подавляющее большинство кружков бесплатна. Есть и коммерческие центры, и онлайн-курсы, правда, там занятия со школьниками могут потянуть суммы, равные платному обучению в средних специальных и высших учебных заведениях. Причем подростки могут получить первые профессиональные навыки и даже начать зарабатывать еще до окончания школы.

Большой плюс дополнительного образования — именно в том, что она развивает самые разные навыки. При этом любое направление, которое выбирает ребенок, может скорректировать его дальнейшую судьбу в профессии, поскольку специалистам с дополнительными способностями (знаниями, нестандартным подходом) легче будет конкурировать на рынке труда или при необходимости перестраиваться под новые задачи.

Поиски себя

Прежде всего система дополнительного образования работает на профориентацию детей и молодежи. Ничего страшного нет в том, что ребенок сначала может часто менять кружки. Это первый шаг к самостоятельности. Оно ищет то, что ему нравится и что у него может хорошо получаться. Любимый кружок дает возможность раскрыться и повысить самооценку, почувствовать свою уникальность, особенно если в школе не везет с отметками, а вот в кружках или спортивных секциях маленький человек становится «звездой».

Бонус от таких поисков еще и в том, что ребенок учится налаживать общение с новыми людьми и узнает мир с разных сторон.

Сегодня востребованы объединения по интересам экономического профиля. Дети активно изучают иностранные языки (причем не только английский). Вырос интерес к техническим кружкам и направлениям, связанным с современными технологиями. С каждым годом предложений для будущих айтишников и инженеров становится больше. Сегодня школьники программируют, создают роботов, делают мультфильмы, обрабатывают фотографии, занимаются видеомонтажом, диджитал-рисованием, конструированием, пишут музыку, учатся управлять дронами, пробуют себя в блогинге, работают с измерительной аппаратурой, проектируют Радиоэлектронные конструкции, создают программируемые игрушки.

Среди новинок — и такое предложение как курс «Машины Голдберга», когда дети через опыты изучают законы физики, полученные знания используют при создании своих проектов, механизмов.

Гуманизм и креативность

Эстетическому воспитанию в системе образования издавна отдавали внимание. И дело здесь не только в развитии творческой личности. Дети учатся быть более внимательными, замечать детали, выражать свои чувства и по-разному осмысливать мир. Маленькие художники знают, что есть не только черный и белый цвета. Юный музыкант слышит от педагога просьбу играть более эмоционально, улавливает тона, настроение…

Творческое мышление — один из необходимых навыков будущего. Пригодятся люди, которые могут предложить нестандартные решения, придумывать то, чего раньше не было. Они будут создавать виртуальные вселенные и реальные механизмы, влияющие на качество жизни.

В Древней Греции не просто так каждый мальчик должен был уметь играть на музыкальном инструменте. Творческие занятия помогали воспитывать детей, из которых впоследствии вырастали достойные воины. Люди с черствой душой, когда получали оружие, со временем, чувствуя свою силу и безнаказанность, могли скатиться на путь убийц и грабителей. Но надлежащее воспитание предупреждало такое поведение. Творчество — «прививка» от жестокости и равнодушия. Именно творческие, внимательные и уязвимые люди будут заботиться о «зеленой» экономике и идти в социальную сферу, чтобы помогать другим.

Кстати, присоединиться к творческим занятиям никогда не поздно — на базе центров дополнительного образования есть такие предложения для молодежи и взрослых.

Родиноведение

Дополнительное образование работает на патриотизм. Его можно подавать через самые разные формы — объединения спасателей и юных инспекторов, экологические, туристические, фольклорные, дискуссионные клубы. На творческих занятиях дети изучают культуру и традиции своего региона, знакомятся с народными мастерами, создают сюжеты, посвященные своей земле.

Маленькие экскурсоводы изучают историю. Юные туристы (а сегодня есть кружки в том числе по велосипедному и водному туризму, скалолазанию) увлекаются родными пейзажами.

А может, патриотизм начинается на тренировках юных спортсменов, где те учатся переживать и бороться за своих? Впоследствии на международных соревнованиях достойно показывают свою страну. А разве же юные ученые не работают на имидж страны, не стремятся своими изобретениями улучшить мир?..

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Экстренная помощь. Как работает Центр оперативного управления МЧС

Экстренная помощь. Как работает Центр оперативного управления МЧС

Дежурные службы — уши и глаза Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Политика

Андрей Савиных: Качество избранных стратегий не проверяется в идеальных ситуациях

Андрей Савиных: Качество избранных стратегий не проверяется в идеальных ситуациях

Белорусская повестка никому не дает расслабиться, время не позволяет.

Общество

«Социальная скидка» — кому и на что? Как купить продукты дешевле на 10%

«Социальная скидка» — кому и на что? Как купить продукты дешевле на 10%

На скидку могут рассчитывать пенсионеры, многодетные семьи.