Вы здесь

Много работать и стать профессионалом...


У белорусской молодежи четко сформирована национальная и гражданская идентичность. Она мобильна, социально активна, нацелена на успех и развитие, готова добиваться своих целей. Несмотря на выразительный индивидуализм и высокое значение материального фактора, молодежь является позитивной частью общества, «непотерянным поколением», для которого одновременно важны как развитие государства, так и личная самореализация.


К таким выводам пришли участники круглого стола, посвященного обсуждению результатов исследования «Поколение Z: установки и ценности современной белорусской молодежи». Его провел в сентябре текущего года Центр социально-гуманитарных исследований БГЭУ по заказу белорусского Института стратегических исследований. В центре внимания оказалась молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, ведь именно это поколение будет определять в ближайшем будущем стратегию развития Беларуси. Выборка составила 2034 респондента.

В представлениях молодых людей «тройка» критериев их жизненного успеха выглядит следующим образом: это уважение людей, крепкое здоровье и хорошая семья. Для молодежи важно быть не как все, не сливаться с толпой, отстаивать свои интересы. В числе прав и свобод наибольшую ценность имеют владение и свободное распоряжение имуществом (так считает 92,7% респондентов), возможность приобретать товары любого производителя, а также выражать свои взгляды. Главными жизненными целями поколения Z являются достижение делового успеха, построение карьеры (60,3%), сохранение и укрепление здоровья (51,6%), создание счастливой семьи (49,5%).

ТОП жизненных приоритетов дополняет желание стать профессионалом в своей специальности и разбогатеть. По мнению молодых людей, гарантией их благосостояния выступает открытие собственного бизнеса(51,8%), установки «много, настойчиво работать» (48,8%), «постоянно учиться, повышать свою квалификацию» (47,7%).

В интернет-пространстве поколение Z является наиболее активной группой. Подавляющее большинство респондентов в возрасте от 14 до 17 лет (85,2%) чаще всего заходит в интернете в социальные сети. Заметно менее востребованы у молодых белорусов сайты с информацией справочного характера, блоги и почтовые серверы. Наиболее популярные социальные медиа, используемые белорусской молодежью несколько раз в день, — ТікТок (63,5%), Іnstagram (63,4%), «Вконтакте» (60,1%) и YouTube (58,7%). Достаточно востребованными средствами коммуникации являются мессенджеры Telegram и Viber — ими ежедневно пользуются 53,4% и 29,1% соответственно. Наименее популярны среди юношей и девушек — Facebook, Lіkee, «Одноклассники» — к ним обращается менее 5% респондентов.

Аналитик Белорусского института стратегических исследований Светлана ОЛЕЙНИКОВА обратила внимание на один из самых распространенных стереотипов, что вовлеченность молодежи в соцсети и гаджеты — тенденция негативная. «Это новый уровень и новое измерение социальных коммуникаций, отношений, связей, которые еще, может быть, не получили своей оценки и не раскрыли из-за этого свой потенциал. Поэтому я сказала бы, что это скорее позитивная черта, которая требует большего внимания и осмысления», — поделилась она своим мнением.

Как заметила Светлана Олейникова, феноменом белорусского общества можно назвать отсутствие разрыва поколений как по отношению к ценностям, так и к государству. «Это уникальный случай, когда нет пресловутого конфликта отцов и детей. Конечно, существуют некоторые различия между возрастными группами – понятные и естественные. В этом мне видится именно сплав поколений, передача опыта от старшего младшему, которое подрастает без каких-либо глобальных мировоззренческих конфликтов, — подчеркнула аналитик. — Для меня было важным, что у молодежи на вопрос об идентичности на первом месте было отождествление себя с людьми той же национальности, с гражданами Беларуси. Также у молодежи высокая ценность государства, на которое возлагаются большие ожидания и надежды в связи с обеспечением своего будущего. У поколения Z очень высокий запрос на самореализацию, признание и успех. И в этом плане молодые люди ждут ускоренной работы социальных лифтов, расширение возможностей попробовать себя в тех или иных проектах. Здоровая и крупная энергетика молодежи имеет большой потенциал, с которым нужно работать. Наша молодежь конструктивна, позитивна и за ней будущее».

Надежда НИКОЛАЕВА

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Экономика

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

После значительного весеннего «хапуна», на майские праздники рынок слегка остыл.

Политика

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Возглавляет его выпускник Академии управления при Президенте, начинающий юрист Егору Макаревичу.