Вы здесь

Как приобщить ребенка к православной вере?


Каждый родитель хочет видеть своего ребенка честным и ответственным, способным самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Некоторые убеждены, что путь к этим достоинствам – в приобщении к православной культуре. Как привить ребенку любовь к Богу и Церкви? Необходимо ли это современному человеку? И как это изменит его жизнь? Об этом мы беседуем с настоятелем прихода святителя Спиридона Тримифунтского в Минске, священником Александром Пальчевским.


Не только внешняя сторона

– Итак, как приобщить ребенка к православной культуре? Достаточно ли посещать с ним храм и бывать на богослужениях?

– Если мы ставим перед собой настолько глобальную цель, то одних лишь посещений храма, конечно, недостаточно. Этого хватит, если нас интересует лишь внешняя сторона: чтобы ребенок прилично себя вел в обществе других людей и умел внешне соблюдать нравственные правила и предписания. Если же мы хотим, чтобы ребенок полноценно развивался, чтобы вместе с физическим и интеллектуальным развитием получил еще и развитие духовное, потребуется больше усилий. Но без духовного развития жизнь человека не будет полноценной, наполненной смыслом и содержанием. И, значит, эти усилия себя оправдывают.

Подходить к вопросу приобщения ребенка к православной вере надо целостно. Если мы будем только приводить ребенка в храм, его восприятие веры ограничится лишь внешними формами. Конечно, этого мало – ведь христианство и православная вера намного более глубокие и широкие понятия. Верующим надо быть не только в храме, а всегда и везде – в семье, в общении с людьми, в повседневных делах.

– Богослужение в храме всегда несет в себе глубокий философский смысл – сможет ли ребенок понять его?

– Разумеется, дети нуждаются в том, чтобы взрослые поясняли им те или иные слова и действия священника. Есть практика детских литургий. Ребенка можно приводить к концу богослужения, к моменту причастия. И дальше, если у ребенка возникает интерес, желающие идут на занятия со священником, где он поясняет, что сегодня происходило в храме. Разумеется, маленьким детям практически невозможно отстоять полную службу в м храме, где находится много людей. Родители должны действовать осознанно, небольшими шагами и не требовать от сына или дочери невозможного. В то же время им надо говорить о важности участия в таинствах и богослужениях – без этого не может выстраиваться общение человека с Богом.

Образование и возможности

– Поможет ли в этом воскресная школа? Что она может дать ребенку помимо знания Священного Писания?

Разумеется, воскресная школа призвана открыть Бога, принципы духовной жизни, дать ребенку знания о вере. Но помимо занятий там проводятся экскурсии, дети готовят спектакли к праздникам – Пасхе, Рождеству, для учеников организуются различные поездки. И еще это прекрасная возможность для детей общаться в доброжелательной, позитивной атмосфере, которую создают и поддерживают учителя. Воскресная школа дает возможность каждому ребенку почувствовать, что его принимают со всеми его сомнениями и недостатками. А это, согласитесь, в современном мире – очень ценная возможность.

– Православные общеобразовательные школы – сколько их в Беларуси? Какое образование они дают, почему это полезно для ребенка?

– Их немного. Но есть прекрасные примеры взаимодействия общеобразовательных школ с приходами и епархиями. Существует соглашение, подписанное на уровне Министерства образования и Белорусской Православной Церкви, и в его рамках реализуются совместные программы: в ряде общеобразовательных школ на постоянной основе проводятся факультативы по изучению основ православной веры, по желанию детей и родителей проходят встречи со священниками и преподавателями духовных учебных заведений. Я сам встречался с детьми и проводил такие факультативы. Поскольку дети приходят на них по собственному желанию, всегда наблюдается большой интерес с их стороны. Для школьников это хорошая возможность поговорить о том, что их волнует, задать вопросы, которые, может быть, они не решались задать родителям, поспорить друг с другом о важных вещах. В моей практике стандартных 45 минут не хватало на то, чтобы дать выговориться каждому ребенку, пришедшему на такой факультатив.

Еще раз о личном примере

– То есть ключевые слова тут – «добровольно», «по своему желанию»? Значит, ребенка ни в коем случае нельзя в этом вопросе принуждать?

– Совершенно верно – принуждению тут места быть не может. Но есть и другой момент. Если ваш ребенок будет садиться за стол и не мыть перед этим руки, вряд ли вы будете молчать, ссылаясь на его свободу выбора. Если он отказывается чистить зубы, едва ли вы пожмете плечами: «Это твое право».  Все мы хотим для своих детей самого лучшего будущего. Так можно ли лишать их полноценного духовного развития? Принуждать нельзя, но важно убеждать. И лучше всего – личным примером. Есть семьи, где вовлеченность в православную культуру – это обычное и естественное состояние. Прихожанин рассказывал, как вечером он заходит в свою комнату и читает молитву, а детям интересно, что делает папа: они садятся рядом и слушают. И это – лучший способ приобщения к вере. Дети видят перед собой пример, понимают, что родители признают и принимают христианство, и органично становятся частью этой культуры. Но есть и другие примеры: я уже рассказывал о родителях, которые отправляют своих детей по выходным на богослужение, но сами остаются дома. Воспитать ребенка в христианской вере можно только личным примером. Душа человека по природе христианка, ведь в каждом человеке от рождения есть голос совести, внутренний духовный закон. Как я уже говорил, с детьми христианское воспитание надо начинать с разговора об универсальных ценностях, которые есть и помимо христианства. И так, небольшими шажками, мы приходим к более высоким христианским понятиям. В отношении приобщения детей к вере часто слышу мнение: «Вырастет – сам решит, ходить ли ему в церковь». Но если в детстве мы не подали юному человеку пример, не показали, насколько это важно для нас, взрослых – быть с Богом, посещать храм, он, взрослея, не будет ощущать важность всего этого.

– В Евангелие есть цитата.  Господь, обращаясь к нам, взрослым, говорит: …пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. А как взрослые могут воспрепятствовать? И как этого избежать?

– Эта фраза из Евангелия – конкретный пример из жизни Христа, но можно понимать ее и в более широком смысле.  Есть случаи, когда дети проявляют интерес к учению Церкви, но в семье этот интерес не поддерживается. Бывают и случаи, когда дети приводят родителей в храм, и постепенно родители присоединяются к церковной жизни. Главное, о чем хотелось бы сказать: родитель на должен воспринимать церковь как организацию, которая сможет за них воспитать их детей, вырастить их честными и достойными членами общества. Это под силу церкви, но лишь этим она не ограничивается. Сущность православной веры распространяется на все мировоззрение человека, охватывает всю его жизнь. Это не просто свод правил поведения – церковь никогда на этом не останавливается. А значит, если кто-то хочет приобщить своего ребенка к вере, он в первую очередь должен приобщиться сам. Это не поздно сделать в любом возрасте. Порой родители отдают своих детей в православный класс, и остаются в стороне. Они думают: теперь вопрос с морально-нравственным воспитанием ребенка решен. Но когда в школе ребенку говорят одно, а дома он видит другое – получается разрыв, и результата не будет. Это должен быть совместный труд родителей и церкви.

О «духовном иммунитете»

– Не будет ли приобщение детей к православию в православной семье формальным – когда дети станут самостоятельными, свободного прихода к вере не получится?

– Если жизнь в православии естественна для родителей, то выбор их детей уже нельзя назвать формальным. С точки зрения христианства, принятие Бога в свою жизнь – естественно для человека. Человек несет в себе бессмертную душу и сохраняет связь со своим Творцом. А быть вне общения с Богом – это с точки зрения христианства противоестественно. Это шаг в сторону от гармонии и полноты жизни. И если я, как родитель и христианин, считаю, что сохранять связь с Богом важно для полноценного развития моего ребенка, я постараюсь сделать все, чтобы он эту истину понимал. Это наполнит его жизнь правдой, смыслом и цельностью, и вопросы «Зачем я живу?» и «В чем смысл моей жизни?» никогда не будут его мучать. В нас вложены законы духовной жизни. И этот потенциал человеку важно развивать и поддерживать для полноценной жизни в гармонии с собой и окружающим миром. Христианство дает человеку этот путь духовного становления и развития.

– Можно ли сказать, что человек обретет своего рода «духовный иммунитет»? Устойчивость к сложным ситуациям? Ему будет проще выходить из каких-то кризисов, преодолевать стрессы?

– Конечно. Христианство рассматривает общечеловеческие законы, знание которых укрепит человека и раскроет его самые лучшие, прекрасные стороны. Ему будет проще жить, принимать правильные решения и избегать ошибок.

Диана РОНИНА

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Инновации в строительной науке. Как создать то, что никто до сих пор не создавал?

Инновации в строительной науке. Как создать то, что никто до сих пор не создавал?

Строительные идеи разрабатываются в лаборатории одного брестского ученого.

Спорт

Алексей Хатылев: От Пекина не стоит ждать быстрых секунд

Алексей Хатылев: От Пекина не стоит ждать быстрых секунд

Вскоре в Пекине зажжется огонь XXІV зимних Олимпийских игр.

Общество

Белоснежные мечты. Почему на Новогрудчине вытинанку называют выбиванкой

Белоснежные мечты. Почему на Новогрудчине вытинанку называют выбиванкой

Бумага стала отличной альтернативой дорогим ажурным тканям.