Развитие въездного туризма — один из приоритетов Витебщины в текущей пятилетке. Здесь многое можно превратить в привлекательный туристический продукт, включая жителей неблизких стран. Например, швейцарцам будет интересно побывать на Дубровенщине. И не только потому, что там в чистом поле построили одно из самых стильных казино, но и потому, что швейцарцы когда-то покупали часовые механизмы именно здесь. А вы знали?
Когда-то в Дубровенском крае, граничащем с Российской Федерацией, изготавливали карманные часы. Мало кто об этом знает за пределами района, а между тем, часовая продукция из Дубровно известна на весь мир. В частности, рукотворное чудо из далекого прошлого можно увидеть в питерском «Государственном Эрмитаже». На обратной стороне надпись: «Фабрика Дубровенская». Те часы из белорусской глубинки можно назвать образцом механизации с большой буквы. Самого привередливого эстета порадует то, как он выглядит: белый эмалевый циферблат, помещенный в корпус, сделанный из серебра...
А начиналось производство в екатерининские времена. Именно в Дубровно во второй половине XVII века открылась первая на территории современной Беларуси часовая фабрика — и одна из первых в тогдашней России. Дубровно тогда принадлежало августейшему князю Григорию Потемкину, фавориту императрицы Екатерины II.
Местные музейщики и краеведы с большим удовольствием и гордостью рассказывают о «часовом» прошлом. В частности, о немце Петре Нордштейне, с переезда которого из столицы России в город буквально началось Новое время. Императрица-просветительница пригласила его вместе с другими иноземными специалистами развивать российское производство механизмов для определения времени. Сначала Нордштейн учил азам часового дела учеников специализированного класса Академии искусств.
Первые часовые мануфактуры уже действовали в Санкт-Петербурге и Москве. Но... неприбыльно. Нордштейн в письме коллегам на родину писал, что его предшественники работали с убытками. Потемкин решил провести эксперимент, чтобы выяснить, что нужно для выгодного производства. И Нордштейн нашел ответ.
Выбор пришелся именно на Нордштейна еще и потому, что он разработал авторскую конструкцию карманных часов и получил соответствующий патент в Шведской Королевской академии наук. Приехал он в Россию в 1766 году.
Кстати, спрос в России на часы был большой, так как их до открытия собственного производства импортировали. Стоили они очень дорого. Этим и диктовалась потребность наладить прибыльное отечественное часовое производство.
Императрица, пригласившая мастера на аудиенцию, была в восторге от подарка Нордштейна — великолепной красоты кольца-часов.
Фабрику в Дубровно немец возглавил через 20 лет после преподавательской работы в Санкт-Петербурге. Инвестор Потемкин потратил 12 тысяч рублей (на то время большая сумма денег). Производство было с особенностью: станки запускались при помощи специального инструмента, которое, в свою очередь, двигалось при помощи воды. (На других производствах было ножное управление оборудованием.)
Нордштейн внедрил и собственную систему организации труда. Его предшественники учили мастерству создания часов более-менее образованную молодежь из гарнизонных школ для детей солдат. Он же взял неграмотных юных крестьян. Обеспечил их всем необходимым за собственный счет.
У Нордштейна не было права получать без пошлины иностранное оборудование. Но это не помешало ему наладить изготовление конкурентоспособной продукции. Через несколько лет фабрика в Дубровно начала работать прибыльно. Изготавливали не только карманные часы, но и настенные, солнечные, корпуса для часовых механизмов, сами механизмы, инструменты различного назначения и прочее.
К сожалению, сегодня в райцентре нет часового предприятия. Идея, кстати, витает в воздухе. Если бы нашелся инвестор, да чтобы хорошую маркетинговую кампанию провести...
Здешние не забыли интересные факты из прошлого. И в честь того, что Дубровенщина когда-то была часовым краем, несколько лет назад установили в центре городка памятный знак. Грациозная башня сразу же стала местом для свиданий, и, безусловно, довольно оригинальным туристическим пунктом. Высота дубровенского «Биг-Бена» — около тринадцати метров. На четырех сторонах закреплены стильные часы, диаметр каждого – метр. Они одни из самых точных по всей стране, так как функционируют со спутниковой синхронизацией. Корректировка хода механизма из космоса позволяет показывать реальное время с точностью до миллисекунд.
Неоднократно озвучивалась и идея организовать в Дубровно фестиваль часовщиков. Событие может получиться полезным и интересным для посетителей. Во время смартфонов узнавать время по часам – признак не только высокого статуса, но и хорошего вкуса.
Александр ПУКШАНСКИЙ
Фото автора
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.