Вы здесь

Выставка детских архитектурных проектов прошла в центре современных искусств


В Национальном центре современных искусств Республики Беларусь в эти дни проходит шестая выставка архитектурных проектов Школы архитектурного мышления для детей. Экспозиция представляет собой примечательный полугодовой отчет уникальной образовательной инициативы и состоит из архитектурных проектов и макетов, созданных учащимися школы за последние шесть месяцев. Представлены работы учеников двух курсов — «Системное мышление» и «Развитие».


Познавая белый свет

Школа архитектурного мышления основана архитектором Александром Новиковым и искусствоведом, дизайнером Еленой Карпиловой в 2016 году. Вопреки своему названию столичное учреждение дополнительного образования предлагает учащимся не узкоспециальные знания в области архитектуры, а полноценную программу комплексного, всестороннего образования, основанную на идее о междисциплинарном взаимодействии. Кредо команды — донести детям понимание неразрывной связи различных отраслей знаний, понимание их взаимозависимости.

Структура учреждения насчитывает более 16 студий: собственно архитектуры, современного искусства, скульптуры, журналистики, графического дизайна, психологии, биологии, социологии, экономики и многие другие. В педагогический состав входит около 50 специалистов-практиков, каждый из которых достиг в той или иной дисциплине определенных высот и наработал себе имя. В своей деятельности педагоги-кураторы придерживаются инновационных подходов, одолженных у лучших образовательных учреждений мира: от скандинавских школ до Гарварда, от архитектурной ассоциации в Лондоне до института «Стрелка» в Москве.

Ядром образовательной программы, вокруг которого построено все остальное, является, естественно, архитектура. Думается, никто не станет оспаривать мысль, что зодчество — явление комплексное и сложное. Соответственно, и те, кто взялся эту ниву обрабатывать, могут считаться специалистами универсальными. Успешный архитектор должен хорошо разбираться в различных сферах человеческой деятельности и быть максимально опытным во всех основных дисциплинах на так называемой лестнице наук (да и во многих более мелких тоже).

Архитектура как аккумулятор знаний, точка соприкосновения различных сфер человеческой деятельности, находящаяся на смежности между искусством и технологиями, творчеством и точными науками, включает полную гамму актуальных (для того или иного периода истории) представлений об окружающем мире. Собственно говоря, поэтому под «архитектурным мышлением» в данном случае нужно понимать именно упомянутые системность и междисциплинарность.

Какой он, мой будущий дом?

На шестой выставке архитектурных проектов экспонируются рисунки" идеальных домов«, выполненные, как положено, в трех плоскостях (фасад, план и разрез). Почти для всех проектов детьми из подручных материалов сделана объемная модель — макет «Моего идеального жилья». Каждая из работ сопровождается пояснительной запиской, подписью и дополнительной информацией, оставленной автором на бумаге (это могут быть легенда с условными знаками, надписи на самом рисунке либо иногда истории, связанные с замыслом).

Учащиеся курса «Системное мышление» с помощью своих проектов пытаются ответить на серьезные вопросы, касающиеся архитектуры: что такое дом? какие у него образ и форма? как на его вид влияют климатические особенности? да зачем он вообще нужен? Работу над собственно архитектурными проектами дети, накопив знания, начинали только после прохождения курсов 14 студий (от политологии до сторителлинга). Иными словами, выставленные работы есть результат полугодового умственного напряжения.

Тематически детей никак не ограничивали. Все их идеи, как уверяют создатели выставки, педагогами-кураторами только поддерживались и развивались. Само собой, ход работы обсуждался на групповых занятиях. Во время таких сеансов дети пытались защищать и презентовать свои проекты. Подобные практики, как утверждается, способствуют лучшему пониманию творческих задач и нюансов художественного замысла. И, поверьте, здесь нет никаких ухищрений, ведь за внешней простотой рисунков нередко скрываются по-настоящему глубокие идеи.

Например, каким образом наладить электроснабжение, если дом передвижной и не имеет постоянного географического адреса (а таких в экспозиции много)? Из какого материала нужно строить дом на воде (тоже популярная среди детей идея), чтобы он не утонул, сохранил целостность на долгие годы и при этом оставался комфортным для проживания? Каждый из юных архитекторов находит ответы на такие вопросы самостоятельно. Часто это, как вы можете догадаться, очень нетривиальные решения с непредсказуемым финалом.

В отличие от учеников секции «Системного мышления» учащиеся курса «Развитие» исследовали мир и пытались понять, каким образом построена наша планета с точек зрения географии, биологии и экологии. Результатом их работы стали большие макеты Земли с нанесенными океанами, континентами, странами, а также представителями эндемичных форм фауны. К макетам присоединяются архитектурные фантазии учеников на тему жилья в разных точках света. Дети придумывали жилые постройки, ориентируясь на климат и даже экономику отдельных стран.

Ходячие замки и роботы-крокодилы

Возраст участников выставки — от 5 до 10 лет. Интересно, что его часто можно угадать по самой работе. Например, авторов в возрасте 5-7 лет обычно ничего, кроме, так сказать, чистого искусства, не интересует. Главное, чтобы в доме могли поместиться основные члены семьи, те, кто всегда рядом: мама, папа и при наличии братья и сестры. Взрослея, дети уточняют границы «семьи». Сейчас мамы с папой недостаточно, не обойтись и без бабушки с дедушкой и даже без любимых домашних питомцев. Разумеется, для всех обитателей идеального дома предусмотрены личные комнаты (даже для животных).

Кроме того, с повышением возраста у «архитекторов» появляются и новые требования. Скажем, в «бамбуковом доме» десятилетней Доминики Шашок рядом с личной «спальней» главного зодчего расположилась и кровать для ее подруги: «Здесь спальня — и я. Здесь спит моя подруга». В свою очередь проект «Дома для людей и животных» девятилетней Эммы Шахлович содержит огромную гардеробную и рассчитан на постоянное проживание в нем именно пяти человек и двух животных. Таких вот интересных деталей в экспозиции огромное количество!

Последний тренд «детской архитектуры», судя по представленным на выставке работам, движимы постройки. Здесь можно найти бродячие дома на любой вкус: Ходячие, летучие, плавательные, дома-вездеходы... Одно только — обычных «домов на колесах» здесь нет. Ближе к этому понятию подбирается разве что «Шар, который ездит по дороге» с загадочным названием «Мобуль» (автор проекта — Илья Мамчиц, 7 лет). Кстати, все забавные орфографические неточности тщательно сохранены. Из забавных примеров упоминаются «куфня» или «Кацредом», где стрелочками переставлены местами «е» и «р».

Из других трендов, заметных в экспозиции, можно выделить устремление архитекторов выбрать экзотическое место для строительства. Дома под водой, дома в скалах, дома во льдах заполонили выставочное пространство. Обычно такие проекты решаются в двух направлениях: либо здание вступает в прямое противостояние с окружающей средой, либо, наоборот, существует в гармонии с ним. Например, «Дом медведь»(Миша Хватик, 7 лет), который «находится в лесу в России», построен вокруг ручья и в полной мере использует ресурсы проточной воды. Чем-то даже напоминает известный «эскиз дома смотрителя реки Лу» французского мегаломана, архитектора неоклассицизма Клода-Николя Леду.

Есть в экспозиции и чрезвычайно экстравагантные проекты. Из наиболее впечатляющих вспоминается, например, «Свинка-копилка» семилетней Леи Добарович. Громадная свинья розового цвета с панорамной крышей и бассейном внутри, сделанная из резины и стекла и пузом положена на воду. В легенде проекта, помимо прочего, обозначен треугольник — там, где треугольник, там «пахнет спокойствием». Другой шедевр среди представленных на выставке — «Всех-видимка!!!» восьмилетней Эвелины Киселевой. Все стены в нем прозрачные, кроме ванной: «Я люблю, когда все видно».

Атмосфера в выставочном зале пропитана светлыми, очень теплыми ощущениями. Экспозиция якобы призвана напомнить посетителям о безудержном креативе и той благодатной энергии, которые скрываются в каждом без исключения человеке, начиная с самого детства. Буйство цветов и форм, игнорирование «здравого смысла», фантазия и сказка — то, из чего состоит новая выставка, то, что встречает ее посетителей с порога. И будьте уверены: даже самый заскорузлый мозг отыщет для себя здесь что-то впечатляющее.

Никита ЩЕРБАКОВ

Фото автора и с сайта aschool.by

Печатается в газете «Літаратура і мастацтва»

Выбор редакции

Культура

Владимир Мозго: «Молодечненский фестиваль вдохновил меня на создание новых песен»

Владимир Мозго: «Молодечненский фестиваль вдохновил меня на создание новых песен»

Если проза – неисчерпаемая величественная река, то поэзия — бурлящий неукротимый водопад с неисчислимыми игривыми брызгами-эмоциями.

Политика

Андрейченко: «Все попытки согнуть, задушить нас порождают ответные меры и делают нас только сильнее». Эксклюзив «Звязды»

Андрейченко: «Все попытки согнуть, задушить нас порождают ответные меры и делают нас только сильнее». Эксклюзив «Звязды»

Председатель Палаты представителей нашел время, чтобы дать эксклюзивное интервью.

Общество

Нина Иванова: «Именно общество должно делать шаги навстречу»

Нина Иванова: «Именно общество должно делать шаги навстречу»

Белорусское общество дружбы и культурной связи почти столетие занимается популяризацией духовных и культурных достояний. 

Культура

О чем свидетельствуют исторические граффити в самом древнем сохранившемся храме Беларуси

О чем свидетельствуют исторические граффити в самом древнем сохранившемся храме Беларуси

Надписи типа «здесь был...» на стенах появлялись еще в Средневековье.