Вы здесь

Будущее белорусской школы


«Концепция развития системы образования до 2030 года предусматривает расширение вариативности содержания общего среднего образования», — об этом во время спецпроекта в БелТА сообщила директор Национального института образования (НИА), кандидат педагогических наук Валентина Гинчук.


Независимый экзамен

В частности, учеными-педагогами разрабатывается новая структура типового учебного плана общего среднего образования, предусматривающего выделение обязательных для изучения предметов и предметов, изучаемых по выбору учащихся.

— Важным условием достижения высокого качества образования является эффективная система ее оценки, — подчеркнула Валентина Гинчук. — Мы будем совершенствовать нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, механизмы и формы мониторинговых исследований качества образования, республиканских контрольных работ по учебным предметам. Хорошим стимулом для совершенствования системы оценки качества образования стало участие Беларуси в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PІSA-2018. Результаты, которые продемонстрировали белорусские подростки, были проанализированы и на основании анализа разработаны рекомендации для всех участников образовательного процесса. Они размещены на Национальном образовательном портале, опубликованный в виде брошюр, направленный в учреждения образования и должны стать фундаментом для совершенствования образовательного процесса. Ожидается, что в 2022 году Беларусь примет участие в международной программе оценки качества образования PІSA уже во второй раз.

Еще одно направление совершенствования организации системы общего среднего образования – введение независимой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования. Проект Кодекса об образовании предусматривает, что итоговые экзамены по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, то есть в 11-м классе, по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена. «Его результаты будут засчитываться при приеме абитуриентов для получения образования на других уровнях основного образования, — отметила директор НИА. — Содержание и научно-методическое обеспечение общего среднего образования будет совершенствоваться в направлении формирования функциональной образованности учащихся, что соответствует требованиям динамично развивающегося общества. С этим связаны научные исследования, проводимые сейчас в Национальном институте образования».

Педагог новой формации

Об изменениях в системе профессиональной подготовки педагогов, которые диктуются временем и нашли отражение в Концепции развития системы образования до 2030 года, рассказала проректор по научной работе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор Анна ТОРХОВА:

— Хотелось бы выделить четыре аспекта совершенствования педагогического образования: они касаются образовательной, научной деятельности, взаимосвязи с заказчиками кадров и социального партнерства. Совершенствование образовательной деятельности предполагает обновление содержания и организацию образовательного процесса на основе профессиональных стандартов.

Так, у будущих педагогов дошкольного и общего среднего образования (поколение 3+) должны развиваться следующие компетенции: способность обеспечить воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытой культурно-образовательной среды; готовность к культурно-нравственному воспитанию детей, организации социально значимых инициатив учащихся с опорой на наилучшие традиции коллективного воспитания, умение формировать в них установку на здоровый способ жизни, осуществлять профилактику вредных привычек, агрессии; владение навыками работы в цифровой образовательной среде; готовность к работе в условиях инклюзии и непрерывного личностного профессионального саморазвития.

Динамично меняющаяся социально-экономическая ситуация обусловливает необходимость подготовки педагога новой формации как драйвера устойчивого развития общества. Ориентация на подготовку такого педагога позволит значительно ускорить переход к новой парадигме образования, главными отличительными чертами которой будут учение вместо обучения, развитие способностей самим приобретать знания, творчески их перерабатывать, в том числе с использованием информационных ресурсов. Необходимо развить способность мыслить креативно, создавать новое, сформировать функциональную образованность в современном понимании.

Ориентиры для педагогической науки

Анна Торхова подчеркнула, что научно-исследовательская и научно-методическая работа в области образования в ближайшие годы должна быть ориентирована на проведение фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований, результаты которых должны стать основой обновления содержания, форм, методов, технологий, научно-методического обеспечения системы образования на всех уровнях.

«В БГПУ разработано проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований на среднесрочную перспективу, которые являются ориентиром для определения тематики магистерских, кандидатских, докторских диссертаций по педагогическим наукам. Это поле постоянно актуализируется с учетом новых вызовов и тенденций в образовании. Сегодня существует серьезная проблема оттока молодых ученых из педагогической науки, поэтому развитие научно — педагогических школ и увеличение их численности рассматривается как залог обеспечения преемственности поколений в образовательной и научной деятельности», — подчеркнула проректор БГПУ.

Относительно взаимодействия с заказчиками кадров важно, во-первых, расширение участия работодателей в подготовке педагогических кадров, востребованных современным рынком труда. Во-вторых, совершенствование образовательной практики за счет трансфера актуальных достижений психолого-педагогической науки и мирового опыта в сфере образования. Особенно важно участие работодателей в предоставлении баз для учебных занятий, производственной практики студентов, управлении их деятельностью, в том числе выполнении курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций по заказам.

Анна Торхова констатировала, что без широкого участия сети социальных партнеров невозможно создание развивающей образовательной среды, развитие личности студента и будущего педагога. «Мы видим реализацию социального партнерства через личностно-профессиональное развитие будущих педагогов не только в условиях формального профессионального образования, но и средствами неформального образования, обеспечения профессиональной мобильности и готовности самосовершенствоваться и развиваться на протяжении всей жизни, через включение будущих педагогов в волонтерскую и образовательную деятельность с различными категориями населения, повышение имиджа педагогической профессии в обществе. Расширение форм социального партнерства будет способствовать введению новых специальностей и профилизаций для подготовки кадров для организаций социальной защиты, культуры, науки и бизнеса. Выпускников этих специальностей должна выделять усиленная психолого-педагогическая подготовка и готовность к работе с людьми в различных сферах. Все эти направления совершенствования педагогического образования заложены в концепцию развития системы образования до 2030 года и уже успешно реализовываются», — добавила Анна Торхова.

Надежда НИКОЛАЕВА

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.