Поклонники примы-балерины Большого театра заслуженной артистки Беларуси Марины Вежновец пишут, что их самые любимые спектакли именно те, когда она танцует в паре с мужем — обладателем таких же титулов Юрием Ковалевым. Да, они красивы и актерски убедительны. Созданные ими образы не оставляют публику равнодушной. Но, как призналась семейно-балетная пара, работа — то, из-за чего они могут поспорить.
— Вы оба — выпускники Белорусского государственного хореографического колледжа. Не в тех ли стенах начался ваш роман?
Марина Вежновец: Нет, но я обратила внимание на Юру — очень яркий ученик.
Юрий Ковалев: В колледже Марина была мне не в моем вкусе (улыбается. — Авт.). А вот в театре увидел ее другими глазами что ли… Сейчас не понимаю, что мне тогда было не так.
— Расскажите, какой парой вы стали сначала: балетной или семейной?
М. В.: Балетной. Мы встретились на репетиции, когда готовили премьеру балета «Дон Кихот», я танцевала Мерседес, А Юра — Эспада. И вот буквально с первой репетиции зародились наши отношения. Хотя сначала я гнала от себя чувства, так как была очень увлечена работой.
— Сколько длился период ухаживаний?
М. В.: Через полгода мы стали жить вместе, а свадьбу сыграли через четыре года.
— Очевидно, что вы еще до свадьбы распределили роли в семье, кто за что отвечает, кто — главный?
Ю. К.: Как-то естественным образом определилось, что главный — я. И эта роль не заключается в том, чтобы ударить кулаком по столу, мол, я сказал, А в том, чтобы взять на себя ответственность за семью. На самом деле, мы вместе главные, у нас в семье равноправие.
М. В.: Мы точно не делили, кто будет мыть посуду, кто
— выносить мусор. Обычно это делает тот, у кого есть время в данный момент. Как-то сам по себе сложился такой классический вариант, когда жена готовит, а муж косит траву на нашем участке.
— Вы живете за городом?
Ю. К.: Да, недалеко от Минска. Изначально это была дача. Нам очень понравилась природа, и мы поняли, что хотели бы там жить постоянно, а не только летом. Поэтому затеяли стройку капитального дома. Это, конечно, заняло немало времени. Жизнь в частном доме заставляет многие вещи научиться делать самостоятельно. У меня в гараже много разных инструментов, и я умею ими пользоваться.
— Кто в вашей семье финансист?
М. В.: Крупные покупки — это к Юре. Он умеет спланировать, выбрать. Часть денег мы складываем в семейную копилку, остальным каждый распоряжается самостоятельно.
— То, что вы семья — помогает в работе?
М. В.: К своему человеку больше требований, хочется станцевать безупречно. Мне приятно, когда зрители говорят, что они стараются выбирать именно те спектакли, на которые мы заявлены как исполнители главных ролей.
Ю. К.: С женой на сцене больше взаимопонимания, легче танцевать, потому что знаешь, на что она способна по максимуму. Но именно из-за этого мы можем на репетиции поспорить. Однажды в Петербурге педагог спросил у нас:«Вместе танцуете?». После положительного ответа утвердительно так заявил: «Ругайтесь на репетициях». Пожалуй, все балетно-семейные пары похожи.
— Вы сознательно откладывали рождение ребенка на потом или так сложились обстоятельства?
М. В.: Мы всегда хотели, чтобы у нас был ребенок, но обстоятельства складывались по-разному. Лиза — любимая и долгожданная. Сейчас нам кажется, что она появилась на свет в самое удачное время для нашей семьи.
Ю. К.: Вся наша жизнь теперь вращается вокруг дочери, и это здорово. Могу сказать, что реальность превзошла наши мечты о ребенке.
— Марина, вы достаточно быстро вышли из декрета. Лиза росла в балетном классе или вам с ребенком помогали?
— В классе Лиза никогда не росла. Она такая долгожданная не только нами, но и всеми родными, что бабушки, дедушка и моя сестра стараются помогать нам наперебой. Лиза очень любит проводить время с моим папой. Но когда я дома, то все остальные уходят на второй план. Родные иногда даже ревнуют (улыбается. — Авт.).
В три года мы отвели Лизу в садик. Пока она там адаптируется, проводит по полдня. Ей тяжело дается момент разлуки с нами, но потом она с удовольствием хорошо играет с детьми.
Лиза родилась в сентябре. Через полгода, когда у дочки выработался режим, я начала заниматься дома, а весной вышла на сцену. Рада, что все удачно сложилось, понимаю, что у меня не так много времени осталось танцевать.
— А как принять эту ситуацию, что люди еще молодые, но как артисты уже должны уйти на пенсию?
М. В.: Это непросто, но легче, когда ты понимаешь, чем будешь заниматься, когда уйдешь со сцены. У меня есть своя балетная школа, поэтому я достаточно спокойно смотрю в будущее.
Ю. К.: У меня тоже есть планы. Я хочу как-то шире посмотреть на мир, выйти за рамки театра. Пока работаем, живем в таком своеобразном мире, когда нам кажется, будто есть только мы: артисты, театр и наша публика. Думаю, что сохраню место преподавателя в школе Марины, так что и балет в какой-то степени останется в моей жизни.
— Марина, ваша школа — подготовительный класс для поступления в хореографический колледж?
М. В.: Балет — очень редкая профессия, поэтому не каждый станет артистом. Но цель школы — помочь детям гармонично развиваться. Балет — это музыкальность, пластичность.
Мы набираем девочек с 3 лет, мальчиков — с 4-х. Все занятия проводятся в игровой форме. Наша Елизавета тоже пошла в школу, ей очень нравится, и я понимаю: если бы не было своей школы, искала бы что-то подобное для своей дочери.
В школе у нас крепкий костяк педагогов, которые сами учились у замечательных артистов балета, уже имеют свой опыт и всем этим готовы поделиться с детьми.
Немаловажно, что мне самой нравится преподавать, ведь это тоже творческий процесс. Сейчас в театр пришла работать моя племянница, она очень талантливая, и мне хочется ей помочь, чтобы она стала успешной балериной.
— Наверное, родители некоторых детей спрашивают у вас, какие перспективы у ребенка, получится ли из него звезда балета?
М. В.: Никогда не даю прогнозов. В нашей профессии столько разных нюансов… Бывает, что у ребенка есть способности и он не особо напрягается, поэтому медленнее движется вперед, чем те дети, которым приходится много работать. Нередко примами становятся те, у кого в детстве не было выдающихся достижений. Но я точно знаю, что никому не помешают занятия музыкой и хореографией даже на любительском уровне.
— Как любите отдыхать?
М. В.: С рождением Елизаветы самое прекрасное время — то, которое мы проводим с ней. Летом отдаем предпочтение отдыху на природе, ездим на Нарочь и в другие красивые места Беларуси. В холодное время года любим сидеть возле камина.
Ю. К.: Благодаря гастролям удалось попутешествовать. Причем за время пандемии даже не успели соскучиться по выездам. Конечно, совмещение работы и туризма накладывает некоторые ограничения: перед утренней репетицией не пойдешь на ночную дискотеку, но мир, именно с познавательной точки зрения, мы увидели.
— Очень часто, когда спрашиваю о секретах долгой семейной жизни, люди говорят: быть вместе — это работа. А что вы можете сказать о ваших восемнадцать совместных лет?
Ю. К.: Думаю, нам повезло, что мы встретились. Если это твой человек и ты хочешь быть именно с ним, то даже в какой-то проблемной ситуации будешь искать возможности, компромиссы, чтобы оставаться вместе.
М. В.: Мы с ним одно целое, без Юры не представляю свою жизнь. С рождением дочери я убедилась, что Юра — очень хороший отец, а это ценное качество. Для Лизы очень важно, что она видит нежные отношения родителей и чувствует просто лавину нашей любви к ней. Для меня семья невозможна без любви.
Оксана ЯНОВСКАЯ
Фото из личного архива Юрия Ковалева и пресс-службы Большого театра Беларуси
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости