За два дня до Нового года в Национальной школе красоты прошел большой рождественский модный показ Chrіstmas Fashіon Show. На этот раз он состоялся при поддержке Министерства иностранных дел Беларуси. По подиуму прошли модели в одежде из коллекций многих известных в стране брендов. Платья из коллекции «Ладушка» Кобринской мастерицы Марины Бонифатьевой вызвали особое умиление у зрителей.
А прошлым летом девушки в кобринских вышиванках провели успешное дефиле в американском Чикаго. Там проходил один из этапов интернационального фестиваля моды, организованный Русской православной церковью. Белорусов туда пригласили впервые. И вышитые Мариной Бонифатьевой платья с традиционными белорусскими узорами зрители восприняли очень красиво и сердечно.
Сама Марина Ивановна в Чикаго не была, «гастролировали» только ее платья.
— Та коллекция называется «Волшебница», — говорит Марина. — Она и сейчас путешествует по Соединенным Штатам благодаря модельной школе нашей землячки Юлии Колбыко. Школа участвует в различных фестивалях и показах, а белорусские платья, как выяснилось, пришлись по вкусу заокеанскому зрителю. Еще одно наше платье побывало в этом году на конкурсе красоты в турецкой Анталии. Ее демонстрировала одна из участниц конкурса «Мисс Евразия — 2021».
Марина Бонифатьева, матушка из Кобрина, ныне известный в нашей стране дизайнер одежды в народном стиле. А двадцать лет назад она была лишь женой священника и регентом детского хора в Кобринском Свято-Александро-Невском соборе. Образование регента получила в духовной семинарии. Ну а шитво да вышивка всегда были ее хобби. И квалификацию швеи приобрела еще в школьном учебно-производственном комбинате.
Однажды захотела особенно красиво одеть мужа к службе, ну и расшила наряд. Та риза не осталась незамеченной в окружении знакомых. Ее стали просить сшить рубашку или платье, детям что-то на праздничный утренник. Особенно оказались востребованы мужские рубашки, ведь раньше их в национальном стиле было не найти в магазинах, это сейчас фабрики шьют, фактически в любом универмаге можно встретить подобную вещь фабричного изготовления.
Тогда же это было если не экзотикой, то точно событием. Еще и муж поддержал, сказал: «Шей для мужчин, они самые неодетые». Первый успех окрылил, становилось больше интереса, больше заказов и, соответственно, больше пришлось учиться и развивать собственное творчество.
Марина начала собирать образцы для своих вышиванок по деревням. Покупала либо принимала в дар старинные полотенца, фартуки, платья. Много раз бывало в Малоритском районном центре народного творчества. Его сотрудники собирают и бережно хранят историю народного костюма. Не раз ей давала консультации директор Центра Валентина Струнец. Одним словом, где только можно, изучала образцы, копировала их, зарисовывала, чтобы потом адаптировать к машине, ввести в программу. Именно таким образом вышиванка наносится на ткань. А работает мастерица преимущественно с Оршанским льном. Говорит, что лен сейчас в какой-то степени как признак статусности. Если человек отдает предпочтение натуральным тканям, значит, он состоятельный.
Марина добавляет, что лучше ей удавалось почувствовать своего потенциального потребителя на разного рода праздниках, ярмарках. Особенно интересовались вышитыми нарядами на «Мотольских сладостях». Однажды организовали с мужем там свою палатку. Люди подходили, интересовались, что-то покупали. А некоторые покупали вышитую рубашку, тут же одевали ее и шли на праздник.
Действительно, ничто так не присоединит к мотольскому фестивалю, как одежда в народном стиле. На этом фестивале у них появились постоянные клиенты. Несколько семейных пар рассказали, что специально ехали на «сладости», чтобы приобрести обновки от Марины.
Интересно, что не только участники праздников с фольклорной направленностью присматриваются к ее нарядам. Отдельные байкеры на своих слетах посчитали высшим пилотажем проехаться в рубашке с белорусским орнаментом. Именно заядлый любитель мотоциклов сказал им однажды, чтобы не оставляли своего дела, ведь, по его мнению, это ремесло нужно людям.
С годами дело развивалось, а когда изделия Марины Бонифатьевой появились в Минске, как-то ей позвонила жена одного из белорусских послов в европейской стране, попросила вышиванку. Конечно, сшила наряд. Потом было известное платье для Веры Поляковой, жены министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея. Вера Полякова появилась в этом платье на одном из приемов для представителей дипломатических миссий. И тогда о ней Кобринский наряд не писали разве только ленивые. В одном из интервью Вера Полякова рассказывала: «Для меня этот наряд сшила матушка из Кобрина Марина Бонифатьева. Она прислала несколько вариантов вышивок, мы с мужем остановились на белорусском домике-символе года малой родины. Когда я увидела готовый вариант – буквально обомлела: получилось не платье-вышиванка, а настоящее произведение искусства. До этого костюма матушка еще выткала пояс и украшение на голову — невероятной красоты вещи с удивительной энергетикой. Вы не представляете, сколько комплиментов я получила по поводу этого строя!»
А Марине стали поступать звонки с предложениями повторить наряд, конечно, за большие деньги. Но мастерица отказывалась, так как держит собственную марку: у нее изначально была договоренность, что платье для Веры Александровны шьется в единственном экземпляре. Там был эксклюзивный образец, взятый из старинного рушника. Вот эту избушку и выбрала заказчица.
Каждый день Марины Ивановны расписаны буквально по минутам: заказы, примерки, выезды. У нее есть своя небольшая мастерская на чердаке частного дома на окраине города. А собственный гараж муж превратил в демонстрационный зал. Изделия из той ремесленнической мастерской теперь можно купить и в Бресте, и в Минске. В коллекции есть работы с традиционным белорусским орнаментом, а также с авторскими узорами, навеянными национальными мотивами.
— Главное, чтобы было красиво и людей радовало, — говорит Марина. — Мы забыли о традициях народной одежды. И потеряли что-то очень важное. Когда стала изучать народный костюм, убедилась, что предки делали не только удобно, но и чрезвычайно красиво. В орнаменты, вышиванки – узоры наши прапрабабушки закладывали информацию, которая передавалась из поколения в поколение, служила своеобразным оберегом от всего плохого. Думаю, что такой костюм следует носить не только один раз в год, когда объявляется день вышиванки, но и ежедневно: на работу, прогулку, в путешествии. С соответствующими дополнениями и аксессуарами в таком наряде можно выглядеть очень даже стильно.
В обычной жизни Марина Бонифатьева — матушка. Ее муж — настоятель церкви в деревне Хидры Кобринского района. А она с удовольствием выступает перед воспитанниками воскресной школы, проводит мастер-классы по вышивке и отмечает, что дети интересуются исконным ремеслом. По ее словам, навыки шитья всегда пригодятся в жизни, особенно девочкам. И она радуется, что много желающих приходит на ее уроки.
А воспитанники местного детского сада не раз выступали моделями на показах. В это дело популяризации белорусской вышиванки включились также родители дошкольников. Значит, делается хоть крохотный шаг к возвращению своего, народного. Как жену священника ее радует, что не только коллекции «Волшебница», «Ладушка», получившие известность, несут в мир искусства Отечественной вышиванки, но и орнаменты на детских рубашках способствуют делу воспитания уважения и любви к родному, исконному.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Фото из архива Марины Бонифатьевой
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.