Вы здесь

Беседа с Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским Вениамином накануне Рождества


— В прошлый год много было разговоров о единстве в обществе. В чем особенность церковного опыта единения людей?


— Когда мы говорим о единстве в церкви, то имеем в виду единство, которое достигается вокруг Христа — ее Основателя. Это истинное единство во всей полноте. Любое другое уступает, ведь, если упомянуть старую добрую пословицу, это — не из страха, а по совести. Если человек что-то делает из-за страха наказания, он это делает не так качественно, как если бы делал по внутреннему убеждению. Тогда не нужен контроль. Мы сегодня часто об этом забываем.

Церковь всегда стремилась объединяться вокруг Христа, при этом допускала разные мнения и подходы. Единство должно быть в главном, различие в деталях может быть, так как существуют различные пути к спасению, к духовному совершенству. Духовные руководители по-разному могут вести к цели, но результат должен быть один.

Апостол Павел в первом веке нашей эры говорил: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Различные идеи и предложения в церковной общине рассматриваются и между ними выбираются лучшие. Так осуществляется соборность в церкви. Принятое административным путем решение может быть хорошим, но без осмысления этого во время обсуждения останется недоразумение.

Единство в светском обществе как правило достигается за счет общих национальных идей, истории и целей. Но без духовной составляющей усиливаются частные, меркантильные интересы.

Духовное осмысление имеет огромную силу, но и в церкви имеются разногласия и разделы — печальные вехи ее истории. Так происходит, когда люди личные мысли и устремления не подчиняют общему благому делу, когда свое «я» не подчиняют делу Христовой. Часто причина разделения — несовершенство человеческой природы, внутреннего человека, самомнение, отстаивание своего мнения, нежелание показаться хуже других, уступить, пойти навстречу, восприятие этого как слабости.

— Вместе с тем Церковь имеет и положительный опыт воссоединения, одним из примеров является освящение вами закладки храма староверов в Минске.

— Община староверов в честь пророка Илии уже много лет находится под омофором Белорусской православной церкви. В этом году у нее появилась возможность начать строительство собственного храма. Это действительно очень хороший шаг к объединению. Мы видим, что разные традиции в богослужении не мешают православным быть вместе. Господь говорит о том, что ему нужно сердце человека, внешняя сторона — вторична, хотя и это, несомненно, важно для нас. Полагаю, в наше время в этом направлении нужно использовать возможности, которые открываются, чтобы и другие старообрядческие общины увидели, что можно и лучше быть нам вместе. Можно совместно славить Бога и сохраняют собственный обряд, это только обогащает Церковь.

Вместе с тем, к сожалению, в наше время разъединения в православном мире усиливаются. Этот процесс требует лечения свыше. На уровне человеческих усилий пока не видно, как ситуация может быть решена. Но, несомненно, нужно к этому стремиться, ведь Церковь — Тело Христово, и разделение в ней приносит страдание ее голове — Христу.

— 2022 года назад родился Христос, чтобы спасти человечество. На ваш взгляд, какое время переживает человечество в наши дни?

— Современные люди, желая реализовать свою свободу, стали искать путь, в том числе без ограничения моральными принципами и обязанностями. Они видят в этом настоящую реализацию свободы. Но на самом деле в этом заключена большая опасность, так как это напоминает человека, который едет по дороге и решает, что придерживаться правил дорожного движения не стоит, что они навязаны, что он сам может определить, с какой скоростью двигаться и где можно идти на обгон. Так же человечество говорит своему Творцу, что данные им законы ограничивают человеческую природу, что они устарели и стали ненужными, что нравственные законы, предписания, Евангельское учение наша жизнь затрудняют. Эта тема активно развивается в Европе, Америке, во многих странах, где традиционно присутствует христианство.

В результате христианство искусственным образом меняет свою форму, что не на пользу Церкви (говорю о всех христианах) и не на благо мира. Это сказывается на нравственной жизни всего общества. Христос, когда обращается к христианам, говорит: "Вы — соль земли "(Мф. 5, 13). То есть, христиане своим образом жизни, поведением должны показывать соответствующий пример, тем самым не допускать упадок человечества. Как соль не допускает гниения продуктов, сохраняет их качество, придает вкус, так и христиане должны нести красоту нравственной жизни в общество. Если ее потерять, мир потеряет самое главное.

— Заботой о соблюдении моральных норм продиктованы предложения Белорусской православной церкви в проект обновленной Конституции нашей страны?

— Моральные нормы — важнейшая составляющая закона любого государства. Без опоры на внутренний мир человека, на моральные принципы, духовный фундамент народа трудно идти вперед и получать положительный результат. Сегодня очень важно иметь хорошую, выверенную Конституцию с духовным осмыслением, которое мы очень настоятельно предлагаем включить в нее текст, чтобы обратить на это внимание всех наших современников. Как человек без духовной жизни, так и общество, не вдохновленное высшими идеалами, может внешне выглядеть счастливым, но подсознательно оставаться недовольным, при этом не осознавать, чего ему не хватает. Духовную пустоту стараются заполнить чем-то внешним, но в итоге человек страдает, теряет комнату, его терзают глубокие внутренние проблемы.

Нам очень важно, чтобы духовно-нравственные аспекты были усилены в Конституции, но не менее важно, чтобы они осуществлялись в жизни. Чтобы ими руководствовались люди, ведь вся сложность не в том, чтобы хорошо составить Конституцию, а в том, чтобы жить в соответствии с прописанными принципами, которые заложены в ней, и чтобы это приносило плоды. Есть много европейских стран, в которых Конституция достаточно хорошо выверена и составлена, но это не останавливает движение в сторону отказа от христианской морали. В этом проблема современного мира, и ее надо решать. Об этом нам нужно прежде всего заботиться и в нашей стране.

— Насколько активными должны быть христиане?

— Каждый христианин призван к тому, чтобы сначала у себя изнутри, в душе, все правильно выстроить. «Ибо от переполненности сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Если внутри все соответствует духовным законам, тогда хорошее распространяется. Неправильно заниматься большой внешней деятельностью, когда изнутри нет устойчивого мира и несгибаемых моральных принципов.

Наши священнослужители достаточно активны, по своим пастырским обязанностям они работают на разных направлениях: социальное служение, работа с молодежью, просветительская деятельность, взаимодействие с вооруженными силами, тюремное служение... Это дополнительная нагрузка, кроме совершения богослужений. При этом у них нет нормированного рабочего времени. В праздничные и выходные дни их нагрузка возрастает, ведь в их помощи, парадах нуждаются люди.

Если подытожить, христианам важно принимать участие во всех сферах жизни, но с оглядкой на свой внутренний мир и с пониманием результатов работы как для себя, так и для общества. Такой самоанализ помогает вовремя остановиться, сделать корректировку, возможно, от чего-то отказаться. «Ибо какая польза человеку, если он весь мир обретет, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Это слова Спасителя.

— На постсоветском пространстве особое отношение к активности церкви, не говоря об особенностях сегодняшнего секуляризованного времени. Готова ли Белорусская православная церковь к критике, которую вызывает ее позиция, к обвинению в политизации? Должна ли она в этом случае оправдываться?

— Люди высокой святой жизни, которых почитают и те, кто не считает себя верующим, — преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский — в ряде других святых говорили о том, что оправдываться не надо. Апостол Павел, когда рассуждал на эту тему в первом послании к Коринфянам, говорил: «Для меня очень мало значит, как считаете обо мне вы или другие люди». Он добавил: «Я и сам о себе не считаю». Это не значит, что он пренебрегает мнением других людей, но не подстраивается под него. Он объясняет, почему так делает: «..судья же мне Господь». Апостол свои действия соотносит с высшим законом, ибо уровень законов человеческих и суждения людей ниже. При этом апостол Павел, гражданин Небесного Царства, держался и норм земного государства, в котором жил.

Церковь выполняет указания Христа, Сына Божия, Спасителя мира — того, кто не только управляет этим миром, но и заботится о нем, является отцом, который любит своих детей. Христос научил нас обращаться к Богу как к отцу. Он оставил нам прямое указание: «..Итак идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Духовные законы, которые мы имеем в церкви, — не наша выдумка. Это то, чему научил, когда пришел на землю, Сын Божий. Он хотел, чтобы этим руководствовались люди. Сегодня Церковь стремится хорошее, важное, значимое, спасительное для всего человечества доносить до общества, говорить об этом. Церковь не замыкается в себе. Апостол говорит: «.. и горе мне, если не благовещу!» (1 Кор. 9, 16).

Люди, которые сознательно избегают нравственных тем, которым духовные принципы мешают жить свободно и, как им кажется, лучше, стараются противопоставить свое мнение церковному, ищут недостатки, неточности в действиях Церкви и ее служителей. К сожалению, это неизбежно. Каким идеалом являлся Христос — исцелял людей, имел слово утешительное, верное, выверенное, правильное. Но и его слово не все воспринимали. Некоторые искали, как его убить, и, впрочем, убили.

Это борьба добра и зла продолжается. О том же говорил и известный писатель Федор Михайлович Достоевский, 200-летие которого мы праздновали, корни которого из села Достоево Ивановского района Брестской области. Он говорил: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Поскольку Церковь желает, чтобы общество развивалось гармонично, ее долг —всегда напоминать о моральных, духовных принципах. Там, где готов нас услышать, где готов принять слово, мы стараемся говорить.

— Наше время можно назвать еще и эпохой страха. Это касается глобальных угроз, включая пандемию. Но ведь Христос учил ничего не бояться. Одновременно христианство напоминает о страхе Божием. Как соединить современному человеку в себе бесстрашие и страх? Чего нам стоит действительно бояться, а чего — нет?

— Два страха... Их, конечно, больше, но основные два – страх Божий и страх человеческий. Последний — когда мы боимся каких-то обстоятельств жизни, болезней, смерти, диких животных, неприятностей на работе и много чего еще. Страх Божий — если человек боится неправильным своим поступком, словом, даже мыслью, огорчить Бога — Отца, который его любит. Учителя Церкви учат нас, что все станет на свое место, когда на первом месте будет страх Божий. Еще в Ветхом Завете сказано: "Начало премудрости — бояться Бога «(Сир. 1, 15). Это — начало превосходной степени мудрого отношения к жизни. От страха Божьего находятся правильные решения, совершаются правильные поступки.

Когда человек осмысливает, что ему нужно правильно поступать перед Богом, с соблюдением нравственных законов, заветов Божьих, тогда он постепенно приходит в состояние, где уже нет страха человеческого. Ибо осмысливает, что Бог заботится о нем и, если нужно, предупредить горе, болезнь, неприятность. А если допустить, значит, с какой-то благой целью, и это нужно правильно преодолеть, найти в произошедшем пользу.

Апостол Иоанн говорит: «В любви нет страха, а совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). Он говорит о любви к Богу. Как мать заботится о своем ребенке, любит его и не боится подняться ночью, не выспаться, не доесть, устать, как она все силы отдает ребенка, так и человек, который глубоко возлюбил Бога, любит и ближнего своего, и уже ничего не боится. Апостол Павел вопрошает: «Кто отлучит нас от любви Христовой: горе, или притеснение, голод ли, нищета ли, опасность ли, меч ли?» И далее уверенно отвечает: "Но все это мы полностью побеждаем силой того, кто возлюбил нас«(Рим. 9, 35–37). Если человек любит Бога, Который любит человека, все остальное — вторично.

Такого состояния достигают святые люди, они перестают тревожиться, не боятся опасности, хотя и остаются обычными людьми. Даже люди святой жизни иногда переживали человеческий страх, но через молитву, размышление о Слове Божьем преодолевали его и показывали мужество и твердость, которые удивляли других.

— Мы разговариваем накануне большого праздника, но всегда есть люди, которые встречают праздник в скорби. Всегда ли горе – последствие наших поступков? Как увидеть пользу и добро в невозвратной потере?

— Иногда в жизни случается, что человек меняет место учебы, работы, место жительства. Бывает, что человек сам принимает такое решение, но случается, что к это подталкивают обстоятельства. В духовной жизни происходят события, которые мы не всегда можем объяснить. Мы можем заболеть в результате нарушения нами духовно-нравственного закона. Но болеют и праведники. Здесь важно понимать, что жизнь после смерти продолжается. Что смерть — это переход в новую сферу жизни. Иногда горькие обстоятельства подводят нас к пониманию этого.

Смерть близких разрушает наш внутренний мир, лишает покоя, причиняет боль, но, как родители не все объясняют своим детям, когда руководствуются благим устремлением в заботе о ребенке, так и мы не всегда понимаем, в чем смысл того или иного Божьего действия по отношению к нам или допущения несчастья, которое с нами случилось, даже вопреки его воле.

— Следующий год Белорусская православная церковь отмечает свое 1030-летие. Можете ли вы сказать, на каком этапе своего развития она находится сейчас?

— Хочу снова повторить слова апостола Павла: «Я и сам о себе не считаю». Давать оценку состоянию Церкви, даже внешне, будет ошибкой. Ибо Господь оценит и каждому даст по его делам.

Трудности, которые переживает общество, сказываются и на церковной жизни. Вместе с тем мы опираемся на евангельские слова о том, что нужно преодолевать сложности, надеяться на помощь Бога, молиться, быть бдительными, радоваться, за все благодарить. Это помогает нам.

Церковь несет слово Христа людям, но то, что мы скажем о ее жизни сегодня, через полгода может оказаться совсем другим. Поэтому лучше не давать оценку ее развитию. Люди, которые смотрят на служение Церкви, пусть руководствуются добрыми мыслями, ведь Церковь — это и есть люди, которые собрались вместе, чтобы ответить на любовь Бога.

Мы опираемся на духовное наследие, которое передавалось нам из поколения в поколение вот уже 1030 лет. Столько прошло времени с момента, когда православие канонически было оформлено на наших землях через создание Полоцкой епархии. Это духовное наследие – надежный фундамент для всего общества, страны, всего белорусского народа. Церковь напоминает об этом духовном фундаменте и помогает современникам в их жизни и работе.

— Спасибо, владыка, за разговор.

— Позвольте завершить его поздравлением с Рождеством Христовым!

Желаю, чтобы радость о Господе наполнила наши сердца. Песнопения, звучащие накануне великого праздника, призывают: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте!» Будем в ликовании встречать праздник, благодарить Бога, делиться радостью с ближними. Желаю Всем доброго здоровья, счастливых взаимоотношений в семье, на работе, пусть везде царит взаимопонимание, согласие и любовь!

Ольга МЕДВЕДЕВА 

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО 

Название в газете: «Без апоры на духоўны падмурак народа цяжка ісці наперад»

Выбор редакции

Экономика

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

После значительного весеннего «хапуна», на майские праздники рынок слегка остыл.

Политика

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Возглавляет его выпускник Академии управления при Президенте, начинающий юрист Егору Макаревичу.