Вы здесь

Павел Cорока: «Картины — как удары камертона»


Свое творчество он называет поливалентным, а работы сравнивает с ударами камертона. Для художника собственные картины не что иное, как ментальное самостроительство без каких-то определенных значений. «Я часто объясняю суть своих работ зрителям, однако это лишь одна из вариаций. У каждого отдельного человека могут возникать другие переживания, представления и понимания», — объясняет наш герой. Он уверен: его картины, словно живые существа, работают с сущностью каждого человека по-своему.


«Чем больше смыслов, переживаний работа вызывает, тем больше это совершенное и потрясающее произведение…» — с этого начался наш разговор с Павлом. По его мнению, искреннее произведение искусства — это как все для всех — можно сравнить с религиозными текстами, в которых человек ищет и всегда находит свой смысл и объяснение.

С малого возраста Павел занимается стихосложением. К настоящему времени у молодого человека лежат кипы исписанных тетрадей. Этот период он называет особенным. Необычную притягательность парень испытывал и к изобразительному искусству. Благодаря маме Нине Михайловне его обучение проходило в столичной средней школе № 147 с художественным уклоном. Как рассказывает сам герой, в первой половине дня он писал стихи, а после шел работать в мастерскую. Школьника так увлекало рисование, что в 10–11 классах он даже прогуливал занятия. Павел улыбается и вспоминает, как на выпускном экзамене директор произнес, мол, что нужно было бы прописать Павла в мастерской. «А вообще по изобразительному искусству были такие исключительные учителя, как Татьяна Вадимовна Дмитрович, с которой я поддерживаю отношения по сей день. Она бегала к другим учителям — спасала меня, чтобы не исключили из школы, сглаживала определенные острые углы», — рассказывает парень.

Для него было больно, что школа с течением времени фактически перестала быть учреждением с художественным уклоном. Однако оставались мастерские и работали учителя, которые вели занятия по искусству исключительно в факультативном ключе. «Мне очень повезло, что встретились педагоги, которые действительно могут носить это звание», — добавляет художник и сравнивает учителя с садовником, который ждет ростков, роста и раскрытия.

После девятого класса Павел пытался поступать в Глебовское училище. Однако писал как слышал. «Я сдал экзамены — по картинке, живописи, композиции, а вот экзамен по русскому языку был полностью завален», — рассказывает парень.

Тогда, вспоминает он, педагоги по изобразительному искусству предложили мне поступать в следующем году. Учительница на подготовительных курсах с одной стороны, поддерживала желание парня писать, как подсказывала душа, а с другой — говорила, что нужно обращаться к чему-то продиктованному. «Я узнал, что так делать мне придется все время учебы в училище, мне показалось это каторгой. Чем больше на подготовительных курсах были довольны мной и в целом положительно высказывались о работе, тем меньше я был доволен результатами своей работы, и в какой-то момент мне становилось больно от этого. Как-то естественно я принял решение, что не буду учиться в этом учреждении», — объясняет свой выбор наш герой.

Павел Сорока из тех свободных художников, которые считают, что необязательно абсолютную чистую свободу выдерживать в определенных формах, канонах. Молодой художник считает, что основные классические правила искусства, конечно, хорошо было бы знать, иметь в своем инструментарии, но дидактику, так называемую диктатуру, которая насаждается, выдерживать — не в его характере.

После окончания 11 класса творец выбрал профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко. Учеба по специальности «Гончарство, художник-оформитель» давала учащемуся определенную свободу. «Куратор-мастер говорил, что я использую помещение колледжа как собственную мастерскую, — смеется герой. — Пока мои сокурсники в Год овцы лепили по 40 баранов в гончарной мастерской, я лепил необычный такой цветок сознания, лепестки которого были как разные состояния человека, такой, так сказать, цветник, распускающийся разными психическими состояниями. Естественно, это не у всех находило одобрение», — говорит художник. Однако были и те, кто разглядел в Павле исключительный талант. Студент Сорока там сразу подружился со своим преподавателем пластической анатомии. Павел Эдуардович Куницкий — известный отечественный скульптор. «Сейчас мы очень близки, — делится молодой творец. — Дружба с этим человеком — мое удивительное приобретение оттуда».

Во время учебы наш герой засиживался за работой подолгу — уходил из мастерской, когда на смену дневному сторожу приходил ночной. Некоторые учителя относились к нему с взаимопониманием, давали ключи от мастерских, однако не все. «Я вроде бы бросал им вызов, — говорит художник, — хотя никогда не позволял себе кого-то оскорблять, просто всегда делал то, что мне нравится. И я был исключен из программы, мог бы восстановиться в колледже, однако не стал этого делать», — делится парень.

Как-то в младшей школе с Павлом случился такой случай: он почувствовал, что его не любит учительница: «Помню, она отвела меня в сторону и сказала: мы здесь для того, чтобы учиться, а не для того, чтобы любить». Позже, когда Павел занимал в старших классах первые места в конкурсах по литературе и ораторскому мастерству, он хотел встретиться с той учительницей. «Хотел сказать, что нельзя чему-то научиться, не полюбив то, а полюбив, человек мгновенно этому учится, потому что любовь и обучение — синонимы».

Настоящий художник, по мнению героя, это всегда какое-то новое измерение эстетики, смыслов. Он, как Сталкер у Тарковского, идет за пределы неизвестного. «На мой взгляд, любое полноценное искусство имеет свои законы, свой макрокосмос, свое внутреннее обустройство и, естественно, картины самобытного художника нельзя сводить к жанровости. Возможно, сходство и определенные влияния возможно заметить, однако в фундаментальном смысле у каждого художника о жанре речь идти не может – это прямой путь в никуда», — уверен наш герой.

Художественные работы Павла Сороки написаны маслом, есть и графика, но в целом последние годы автор экспериментирует. У него имеются картины и масштабные, как, например, произведение «В поисках обетованной земли» (2,5 метра), и небольшие, это обычно касающееся графики. «Я в зависимости от задач использую различные материалы, — говорит художник. — В частности, в масштабных работах использована аэрографическая техника. Мне важно передать в живописи сначала различную деятельность сгущенной жизни, а после уже внутри помещать формальные объекты в виде образов, фигур и т. д. На первом уровне — субстанции жизни, передающиеся через уплотненные живописные слои, из чего образуется такой своеобразный кристалл. Именно метод аэрографики позволяет воздушно, почти эфирно, сноподобно наносить на эту кристаллическую живописную структуру определенные образы», — рассказывает художник.

Для творца важно, чтобы в его картинах присутствовала жизнь. Павел объясняет, что его работы — как жизненный факт, как вспышка, в которой читаются определенные образы, объекты, выводятся чувственные элементы. Работы Павла Сороки выставлялись в столичной библиотеке имени Янки Купалы, в «Грай-кафе», на различных коллективных выставках, например во время Недели дизайна на Октябрьской, поэтических вечеров на Зыбицкой. «Мне близки кинематографические и словесная формы, интегральное, инклюзивное пространство, где изобразительное искусство существует рядом с стихосложением, так сказать, представляя собой определенный корпус — как текст возле картин», — рассказывает Павел.

В планах художника — устроить выставку, в которой будет место и собственным стихам, и театральным постановкам, и музыке, с которой Павлу готовы помочь друзья-музыканты. «Другими словами, это будет территория чувств, чтобы у человека, присутствующего на выставке, возник опыт переживания. Будущая выставка мне представляется очень масштабным мероприятием. Сейчас галерея в классическом смысле себя изжила, мне кажется, надо разрабатывать другие формы», — подытожил он.

Молодой творец советует будущим художникам искать источники, которые наставляют, читать книги, вдохновляющие, благотворных людей. По его мнению, в деле искусства необходим энтузиазм, а еще нужно двигаться в ту сторону, где есть Божья сила.

Надежда ЗУЕВА

Фото из архива героя 

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.