Вы здесь

На чем базируется работа по воспитанию патриотизма в Березовском районе


С председателем Березовского райисполкома Сергеем БАРТОШЕМ мы разговариваем об особенностях работы по патриотическому воспитанию молодежи, а также о памятниках, музеях, праздниках деревень, встречах в трудовых коллективах — словом, о том фундаменте, на котором строится идеологическая и воспитательная работа.


— Сегодня в Здитовской школе мне рассказывали, как бережно там хранится память о воинах-освободителях, ветеранах войны, земляках — воинах-интернационалистах. То, что сделали местные краеведы, впечатляет. На Березовщине тоже есть немало памятных мест, которые олицетворяют историю нашего края и служат напоминанием, предостережением нынешним поколениям…

— Действительно так, — говорит Сергей Иванович. — Чуть более двух месяцев назад мы открыли мемориал на месте концлагеря «Береза-Картузская», через который с 1934 по 1939 годы прошло около 10 тысяч заключенных. На этом месте был обелиск, поставленный еще в 1962 году. И вот на заседании круглого стола по вопросам увековечения памяти Молодежный парламент предложил создать мемориал, который бы напоминал об одном из самых жестоких лагерей для политзаключенных ХХ века. Как известно, позже фашисты при возведении своих концлагерей использовали опыт Березы-Картузской.

Мы нашли поддержку в Министерстве культуры, других ведомствах, и 17 сентября мемориал был торжественно открыт. В Красных казармах сейчас появилась музейная экспозиция на эту тему. Прохожу мимо и замечаю, что у подножия памятника лежат живые цветы. Значит, люди приходят сюда, чествуют память. Считаю, что мы неоправданно забыли эту страницу истории, а теперь исправляем ошибку. У нас есть достаточно материалов на эту тему, документальных свидетельств. Да что там документы! Люди, свидетели живы есть. Например, на митинге во время открытия мемориала выступал сын узника лагеря, ветеран Великой Отечественной войны Федор Степанович Трутько. Если позволяет здоровье, он встречается с молодежью, выступает в школьных коллективах. Бывший редактор районной газеты Евгений Селеня имеет богатый материал о лагере в Березе. Есть и другие краеведы, занимавшиеся этой темой. Не зря же говорят, что нужно помнить, чтобы не повторилось. Помнить — значит напоминать, почему и служить мемориал. На днях наблюдал, как подошла группа подростков, остановились у памятника, прочитали надпись и взялись за телефоны. Значит, гуглят, ищут информацию в интернете, чтобы больше узнать о событиях того времени, когда люди из Западной Беларуси страдали под польской оккупацией.

Ну, а самая трагическая и страшная страница истории района военного времени — это Бронная Гора. Более 50 тысяч человек было уничтожено на этом месте. Теперь вот, когда в Стасино Столинского района открывали мемориал, мы решили, что у нас он должен быть обязательно. Здесь одних только детей убито по разным данным от 12 до 17 тысяч. Узников из Бреста, Пинска, Кобрина подвозили эшелонами, людей подводили к траншам, укладывали лицом вниз и расстреливали. При этом кто умирал сразу, а кто, раненый, долго канав под тяжестью тел и песка, присыпанного сверху. Более зверского способа расправы над мирными, ни в чем не повинными людьми трудно и придумать. Кроме того, при отступлении гитлеровцы попытались замести следы преступлений, приводили сюда военнопленных, людей из близлежащих деревень, приказывали откапывать и сжигать останки. А тех, кто делал это, позже расстреливали, чтобы не оставлять свидетелей… Одним словом, это место должно быть достойно увековечено. И райисполком скоро займется согласованием вопросов с железной дорогой, энергетиками, лесным хозяйством. В первую очередь обратимся за поддержкой к Министерству культуры. Здесь нужны масштабные работы по благоустройству, прокладке дорог и изготовлению мемориала. Сюда должны ездить экскурсии, бывать школьники, молодежь. Такие трагедия не могут отходить на второй план с годами, даже с веками.

Нужно помнить обо всех жертвах, которыми одержана победа и мир на нашей земле. Так, например, как помнят в Здитово. Там работают люди, которые любят свою школу, свою страну, свою работу. Школьным музеем может гордиться вся деревня, даже район. Музей поддерживает переписку с родственниками героев-освободителей. Школа не теряет связей с выпускниками, проводятся интересные мероприятия, дети привлекаются к краеведческой, работе, так по крупицам и воспитывается патриотизм, любовь к малой родине.

— Насколько я знаю, в своей работе Вы большое внимание уделяете встречам в трудовых коллективах, по месту жительства. Какие проблемы волнуют людей, какие подсказки для их решения находите на таких встречах?

— Казалось бы, таких встреч у нас достаточно в трудовых коллективах, на днях деревень, на сельских собраниях. Но недавно, во время беседы в новом микрорайоне, я пришел к выводу, что мы недооценивали эту форму отношений с населением. Так вот, на встречу в районе новой застройки пришла преимущественно молодежь. Их волновали вопросы благоустройства, комфортного проживания. Никаких заоблачных проблем они не поднимали, не требовали сиюминутного решения вопросов. Люди выражали понимание, соглашались с тем, что отдельные вопросы могут быть решены в перспективе. Многие были рады тому, что их послушали, об их потребностях знает местная власть. Новоселы познакомились друг с другом. Подумалось тогда, что через одну-две подобные встречи они организуются и сами засыпят ту ему либо уберут камень, который мешает. Важно бывает не только помочь, но и дать направление, подтолкнуть на доброе дело.

Еще используем такую форму работы, как месячник сельских советов. Это целый комплекс мероприятий, в который входят приемы граждан, встречи с людьми на сельском собрании. Поднимаются проблемы, определяются пути их решения. Идет диалог с сельскими жителями на благо территории.

— Знаю, что в арсенале идеологической работы широко используете соцсети, телеграм-канал. Эффективны ли такие способы?

— Чрезвычайно эффективны. Работаем вместе с редакцией районной газеты, которая и ведет телеграм-канал. Скажем, запустили опрос, как лучше использовать средства, заработанные на субботнике. И большинство опрошенных высказалось за украшение города, краску фасадов зданий по центральным улицам райцентра. Были предложения, например, приобрести детскую площадку, поставить в одном из жилых микрорайонов. Поэтому лучшим выглядело коллективное решение украсить город, обновить его. В следующем году после субботника снова посоветуемся с горожанами, как лучше использовать средства.

— В отделе идеологической работы и по делам молодежи мне рассказали, что недавно было большое совещание по вопросам военно-патриотического воспитания школьников. Какие интересные направления в этой работе определены?

— Один из них предусматривает определение памятных мест, достопримечательностей, исторических личностей — выходцев из Березовщины, о которых выпускник любой школы мог бы с гордостью рассказать, куда бы ни забросила его в дальнейшую жизнь. Для этого каждый школьник должен посетить достопримечательности, послушать квалифицированного экскурсовода, закрепить полученные знания на уроке. С молодежью нужно говорить также о преимуществах и достижениях нашей страны, раскладывать все по полочкам: на примерах показывать равные возможности для всех, социальную справедливость, доступность медицины и образования, гарантии качества жизни. Любовь к своей малой родине, к стране в целом начинается со знаний.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Название в газете: Любоў да Радзімы пачынаецца з ведаў

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.