Вы здесь

Орнитолог Анастасия Кузьменкова об особенностях профессии


Чтобы встретить свой объект изучения, эти люди порой долгое время всматриваются в небо или блуждают среди кустарников, внимательно вслушиваются в звуки леса и поля. Они знакомят нас с новыми видами пернатых, залетевших в Беларусь, и помогают сохранять редких птиц. Об особенностях своей профессии рассказала орнитолог Анастасия Кузьменкова.


– Анастасия, а кто такие орнитологи?

– Это специалисты, занимающиеся изучением птиц. Есть орнитологи, которые, как я, знают стандартные методики учета, умеют проводить исследования, могут поехать куда-то посчитать пернатых, обобщить наблюдения. А есть еще орнитологи-ветврачи. И тут иногда возникает путаница. Бывает, мне говорят: «Вы же орнитолог, видите, у птицы сломано крыло, подскажите, что делать». А я ведь могу только учет провести и не знаю, как лечить. У орнитологов тоже есть своя специализация, и в чем конкретная задача каждого специалиста – это отдельный вопрос.

– А на каком виде птиц вы специализируетесь?

– Когда я училась в магистратуре и аспирантуре, занималась куликами, которые живут на сельскохозяйственных ландшафтах, потому что в Беларуси это недоисследованная область. Изучению видов, гнездящихся именно на сельхозполях, у нас в стране не уделяли внимания, поэтому это было моей темой.

– С чего начался ваш путь в профессию? Откуда такая любовь к птицам?

– Я поступала в университет, чтобы быть орнитологом. Птицами увлекалась с детства, лет с 8-9. Гуляла по своей деревне, смотрела вокруг и увидела на дереве необычную птичку. Как потом выяснилось, это был поползень – единственный представитель пернатых, который может перемещаться по стволу вниз головой. И вот я пошла в библиотеку и попыталась определить вид по иллюстрациям. Меня это очень заинтересовало, и я решила дальше расширять свои познания в этой области. Почему птицы? Не знаю, это, наверное, как с любовью – просто так случилось.

– Какая птица, на ваш взгляд, самая интересная в Беларуси?

– Есть пернатые, которые редко бывают в нашей стране. И я с моим другом Денисом Кителем кольцевали представителей таких видов. Например, пеночку-зарничку, овсянку- крошку, овсянку-ремеза. Мы их впервые отловили в Беларуси, и сделать это было непросто. Я помогала Денису. Это было так интересно и незабываемо! Представьте, ты вдруг понимаешь, что никто в стране еще не держал в руках эту птичку... (улыбается.) Во время осенней миграции к нам могут залетать представители разных видов, но не всех легко отметить без отлова. Например, овсянка не поет, прошмыгнет в кустах – и все, а когда проходят отловы, она может попасть в руки орнитолога. Еще мненравятся ходулочник, воробьиный сычик, чиж… Список любимчиков можно продолжать.

– А как проходит кольцевание птиц?

– Здесь все довольно просто. На лапку надевается металлическое кольцо, на котором написано название страны, где поймана птица, и уникальный номер. По такому кольцу можно узнать, например, что она прилетела из Германии. Это очень важно для изучения миграций пернатых. У нас есть центр кольцевания, где хранятся все собранные данные. Специалисты в конце года сдают туда сведения по белорусским кольцам и отмеченным видам. А потом центры кольцевания разных стран связываются друг с другом. Например, сообщают, что такого-то числа была поймана такая-то птица, и просят о ней детальную информацию – точные координаты, где она зарегистрирована и окольцована, возраст, пол и многое другое. То есть составляется своеобразная анкета птицы, которая была отловлена. В целом кольцевание – это метод, который используется для поиска ответов на многие важные вопросы.

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Работаю в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Там я задействована как орнитолог-эксперт. А еще провожу лекции, экскурсии. Но в целом все равно это все о птицах и для птиц.

– С чего начинается ваш рабочий день и как проходит?

– Бывает по-разному. У меня много командировок, поэтому день складывается в зависимости от того, еду я куда-нибудь или остаюсь на месте. Если выезда нет, то с утра проверяю почту, планирую, что нужно сделать, – и за работу. А в командировках все по-другому. Вот летом, например, у меня были учеты черного аиста в заказнике «Козьянский». Тогда рабочий день начинался с того, что я просыпалась в машине, в которой ночевала (смеется). Потом завтракала, ждала, пока прогреется земля, и часов с 11-ти занималась наблюдением в разных точках. Бывают и другого рода командировки, когда я провожу экскурсию или читаю лекцию. Ведь «Ахова птушак Бацькаўшчыны» занимается и популяризаторским направлением, привлечением людей к охране природы.

– Были у вас какие-то интересные случаи?

– Одно из направлений моей работы – гид по дикой природе. Раньше проводила экскурсии для зарубежных групп. Как правило, это были большие туры, где мы ездили по всей Беларуси и смотрели на птиц. Однажды приехала группа пожилых англичан. Я их встретила в аэропорту, познакомила с программой. А они на меня смотрят и говорят: «Да, это все прекрасно, но где наш гид?» Мне тогда было 23 года, я пришла с хвостом, в драных джинсах и розовой майке. Вот они и не поняли, что это их местный экскурсовод (смеется). Был еще случай, когда мы с группой вечером отправились на дупелиный ток, и мне одна из участниц сообщает: «У меня куриная слепота «. Это значит, что человек в темноте ничего не видит. А нам надо было идти еще полтора километра в сумерках. Я в шоке, но понимаю, что вопрос нужно решать. И тут вижу – какой-то бус заехал на луг. Подошла. В нем оказались бельгийцы-бердвотчеры. Объяснила им, что нужно завезти нашу участницу. В итоге эта женщина и еще часть группы уехали, а остальные пошли дальше.

– В чем, по-вашему, заключается главная проблема защиты редких видов птиц?

– К сожалению, хозяйственная деятельность человека очень сильно влияет на окружающую среду. Бывает, сложно поддерживать высокую численность пернатых из-за изменения экосистемы. Например, глухарь – птица старовозрастного леса, и ни в какой новой посадке, ни в каком молодом сосняке его никогда не будет. А так как у нас леса сильно вырубаются, возникает проблема, как сохранить этих птиц. Надо меньше беспокоить пернатых, не нарушать места их обитания, брать под охрану больше видов.

Ангелина ВОРОТЫНСКАЯ

Фото из архива героини 

Печатается в журнале «Родная прырода»

Выбор редакции