Похолодало, и ковид снова стал новостью номер один в средствах массовой информации, на новостных порталах, и одной из обязательных тем в любом разговоре. С утра современный горожанин привычно уточняет в интернете информацию об уровне заболеваемости в своей стране и новых штаммах коронавируса сразу после того, как узнает о погоде на сегодня. Наличие маски, выходя из дома, мы теперь проверяем наряду с тем, не забыли ли ключи и мобильный телефон. Хорошо или плохо это влияет на наше мировосприятие?
Эпидемиологи не устают твердить о необходимости носить маски в местах массового скопления людей. Но если временно абстрагироваться от эпидемиологического аспекта и взглянуть на маски как на часть нашей повседневности, медики и психологи говорят как о плюсах, так и о негативных последствиях необходимости закрывать лица. Главным плюсом регулярного ношения масок лоры называют формирование привычки дышать носом. Ротовое дыхание провоцирует рост заболеваемости пневмониями (в том числе не связанными с ковидом): при дыхании через рот в легкие попадают пыль, большое количество вирусов и бактерий, носовое же дыхание «фильтрует» воздух, и он входит в легкие очищенным. Наркологи плюсом называют частый отказ от курения как результат ношения масок (запах табачного «перегара», «поселяясь» в лоскуте на подбородке, ощущается самим курильщиком остро и неприятно). А психологи говорят о более рациональном использовании рабочего времени (люди в масках меньше отвлекаются на посторонние разговоры и флирт). Ну, а главный минус необходимости закрывать лица – психологическое дистанцирование людей как следствие физического выдерживания социальной дистанции.
Мода, как неотъемлемая часть жизни, гибко среагировала на «вызовы времени». Маски стали плодородной почвой для модного креатива ведущих мировых дизайнеров. На подиумах «средства индивидуальной защиты» в последние годы превратились в полноправный аксессуар, способ привлечь внимание, расставить модные акценты и подчеркнуть красоту глаз. Практически на всех неделях моды последних лет, как и в хрониках стритстайла медицинские маски стали «главными героями». Так, модный дом Fendi выпустил коллекцию брендированных масок, каждая из которых стоит 190 долларов. Модные обозреватели пишут, что коллекция разлетелась как горячие пирожки, а прикупившие аксессуар звезды отмечают, что здоровье не купишь, а потому надо себя защищать. Marine Serre, чьи наряды выбирают Бейонсе и Кейт Бланшетт, украсила коллекцию масок принтом “гусиная лапка” и своим фирменным изображением месяца. Дизайн масок разработал и знаменитый бренд Chanel – их модный дом предлагает в специальных подарочных упаковках.
Собственное видение маски представляют сегодня не только модные дома, но и музеи. Ведь это прекрасная возможность «нести искусство в массы». Национальный художественный музей Беларуси не остался в стороне от мировой тенденции и выпустил коллекцию защитных масок с фрагментами картин конца XIX – начала XX веков. В коллекцию вошли пять защитных масок, на которых можно узнать «кусочки» полотен Ильи Машкова («Женский портрет», 1908 и «Натюрморт с дынями и тыквами», 1915), Язепа Дроздовича («Астран-обсерватория с квадрантом на кольце Сатурна», 1931), Даниэля Сегерса («Мадонна в цветах», 19 век). Пятым стал фрагмент японского пояса оби из восточной коллекции музея. В создании уникальных масок участвовал известный белорусский дизайнер Леша Лимонов. Продают такие маски в сувенирном магазине музея (попасть туда можно без билета) по 20 рублей за экземпляр. Недорого, если учесть, что эта маска может стать не только стильным аксессуаром, но и арт-объектом, и уникальной памятью о 20-ых годах 21-го века – возможно, вы еще будете показывать ее внукам.
Впрочем, маски как модный аксессуар вполне можно купить и в масс-маркете – есть очень милые: и яркие, и в пастельной гамме. И с блестками, кому такое нравится. А если хотите выделиться – поищите в интернете маски ручной работы: предложений масса. Как и обучающих видео на случай, если вам захочется почувствовать себя дизайнером.
Маски, к слову, не отменяют макияж – акцент на глаза для славянок скорее плюс, чем минус. Генетически сложилось так, что большинство девушек и женщин классической белорусской внешности не может похвастаться высокими скулами а-ля Анжелина Джоли. А вот яркие, красивого разреза глаза с пышными ресницами – как правило, сильная сторона нашей внешности. Кроме того, правильно подобранная по цвету маска нейтрализует бледность кожи (все-таки солнца в наших широтах не хватает) лучше любых румян. И надежно скроет слегка поплывший овал лица у возрастных дам. А еще – нивелирует так называемое «неравенство улыбок». Кому-то от природы достались красивые, ровные белые зубы, а кому-то не так повезло. Ну, а маски уравнивают, и таким образом повышают самооценку.
К слову, в любви дизайнеров и модных стилистов к маскам нет ничего удивительного. Психологи говорят, что маска добавляет в образ элемент таинственности, своего рода «изюминку». И делает человека более расслабленным и раскрепощенным в общении – она создает «экран» между вами и собеседником, снижает уровень тревожности и добавляет внутреннего спокойствия.
После совещания во Дворце Независимости, в ходе которого Президент категорически подчеркнул, что принуждения к ношению масок и вакцинации ни в коем случае быть не должно, обязательный масочный режим в объектах торговли и общественном транспорте был отменен. «Масочных» рейдов эпидемиологов по общественным местам больше не будет: решено, что важность заботы о своем здоровье каждый должен осознавать сам. А медики не заставляют, но настоятельно рекомендуют выдерживать социальную дистанцию и носить средства индивидуальной охраны в общественном транспорте, магазинах, крупных торговых центрах, на вокзалах и других объектах с массовым пребыванием людей. Мы решили проверить, насколько сознательно наши сограждане относятся к этим рекомендациям.
В торгово-развлекательном центре «Green City» на Каменной горке многолюдно в будни и выходные. Абсолютное большинство посетителей — в масках, причем надеты они правильно, не под носом и не на подбородке. На сегодняшний день люди понимают и серьезность эпидемиологической ситуации, и личную ответственность — перед собой, своей семьей и перед обществом в целом, отмечают столичные эпидемиологи. К слову, маски в общественных местах должны носить взрослые. Что касается детей, наличие или отсутствие этого средства индивидуальной защиты — на усмотрение родителей. Впрочем, уже лет с восьми-девяти маска — на лице практически каждого увиденного нами в ТРЦ ребенка.
В здании развлекательного центра о необходимости носить маску плакаты напоминают буквально на каждом шагу. На входе в продуктовый гипермаркет вежливый охранник корректно предлагает надеть средство индивидуальной защиты «безмасочным» посетителям.
– Разумеется, маски защищают, причем не только от COVID-19, но и в целом от сезонных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, – говорит заведующая отделом иммунопрофилактики ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Фрунзенского района г. Минска» Наталья Недведь. – Маска нужна в первую очередь здоровому человеку – она не позволит вам вдохнуть воздух с микроскопическими частицами слюны больного человека и предотвратит заражение. Это одна из мер, позволяющих снизить вероятность заболеть. А вообще-то все надо делать в комплексе – и всем вместе. Девизом сегодняшнего дня следует считать принцип «Я защищен, если другие защищены». Помимо использования маски в общественных местах, выдерживания социальной дистанции и дезинфекции рук важна вакцинация от COVID-19. Да, ни одна вакцина не дает стопроцентной защиты: подтвержденная эффективность российского “Спутника V» – 92%, китайской вакцины – около 80%. Но из тех, кто сейчас находится в больнице, 99% – это люди, решившие пренебречь вакцинацией. И еще один довод в пользу прививки: главное назначение вакцинации – предупреждение тяжелых последствий COVID-19, которые могут напоминать о перенесенном заболевании не один год после выздоровления.
Руководство торговых объектов заинтересовано в соблюдении масочного режима каждым из работников, отмечает собеседница. А работники, в свою очередь, также заинтересованы в том, чтобы покупатели были в правильно надетых средствах индивидуальной защиты, ведь это защищает и продавца, и покупателя.
индивидуальной защиты, ведь это защищает и продавца, и покупателя.
— Сотрудниками нашего магазина масочный режим соблюдается на 100 процентов, — говорит заведующая гипермаркетом Green Ольга Борис. — Мы соблюдаем его давно — с первых дней появления коронавируса. Ранее кассиры носили в обязательном порядке защитный экран, сейчас мы оставили эту меру на усмотрение каждого сотрудника. На входе дежурит сотрудник службы безопасности, который просит надеть маску посетителей, которые входит в магазин без нее. В торговом зале расположены емкости с дезинфицирующими средствами, и большинство покупателей обрабатывают руки при входе в магазин, а также при выходе из него — за кассовой линейкой тоже установлены дезсредства для покупателей. А кроме того, на входе для всех желающих есть перчатки.
Ольга Николаевна подтверждает наши наблюдения: в основном сегодня люди приходят в магазины в масках. Отсутствие этого средства индивидуальной защиты нынешней осенью — редкое исключение.
— Летом «безмасочных» посетителей было больше. Но мы на входе, в торговом зале, на кассах старались напоминать им о средствах защиты. Бывало, покупателей это раздражало. Но теперь наконец наши люди научились себя беречь. Каждый понимает свою ответственность — за собственное здоровье и здоровье людей, которые находятся рядом.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,
Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.