Привлекательность искусства в том, что оно никого не оставляет равнодушным. Каждый найдет для себя что-то интересное: картины, которые «западают» в самое сердце, необычные судьбы художников... На одной выставке можно вполне ощутить безграничную силу человеческого таланта и произведений, которые он рождает. «Звязда» вместе с галереей «АртХаос» решили познакомить всех с этой силой.
«Я занимался этим делом сознательно. Художниками не становятся случайно. Сверху кто-то дал мне эту «звездочку». Я в пять лет, а может, и раньше знал, что стану художником. У меня никогда никаких сомнений не существовало, при том, что художников в семье не было. Это абсолютная случайность, та самая «звездочка», — рассказывает художник Владимир Шаппо.
Страсть, любовь и семья — три слова, которыми можно описать его творчество. Для Владимира Дмитриевича искусство – не просто профессия, предназначение, а семейное дело. Трое его сыновей и дочь связали свою жизнь с творчеством. Семья Владимира Шаппо предопределила не только его взгляды на жизнь, характер, но и повлияла на творчество. Свой род художник называет «пассионарным». На ветках генеалогического древа много интересных людей, о которых художник с удовольствием рассказывает. Например, про прадеда-сплавщика, который когда-то осел в Полоцком районе и дал начало роду Шаппо. Или о родственнике, который стал прототипом одного из книжных героев Владимира Короткевича. «Мой прадед-сплавщик родил пять детей. Один из них дружил с Владимиром Короткевичем, которому рассказал про своего родственника, врача, объездившего полмира. Так в романе «Черный замок Ольшанский» появился герой Витовт-Шаппо-Каллаур-Лыгановский, князь Ольшанский. Я часто приезжаю к «своему» замку в Ольшанах и очень хочу, чтобы его восстановили», — рассказывает Владимир Дмитриевич.
Родители художника тоже были люди неординарные. «Мои предки, я, мои дети — все лидеры, пассионарии. Мне очень повезло с родителями, они были прекрасными людьми. Мама прошла войну, освобождала Минск, Витебск. В 17 лет приписала себе еще один год, чтобы попасть на фронт. И всю войну тянула связь по линии фронта. Она была маленькая, и немцы ее не замечали, когда она со своей катушкой ползла. Отец воевал вместе с Петром Машеровым. После войны окончил Высшую партийную школу в Москве, был очень активным коммунистом. Орден Красной Звезды ему вручал боевой товарищ Петр Машеров. Отец очень не любил художников, актеров, творческих людей. Он считал, что их нужно отправить на лесоповал. У нас по этому поводу были большие ссоры».
Владимир Дмитриевич утверждает, что с такими генами он должен был стать или художником, или коммунистическим лидером. Третьего не дано. «У нас порода лидеров. Каждый пассионарный человек сам чувствует свою судьбу и строит его», — объясняет он. Поэтому неудивительно, что, имея такой генетический подарок, Александр, Павел, Антон и Ксения пошли по творческому жизненному пути.
Александр Шаппо — известный скульптор, чьи работы можно видеть во многих городах Беларуси. Например, «Куб мужества и тоски» в Бобруйске, мемориал «Память» на Минском проспекте Дзержинского, памятник зодчему Иоанну в Полоцке. Павел Шаппо — художник в широком смысле слова: художник театра и кино, живописец, дизайнер интерьеров, сценарист, писатель. Антон Шаппо делает произведения искусства из людей, он директор популярного тату-салона «У лисицы», востребованный дизайнер интерьеров, неординарный живописец. Ксения Шаппо пишет стихи, делает переводы и создает скульптуры. Каждый из младших Шаппо не останавливается на одном занятии. Они все — разносторонние мастера, которые выражают свои мысли и чувства различными способами. И это тоже у них от отца. Кроме циклов картин, в портфолио Владимира Шаппо входит и множество дизайн-проектов: природно-экологический музей города Полоцка, мемориальный комплекс «Звязда», посвященный жертвам концлагеря в Боровухе, Музей 121-го авиационного ремонтного завода города Кубинка (Московская область), комплексное решение художественной среды Новополоцка и комплексное решение реконструкции города Дисны.
«Когда дети подросли, я им говорил ни в коем случае не идти в искусство, а выбирать другую профессию. То, что я стал художником, — Великая Победа. Слава богу, что я могу этим зарабатывать деньги, содержать большую семью. Но, глядя на меня, в какую еще сферу могли пойти мои дети? Я отработал два года после института, потому что так было нужно по закону. И больше не ходил на работу. Я сам управлял своим временем, мог спать сколько угодно, у меня никогда не было руководителей — я работал сам на себя. Так кем еще могли стать мои дети, если не художниками», — рассказывает Владимир Шаппо.
И хотя художник не хотел, чтобы дети связали свою жизнь с искусством, как отец он ими гордится и уважает как коллега. Мастер утверждает, что династическая преемственность, причем не только в искусстве — один из факторов активизации культурной жизни в стране. Нельзя разрушать родовые, семейные ценности, разделять родителей и детей. «Я всегда был нормальным эгоистом. Любил свою семью, свою Родину — Придвинье. Это основа Беларуси». — подчеркивает Владимир Шаппо. И картины у него типичные для «нормального эгоиста»: многие из них посвящены родному Полоцку, жене, друзьям, любимой собаке. Полотна отражают Творца, такие же яркие, громкие и неординарные, как и он сам. Родному Полоцку посвящен даже целый цикл картин. Например, картина" Полоцк", мостик, идущий от Софии, на нем художник со своей женой и любимая такса Бишка. Каждый, кто посещал город над Двиной, видел эту картину. Но только не так, как сам Владимир Шаппо.
«Я продолжаю национальные традиции нашего народа. Я точно знаю, что после общего восхищения деньгами и сексом придет Иисус Христос и покажет, что жизнь намного сложнее. Сегодня самая большая проблема — духовность людей, здесь идет самое большое сражение. И я своих детей направил туда, где идет самое большое сражение – война за человеческую душу. Достоевский говорил: «Бог борется с дьяволом, а поле битвы — душа человеческая», — отмечает мастер.
Кроме родной земли, много внимания Владимир Шаппо уделяет библейской тематике. Цикл «Художники и пророки» объединяет искусство и религию, показывает чувства, которые вызывают и пробуждают эти сферы, заставляет задуматься о том, что действительно важно. Лучшими работами в этом цикле художник называет «Распятие» и «Христос перед Пилатом». Духовное, религиозное начало часто всплывает в разговоре с художником. Хотя он сам отмечает, что не считает себя очень набожным человеком. Но в Бога верить и даже в коммунистические времена крестил своих детей.
«Искусство оправдывает человека перед Богом. А что люди сегодня делают?! Если бы не Бах, не Микеланджело, если бы не рублей или Чайковский, неизвестно, что бы с нами было. Женщины рожают очень красивых, хороших детей. Один из них может стать новым рублевым, а все остальные будут делать гадости», — рассуждает творец.
Владимир Шаппо утверждает, что художник — это больше, чем просто человек, который рисует. Он, в первую очередь, анализирует. Поэтому творцу так не нравится журналистский вопрос вроде «когда к вам приходит муза?» Она не приходит по приглашению, чтобы нарисовать картину. Искусство для Владимира Шаппо — состояние души, образ жизни: «Художник — это тот, кто думает за всех. Я анализирую все происходящее, и я должен этот анализ показать. Господь уже сделал рассвет, закат солнца, березки, реки. Господь говорит, что человеку нужно идти дальше и всю дорогу думать. Я очень люблю свои родные березки, это мои воспоминания. Березки я рисую, когда делаю этюды, чтобы сохранить свои воспоминания. А настоящая художественная работа предполагает работу мозга. Я анализирую, кто мы, откуда пришли и куда идем. Художник-аналитик, он совесть народа. Натюрморты и женщин мы тоже рисуем, но в основе всегда лежит вопрос «что это и зачем?» Каждый художник должен анализировать, что происходит с народом, страной, с ним самим и что будет дальше. Мы обладаем этими знаниями. Поэтому произведениями искусства одни восхищаются, а другие уничтожают».
Валерия СТЕЦКО
Фото Алины МАЗОВЕЦ
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.
«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».
Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.