В это время белорусы принимают участие в обсуждении проекта Конституции, который будет вынесен на республиканский референдум в следующем месяце. Дискуссия на данную тему представлена и на страницах нашей газеты. Своими размышлениями с читателями «Звязды» о содержании основного Закона страны поделился заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Николай Щекин.
— Всебелорусское народное собрание, согласно проекту Конституции, станет новым представительным органом народовластия, который будет играть значительную роль в государственном управлении. Его функционал в некоторых моментах совпадает с парламентскими и президентскими обязанностями. На стадии разработки Конституции эксперты стремились избежать так называемого двоевластия при придании ВНС конституционного статуса. Удалось ли это разработчикам? И в широком смысле — зачем придание ВНС такого широкого функционала?
— Прежде всего, необходимо обратить внимание, что вся Конституция пронизана исторической памятью. Отсюда и истоки Всебелорусского народного собрания, и ответственность за духовные ориентиры общества как со стороны государства, так и со стороны граждан. Вторая очень важная составляющая проекта — это Конституция будущего. Она соткана из таких вечных категорий ценностей, как честность, достоинство, искренность, ответственность, милосердие. Исходя из этого, необходимо признать: новая Конституция, вероятно, будет первой в мире, которую примет «толока». Понятие «толока» уникально в том, что оно начинает приобретать институционализированный характер. «Толока» и есть Всебелорусское народное собрание. В проектах и шаблонах конституций мира нет такого институционализированного объединения граждан, которое бы решало вопросы.
У нас уже было шесть заседаний Всебелорусского народного собрания. На протяжении лет независимости ВНС принимал стратегические решения. После общественно-политических событий в 2020 году нам стало очевидно, что в Конституции должны быть прописаны сбалансированные механизмы сдерживания и противовеса, баланса государства и общества. В этом смысле ВНС играет роль стратегического характера.
Да, есть парламент, но часть общества остается за пределами обсуждения вопросов, принимаемых на его уровне. А ВНС будет состоять из местной вертикали власти (тех, кто не попал в парламент). Для компетентного регулирования законодательных актов там будут и судьи. Этот орган ни в коем случае не будет функционально дублировать Палату представителей или Совет Республики. Плюс он призван не контролировать, а взаимодействовать с органами власти.
У нас остается законодательная, исполнительная и судебная власти. А ВНС проявит собой своеобразного «коллективного президента», «коллективное сознание» общественного сообщества. Выбираться он будет на пять лет, заполучит президиум. Многие функции собрания будут еще определены соответствующим законом.
Самая главная роль ВНС — на нем в более широком формате будут отчитываться премьер-министр, председатели Совета Республики и Палаты представителей, другие руководители всевозможных государственных ведомств. У собрания будет и законодательная инициатива. Все законы будет принимать парламент, но с мест делегатом будет виднее, какие еще правовые акты необходимы для решения проблем.
Это новая мировая практика, поэтому пока возникает много вопросов по ВНС. Я выделяю четыре главные составляющие, которые несет в себе ВНС. Первый — безопасность. Когда в государстве происходит чрезвычайная ситуация, ВНС берет на себя полномочия по стабилизации ситуации в стране. Второй — социальная нагруженность. ВНС будет выступать гарантом социальной ориентированности государства. То есть все законопроекты будут проходить через ВНС. Делегаты могут приостанавливать действие закона, противоречащего Конституции. Это будет голос народа. Третий — гуманистическая функция. ВНС — зеркало общества, эффективности развития государственного управления, взаимодействия граждан с властью. Последний – собрание обеспечит прозрачность кадровой политики. ВНС будет утверждать судей, членов ЦИК. Это этап «чистки» в кадровой политике. Глава государства отдает часть кадровой политики ВНС, вероятно, чтобы более досконально увидеть назначенцев. Делегаты с мест больше знают жизнь и работу кадров, которые приезжают на государственные должности из регионов.
— Статья 15 новой редакции Конституции предусматривает тезис о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне. Безусловно, на фоне попыток другого трактования событий 1940-х годов это немаловажная составляющая законопроекта, но насколько такая норма будет актуальна для новых поколений?
— Государство и общество существуют только на основе каких-то ценностей. Будем откровенны, на территории Беларуси было много государственных образований, но единого государства, до последних времен, к сожалению, не было. Нормы, прописанные в 15-м и 54-м статьях Конституции, дают возможность аккумулировать связь времен и поколений.
Мы сегодня проходим стадию усиления и политической нации, и белорусской государственности в целом. Великая Отечественная война смогла 80 лет назад объединить нашу нацию, поэтому мы закрепили в Основном Законе свое достижение — победу в Великой Отечественной войне. Ни в одной Конституции мира нет такого закрепления ценностных ориентиров своей истории. Но у каждой нации есть инструментарий управления ментальностью и психологией общества. Нашей стране этого не хватало. Сейчас мы эту ментальность институционализируем через ВНС.
Преемственность поколений всегда была самым трудным вопросом в истории. Единство белорусского народа, историческая память дает возможность аккумулировать все достижения и гордиться событиями, которые были и тысячу лет назад, и несколько месяцев. Это, на мой взгляд, и есть преемственность. Конечно, тем, кому сегодня 8-10 лет, сложно объяснить, что такое Великая Отечественная война, но для нас главное — уберечь себя от опасности. В мире около 30 лет идет этнонациональная чистка, уничтожение генофонда наций. На мой взгляд, узкие политические круги коллективного Запада ведут политику по геноциду исторической памяти и правды. Наша Конституция ставит заслон на стремлении привить нам синдром виновного, независимо от того, в чем нас обвиняют. Нам не в чем каяться, а если и есть в нашей истории какие-то черные пятна, мы сами с ними разберемся.
— Многие белорусы отмечают важность статей о семейных традиционных ценностях, социальной поддержке семей с детьми, внимании к молодежи. Можно сказать, что новая Конституция будет более «социальная» по сравнению с нынешней?
— Да, эта Конституция даже жестко социально направлена. Мы лично прописали внимание к жизни инвалидов. В белорусском обществе всегда были в почете нравственные и христианские ценности. В этой Конституции указана взаимная ответственность гражданина и общества перед государством. Каждый может требовать какую-то помощь, но должен что — то и отдать, поддержать государство в отстаивании каких-то интересов — культурных, религиозных, интересов безопасности. Наше общество проявляет мудрость часто, но когда вопросы доходят до правового регулирования жизнедеятельности, мы начинаем роптать на государство, систему власти. Конституция упорядочивает нашу ответственность, а государство берет на себя очень серьезные обязательства. Основной Закон – это тоже форма воспитания: государство воспитывает общество, а общество — государство.
— Зачем закреплять в Конституции единый день голосования? В чем практическая и общественная значимость?
— Главная причина – экономическая эффективность. Мало кто из нас задумывается, сколько стоит провести выборы. В этом процессе задействовано около 60 тысяч человек, обсуждаются вопросы оплаты их труда, охраны территорий, печати бюллетеней, рекламы. На это идут сотни миллионов долларов. К тому же единый день мотивирует человека идти голосовать, дает возможность более глубоко проанализировать свой выбор. Единые выборы обеспечивают возможность понять канву политики страны, увидеть стратегию ее развития. Выбирая депутата, мы видим только его программу. Если мы выбираем, например, президента и депутата, мы можем проводить анализ их посланий, сопоставлять и на этой основе делать свой выбор.
— Что бы вы лично внесли в новую редакцию Конституции?
— Я всегда считал себя «государственником», поэтому мне импонируют в этой Конституции государственный подход, сильная вертикаль власти и большое внимание к философии человека — воспитание, духовные ценности. От этого многие страны отходят, но именно на таких основах основывается общество. Когда оно забывает свои корни, сразу страна перестает жить, исчезает дух общества. Проект Конституции пронизан духом белорускости. Этот документ позволит нам «белорусами зваться» и не заблудиться среди цивилизации, соседей, остаться самими собой.
Над Основным Законом работали многие эксперты. Я вижу, что некоторые поправки, о которых я думал, внесены. Тонкостей много. Я буду преподавать их в своих заметках на имя главы государства. Со стороны профессионализма в проекте не хватает логической экспертизы. Например, нельзя через запятую писать «общество», «государство», ведь общество — не совсем государство. Более корректным будет союз «и». Конституция требует логико-риторического экспертного шлифования, чтобы не было возможности цепляться и со стороны логики подавать в суд на какие-то мифические права. Конституция впитала в себя философию права Средневековья, философию Гегеля, некоторые вещи из Монтескье.
Мы одними из первых прописываем в Конституции механизм зарождения и развития общественного сообщества. К этому стремится весь мир, каждое государство хвалится своим общественным сообществом, но не может сказать, что это такое. Я надеюсь, что мы благодаря этому закону ответим, но такой сложный процесс займет не один год. Кстати, данная Конституция содержит диалектику традиций и новаций. ВНС — это традиции «толоки», а исходя из правовой системы современного мира — и новация.
— Как отразится реформа Конституции на жизни простого белоруса?
— Все, что прописано в проекте Конституции, займет десятилетия для реализации. Необходимо будет принять около 500 законов, подзаконных актов, постановлений, инструкций. Мы заново формируем, по сути, систему госуправления, с выдержкой и терпением должны дождаться налаживания этого механизма. Хуже не станет, но станет лучше, — зависит только от нас. Испортить можно даже самый замечательный документ, но идеальных документов нет.
Необходимо понимать, что эта Конституция не только для нас, но и для наших детей. Именно они через поколение будут испытывать плоды этого документа. Конституция во многом опережает время, и нам придется после ее принятия модернизировать свое сознание.
Конституция — это разноплановый, глубокий, многоуровневый документ, своеобразный манифест белорусской государственности. Я уверен, что люди придут на референдум и примут ее. Да и сам факт референдума несет в себе символику, так как покажет, что люди готовы менять Конституцию. Это говорят и соцопросы. Факт референдума приведет к сознанию многих людей. Одно дело — критиковать, кричать в соцсетях, а другое дело, когда ты сам берешь бюллетень и голосуешь. Когда ты приходишь на референдум, это уже свидетельствует, что тебе небезразлична судьба государства, и ты лично берешь на себя ответственность за него.
Мария ДАДАЛКО
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО