Вы здесь

Как медики помогают свершиться самому заветному


Проводя прошлый год, каждый из нас упоминает события, которые были важными, оценивает собственные достижения и делает выводы: удачный был год или не очень. Успехи и неудачи, покупки и потери, болезни — положительное мы записываем себе на счет, ну и благодарим Всевышнего, что все неприятное, наконец, прошло... Эти женщины, как и сотни других, украсили новогоднюю елку, приготовили праздничный стол и в полночь загадают желания, среди которых, скорее всего, будет самое заветное — чтобы произошедшее с ними в 2021-м, никогда не повторилось. А возможно, они просто постараются не вспоминать худшее: самое главное, что стали мамами, а то, что получилось это совсем не просто, сейчас не важно. Но можно не сомневаться в одном — каждая из них бесконечно благодарна тем людям, которые спасли им жизнь. Наш сегодняшний материал не о болезнях, а о том, что чудеса возможны, и люди, которые помогают им свершиться, всегда рядом.


Когда ситуация нестандартная...

Среди тысяч пациенток одного из самых крупных в стране родильных домов, который находится на базе 5-й столичной больницы (ежегодно на свет здесь появляется более пяти тысяч детей), есть те, чье материнство стало возможным благодаря исключительному профессионализму медиков. Для Ольги Т. (имена женщин изменены) желаемая беременность превратилась в испытание с первых недель. Такая своеобразная (и достаточно распространенная в первом триместре) реакция организма, как токсикоз, не проходила ни через три, ни через четыре, ни через пять месяцев. Ситуация, наоборот, со временем только ухудшалась. На тридцать второй неделе беременности женщина вообще не могла есть. А постепенно рвоту начала вызывать и любая жидкость, даже вода.

Заведующий отделением реанимации Олег Фролов.

— Пациентка поступила к нам с так называемой безудержной рвотой беременных и большим дефицитом массы тела — она весила всего 48 килограммов. Была выражена анорексия, женщина не могла не только есть, безудержная рвота начиналась даже при минимальном приеме воды, — вспоминает врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии гинекологических и родовых отделений 5-й городской клинической больницы Олег Фролов. — Объяснить такое состояние и найти его органическую причину сложно, стройной теории у ученых нет. Рвота возникает в ответ на прием пищи, автоматически человек от нее отказывается, формируется рефлекторная цепочка. Мы приняли решение перевести пациентку на парентеральное питание — через капельницу.

Несмотря на то, что женщина, попав в больницу, оценивала свое состояние не так и плохо, изменения в анализах свидетельствовали, что ситуация нестандартная и в любой момент может стать критической. Однако и питание через капельницу оказалось не таким легким решением. При своих параметрах пациентка могла получать не более 1 800 мл раствора в сутки. Но учитывая большой дефицит массы тела, поместить в этот объем необходимое количество калорий, жидкости и аминокислот оказалось той еще задачей для медиков.

Реанимационные палаты, к сожалению, не пустуют.

— С таким большим дефицитом веса трудно подобрать инфузионную программу, учитывая то, что беременным многое противопоказано. Решали проблему увеличением концентрации растворов, пристальным аппаратным контролем, — говорит Олег Фролов.

В итоге у врачей все получилось. В определенный срок, когда жизни ребенка уже ничего не угрожало, женщине было сделано кесарево сечение. Сама она быстро поправилась, смогла вернуться к нормальному режиму питания. Через несколько месяцев из реанимации было выписано и набравший вес младенца. Сегодня, глядя на эту счастливую семью, вряд ли можно догадаться, через что им пришлось пройти.

Анастасия А. попала в реанимационное отделение с острым панкреатитом беременных на 28-й неделе. Он случается у будущих мам из-за сдавливания внутренних органов. Однако в данном случае состояние тоже было тяжелым.

— Поджелудочная железа — орган хрупкий и чувствительный, к тому же непарный — замены ему нет. Нарушение его функций ведет к существенной гормональной перестройки, панкреатита, болевого шока. Пациентка была тяжелая, у нее начала развиваться декомпенсация по функции почек и печени, — рассказывает Олег Фролов.

Однако и с этой ситуацией медики справились. Спустя несколько недель состояние молодой женщины удалось улучшить настолько, что ее решено было отпустить домой, где она и находилась до родов.

— Особенность будущих мам в том, что они, как правило, недооценивают тяжесть своего состояния, — отмечает заведующий отделением реанимации роддома. — Во время беременности напрягаются все системы организма, и если у женщины имеются какие-то хронические болезни, они начинают проявлять себя. Однако нужно отдать должное той системе ведения беременных женщин, которая у нас существует. Нигде в мире нет такого пристального наблюдения беременности и такого отношения к женщине и ребенку после родов. Во многих, даже развитых, странах их выписывают домой на следующий день, не существует там и понятия декретного отпуска — мама работает, а за ребенком ухаживает нянька, что тоже не слишком хорошо.

Многое решает оборудование

Подобные нестандартные и сложившиеся случаи предугадать и спрогнозировать невозможно, но медики к ним хорошо подготовлены. Стоит отметить, что родильный дом 5-й столичной больницы является одним из лучших оснащенных в Беларуси. Здесь имеется самая современная аппаратура для переливания крови, в том числе быстрого замещения ее объемов — она позволяет вливать раствор со скоростью до 500 мл в минуту. Причем он кажется подогретым, из-за чего пациентка не переохлаждается. Есть оборудование для быстрой диагностики нарушений системы свертывания крови. Выставляется такой предварительный диагноз всего за 10 минут – в то время, когда пациентка на операционном столе. Аппаратура для реинфузии крови позволяет откачать из организма собственную кровь пациентки при накоплении ее, скажем, в брюшной полости, сепарировать в специальном аппарате и вернуть в кровообращение. По сравнению с методом переливания это более сложная и затратная процедура, однако для пациентки куда бережливее.

Все операционные родильного дома также оснащены на самом современном уровне — дыхательные аппараты высокого класса, мониторинг состояния пациента соответствует европейским стандартам. При необходимости проводится ВІЅ-мониторинг, что позволяет определить глубину седации и даже стадию наркоза. Мониторинг основных показателей гемодинамики, как и дыхания, проводится по европейским стандартам. Оборудование для быстрой инфузии крови, подогрева растворов, термофены позволяют во время операции избежать развития тромбогеморрагического синдрома и других неприятных последствий.

Все мы знаем, что обследование и подготовка к плановой операции могут занять не одну неделю. Если в операционную попадает экстренная пациентка, этого времени нет. Ее подготовка идет буквально на операционном столе и вместе с проведением всех необходимых лабораторных анализов занимает не более 20 минут по стандартам.

Уровень ответственности — удвоенный

— В экстренной ситуации нет времени на лишние мысли и переживания, все делаешь быстро, точно и автоматически, — говорит медицинская сестра-анестезист Дарья Брикун.

— Более того, такая работа затягивает, и я не вижу себя ни в каком другом отделении, — добавляет ее коллега Евгения Гончарова.

Обе медицинские сестры-анестезисты в медицине недавно, Евгения работает второй год, Дарья – шестой. Во время учебы в медицинских колледжах девушки мечтали о работе в реанимационных отделениях и получили туда распределения.

— Для работы в акушерстве важно, во-первых, находить общий язык с беременными женщинами и вести себя корректно, во-вторых, уметь работать в команде, в-третьих — осознавать свой уровень ответственности. А он удвоенный — мы отвечаем не только за жизнь матери, но и за младенца, — считает Олег Фролов.

Поэтому в таких отделениях не все медики задерживаются надолго — те, кому эта работа не подходит, рано или поздно уходят в более спокойные места. Сегодня в отделении работает 15 врачей, три интерна и три десятка медицинских сестер.

Олег Фролов отдал медицине более четырех десятилетий. В 1977 году он начинал санитаром в бригаде скорой помощи, после окончания мединститута в 1989-м работал в различных учреждениях здравоохранения, с 2010 года заведует реанимационным отделением в 5-й больнице. Активно передает свой опыт молодому поколению врачей – ежегодно под его руководством совершенствует свои навыки несколько интернов.


Поднимая в новогоднюю ночь бокал с шампанским, вспомните и поблагодарите медиков за спасенное здоровье — свое или ваших близких. Помните, что чудеса возможны, а люди, которые помогают им свершиться, могут сейчас стоять возле операционного стола. Или просто поправляют подушку кому-то в реанимации — чтобы ему стало немного легче.

Елена КРАВЕЦ

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.