Вы здесь

Александр Кадлубай: Успешный педагог — объект для подражания


Учитель — профессия дальнего действия. Писатель живет в произведениях, художник — в картинах, а педагог — в мыслях и поступках своих учеников. Он находится на прямой связи с каждым поколением. У кого еще есть возможность смотреть ежедневно глаза в глаза своего будущего, наполнять жизнь ребенка смыслом, оправдывать его ожидания?

Так может ли быть непрестижной профессия учителя? Кто и что делает ее престижной? Что нужно сделать, чтобы в школу пришли профессионалы? Обо всем этом мы беседуем с заместителем министра образования нашей страны Александром Кадлубаем.


Вдохновить на выбор

— Александр Владимирович, вот уже несколько лет подряд в ведущем профильном вузе страны — Белорусском государственном педагогическом университете – констатируют рост интереса со стороны выпускников к педагогическим специальностям. Растут и проходные баллы. С чем связана эта тенденция? Как считаете, кто прежде всего должен заботиться о том, какие люди придут завтра работать в школу? Педагогические учреждения высшего образования, ведь им нужны студенты? Администрация школ вместе с учителями, чтобы было кому передать свое дело? Или общество, ведь школа без учителя существовать не может?

— Ключевым фактором, существенно изменившим ситуацию с контингентом поступающих на педагогические специальности, стало введение в 2015/2016 учебном году профильных педагогических классов на старшей ступени школы. Но работу по ориентации способных и успешных учащихся на педагогическую профессию, их отбор в профильные педагогические классы нужно начинать как можно раньше. В отличие от других профессий агитация за профессию педагога начинается уже с первого класса и происходит каждый день в течение одиннадцати лет. Когда учителя говорят, что они не могут сформировать педагогический класс, так как к этому направлению нет интереса со стороны учащихся, пусть поищут причины в себе. Видели ли их ученики перед собой уверенного и самодостаточного человека? Между прочим, успешный педагог имеет большее влияние на детей и их родителей, чем любые средства массовой информации. Он становится объектом для подражания. Почему вообще выпускники педагогических вузов возвращаются в школы, где обучались? Полагаю, что из-за атмосферы, которая там царила, через учителей, которые вдохновили их на профессиональный выбор.

В реалиях нашего времени образ учителя в глазах родителей, а значит, и общественности, в большей степени формируется детьми, с которыми он ежедневно общается. Учитель-неудачник, учитель-аутсайдер, который постоянно жалуется на низкую зарплату и тяжелые условия труда, однозначно воспринимается детьми как отрицательная модель жизни, а профессия учителя — как неперспективная.

К сожалению, в каждой профессии есть случайные люди, для которых понятие «профессиональный честь» — пустой звук. Но именно они во многом формируют негативный имидж. В определенный промежуток времени педагогические специальности становились для некоторых абитуриентов «запасным аэродромом». Работа в системе образования их мало интересовала, поэтому многие после отработки ушли, но некоторые все-таки остались. Считаю, что изменения должны произойти в сознании самих учителей, поскольку многие из них, к сожалению, считают, что занимаются непрестижной и малооплачиваемой работой. Поэтому не стоит удивляться, что если такие педагоги предлагают детям выбрать педагогический класс, то энтузиазма с их стороны они не наблюдают.

В общем, если будет хороший учитель, то будет и хороший инженер, и хороший врач. Поэтому заботиться о будущем нашей школы должны все, не только высшие учебные заведения. А учителя просто обязаны думать, кто придет им на смену. Школы должны «болеть» за это душой! И педагоги, и администрация... Открытие профильного педагогического класса — дело ответственное. Причем ответственность несут все члены педагогического коллектива, ведь только учительская сплоченность и идейность могут вдохновить учеников на педагогический путь. В школе должны быть соответствующий микроклимат... Если у вас есть замысел организовать педагогический класс, то начинать необходимо с себя, со своего отношения к этой профессии.

Быть педагогом — высокая миссия и готовность учиться всю жизнь вместе с детьми и у детей. И хорошо, если у старшеклассников еще в школе есть возможность проверить правильность своего выбора. Не констатировать на третьем-четвертом курсе, что ошибся, а убедиться в своих способностях и наклонностях еще во время первых педагогических попыток, совершенных в школе. Педагогика — не работа на конвейере, а ежедневная забота о людях. Поэтому мотивация к профессии, наверное — самое важное. И педагогические классы — наш надежный фундамент в профориентации.

Хорошо и то, что в педуниверситете педагогическая практика сейчас начинается буквально с первого курса, что, несомненно, уменьшит количество случайных людей в школе.

«Будет интересно»

— Александр Владимирович, а как вы попали в педагогику? В вашей семье два педагога — вы и жена. Совпадают ли ваши взгляды по всем вопросам?

— Педагогами были и мои родители. Они нашли друг друга, когда работали в сельской школе, создали семью. По первому образованию отец был учителем физической культуры, а по второму — учителем истории, руководил сельской школой. Кстати, его мама тоже была педагогом. Моя мать преподавала химию и биологию сначала в школе, а затем в профессионально-техническом учебном заведении. Поэтому я вырос, так сказать, в лаборантском у матери, а отец брал меня с собой в лагерь труда и отдыха, на все школьные мероприятия... и я знал учительскую работу абсолютно со всех сторон.

Когда в конце 90-х годов определялся с будущей профессией, мои друзья выбирали тогда вузы силовых ведомств. И я тоже решил поступать в нынешнюю Академию МВД. Однако медкомиссию по состоянию здоровья не прошел, поэтому переориентировался на исторический факультет БГУ. Там и встретил свою будущую жену — мы учились с ней в одной группе. В отличие от многих наших однокурсников, которые прилагали все усилия, чтобы не попасть в систему образования, мы сразу были настроены на работу в школе. Такая перспектива нисколько не пугала, хотя после окончания БГУ были предложения заниматься и наукой. Во время разговора с руководителем районного отдела образования у меня спросили: «В сельскую школу поедете?» Отвечаю: «Поеду». «А работы в гимназии не испугаетесь?» — «Не испугаюсь».

В итоге меня направили и не в сельскую школу, и не в гимназию, а в школу № 8 в Лиде. Считаю, что мне очень повезло: там был отличный коллектив и отличный директор. В школу пришло сразу более десяти молодых специалистов, и никто не остался без внимания. Нас постоянно собирали, интересовались, какие у нас есть проблемы, чем можно помочь. За каждым закрепили опытного педагога. Причем это была отнюдь не формальная опека молодых, так сказать, для птички.

Школа, где я начинал свой профессиональный путь, была очень крупной — где-то на 1,5 тысячи учащихся. А затем меня направили директором в Можейковскую среднюю школу. Там было 220-250 учеников. Убедился, что у сельских школ своя специфика. Это касается даже отношения к учителю. Зато теперь я знаю много нюансов и сельских, и городских школ.

В Лиде довел своих учеников до 9 класса, а потом на мое место пришла жена, вышедшая из декрета. Поэтому у нас с ней есть общие ученики, которые сейчас поздравляют нас вдвоем с праздниками. В нашей семье трое детей — две дочери в выпускном классе, а младшая еще в садике. Поэтому мы являемся не только частью системы образования, но и ее потребителями. Кстати, наши дети играли в садике в «педсовет», ведь дома постоянно слышали, как их родители обсуждают профессиональные моменты.

Неважно, кто ты: простой учитель или руководитель — мнения по определенным вопросам могут не совпадать. Это абсолютно нормально. Но в нашей семье не было такого, чтобы мы не могли договориться. Я всегда аргументирую свою позицию, жена — свою, и мы приходим к консенсусу. Этого же принципа придерживаюсь и в профессиональной деятельности.

Хочу заверить, что ни одно важное решение не принимается на уровне Министерства образования без обсуждения с педагогической общественностью. Мы обязательно привлекаем к нему наших учителей-методистов, членов клуба «Хрустальный журавль», выходим в школы, интересуемся, что работает, а что не работает...

Кстати, когда мне — молодому еще педагогу — предложили классное руководство, я мог отказаться, поэтому поинтересовался у своей мамочки ее мнением. Она подумала и сказала: «Бери, будет интересно»... Сколько раз потом я вспоминал ее слова, имея в классе почти 30 учеников (смеется). Классное руководство — большая ответственность, работа фактически в круглосуточном режиме, но вместе с тем чрезвычайно важен профессиональный опыт! Роль классного руководителя в воспитательном процессе трудно переоценить, поэтому в конце года было принято решение об уплате надбавок за классное руководство ежемесячно. Надбавку за свою непростую работу классные руководители начали получать уже с января 2022 года...

Молодость — преимущество или недостаток?

— Педагогическая деятельность — потенциально творческая профессия. Но раскроет ли молодой наставник свой потенциал, зависит не только от него. Школа не всегда готова принять молодого педагога поколения «nехt». Для старших коллег и администрации молодой учитель — часто такой же странный и непонятный человек, как, скажем, современный старшеклассник. Молодой специалист совершает много профессиональных ошибок, он менее опытный во многих вопросах. Однако вместо слов поддержки часто в его адрес звучит оскорбительное: «И почему вас только в университете учили?» или «Вы даже ЭТОГО не знаете?»...

— Наша действительность очень динамична, и школа не должна отставать от жизни. Если в педагогическом коллективе появляются представители совершенно нового поколения, когда новая парадигма прокладывает себе дорогу в системе образования, то и администрация школы, коллеги должны быть также «next», то есть готовы к происходящим изменениям. Молодость – особое время. Если вы — молоды, то не будете ходить пешком, потому что можете бегать. Молодость далека от совершенства, но она страстно стремится к ней. Наверное, нельзя в университете подготовить ко всему — учитель просто должен быть готов к постоянному саморазвитию и совершенствованию. Настоящими учителями становятся только в процессе педагогической деятельности.

Мир приобретает новое качество, даже близкое будущее сегодня трудно предсказать. Поэтому администрации школы нужно идти в ногу со временем и даже наполовину шагу опережать его, чтобы при изменении целей, технологий, ресурсов и т.д. не упустить главное — учителя, создающего это будущее. Необходимо найти определенный баланс между классикой и «next», иначе не сможем продвинуться. И молодым, и опытным учителям есть чему поучиться друг у друга. Некоторые учителя уходят из школы после распределения не только вследствие невысоких зарплат, а потому, что не почувствовали в коллективе поддержки. В них не поверили. Поэтому от администрации очень много зависит...

Не медийная профессия?

— В педагогике сегодня женское лицо. Как можно задержать мужчин в наших школах?

— Среди мужчин, увы, распространен стереотип о том, что воспитание детей — исключительно женское занятие, а задача мужчин — обеспечивать семью. В Европе и Северной Америке наблюдается подобная тенденция: доля женщин-педагогов в школах растет. Полагаю, что только материальным поощрением проблему не решить. Успешные мужчины-педагоги говорят, что в школе можно зарабатывать, если есть такое желание. И не все измеряется деньгами: хороший специалист знает себе цену и всегда вызывает уважение как у своих учеников, так и у их родителей.

А давайте вспомним, когда вышел последний значимый фильм, который наиболее ярко отражает роль учителя-мужчины в обществе? На память приходит только лента «Доживем до понедельника», созданная еще в 70-е годы ХХ века. Да, есть отличные фильмы про учителей, включая современных, но они про женщин-учителей. Считаю, что нам нужны хорошие, позитивные фильмы о современной школе, пьесы и публикации, рассказывающие о мужчинах, посвятивших свою жизнь благородной цели воспитания и обучения подрастающего поколения. Чтобы педагог стал популярным в обществе, он должен стать медийной личностью. А медийные у нас сегодня другие профессии... В общем, уважение к учителю — это элемент морали современного общества и его системы ценностей.

— Новая школа требует нового учителя, который станет двигателем перемен. Каким должен быть современный учитель?

— Точно не обычным урокодателем. Это интересный, харизматичный, образованный человек, полный творческой энергии, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и рассудительных людей. Современный педагог — это «цифровой» учитель, прогрессивный пользователь информационно-коммуникационных технологий, способный опережать социальную ситуацию развития современных «цифровых» детей.

Он обладает технологиями медиации, производительной коммуникации, знаком с коммуникативными кодами поколения Z (современных подростков), поколения Y (их родителей) и поколения Х (дедушек и бабушек). Еще одна новая компетенция, которую диктует время, — готовность работать в условиях инклюзии. Совместное обучение детей с различными образовательными возможностями, включая особенности психофизического развития, — международная тенденция. Не менее важная компетенция — умение работать с семьей. В вопросах воспитания и социализации детей семья в последнее время, к сожалению, отошла на второй план, поэтому основная забота легла на школу. Сегодня любой педагог, не только классный руководитель, но и учителя-предметники, должны уметь работать с родителями, знать особенности современных семей (неполных, неустроенных).

Педагогам сегодня требуется знание психологии, умение организовывать работу в команде. Поскольку мы сами не знаем, что нас ждет через 10-15 лет, значит, и наших воспитанников нужно учить жить в условиях неопределенности, непредсказуемости, проблемности, учить их легкой адаптации, мобильности, гибкости в различных ситуациях...

Не посторонние наблюдатели

— Не секрет, что определенная часть родителей довольно низко оценивают деятельность педагогов и школы и не всегда им доверяют. Но школа не может быть эффективной без партнерства с родителями, если те не являются частью общей команды и не разделяют ответственность с педагогами...

— На мой взгляд, одна из причин недоверия – низкая информированность родителей о делах школы. Что мы часто наблюдаем: родители звонят на горячую линию в вышестоящие инстанции, в министерство, хотя эти вопросы и проблемы можно решить на уровне учебного заведения. У родителей должно присутствовать желание получать информацию, анализировать ее и общаться с педагогами. И не стоит обижаться, если те недоступны в любой удобный для родителей ученика момент. Свой визит в школу можно предварительно согласовать. В конце концов, есть школьные субботы и родительские собрания. Нужно научиться выстраивать коммуникацию на уровне классного руководителя. Хотя мне кажется, что такая форма, как родительские собрания, постепенно отходит на второй план, по крайней мере в крупных городах. Родительские чаты сегодня гораздо оперативнее и эффективнее. И педагогам обязательно нужно там присутствовать, чтобы корректировать поведение родителей, допускающих оскорбления в адрес школы. Воспитывать сегодня нужно, к сожалению, не только учеников — нужно воспитать новое поколение родителей... В общем, учителям говорят много хорошего в праздничные дни, а дома позволяют пренебрежительно говорить о них при детях.

Нужно понять, что родители, бабушки и дедушки — не посторонние наблюдатели, а люди, которые вместе с профессиональными педагогами участвуют в воспитании и обучении. И они имеют право знать, что происходит в системе образования, как изменяются учебники, учебные программы, какие инновации осваиваются, какие психолого-педагогические открытия вводятся в практику, а что уже отжило свой век. Поэтому мы должны все важные вопросы выносить на общественное обсуждение, чтобы сделать родителей нашими союзниками, причем союзниками ответственными.

Хочу добавить, что, как правило, опыт школ ограничивается взаимодействием с успешными семьями и родителями, которые с интересом приходят в школу, понимая, что это полезно в первую очередь для их детей. Поэтому нужно стараться привлечь в школу всех родителей, включая неактивных и равнодушных. Большинство из них считают, что они умеют воспитывать своих детей, а если и есть ошибки и неудачи, то виноват не они. Нужно изменить эту ситуацию и искать не виновных, а новые пути взаимодействия школы и семьи, чтобы родители стали более компетентными, а дети — более воспитанными. В конце концов не зря же будущим педагогам преподается в вузе психология...

Анализировать и делать выводы

— Ключевые компетенции в XXI веке — критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация. Но чтобы развить эти компетенции у своих учеников, учитель сам должен ими обладать. Тем более в школах привыкли проверять то, что проверяется на ЦТ, во время мониторинга или министерской контрольной работы...

— Одна из задач, стоящая перед системой образования, — переход на компетентностное содержание общего среднего образования. Знания без компетенций ничего не стоят, это как чемодан без ручки. Если я знаю, как нажимать на педали, это еще не значит, что я умею хорошо ездить. Современные образовательные тренды задают ориентиры в профессиональной подготовке будущих специалистов для системы образования. В связи с этим коллективом ученых БГПУ был разработан проект профессионально-квалификационного стандарта педагога. В нем нашла отражение новая компетентностная модель, которая ориентирует на формирование у педагога широкого спектра новых, востребованных компетенций: для работы в цифровой образовательной среде, для работы в условиях инклюзивного образования, для устойчивой профессиональной самореализации, для жизни в поликультурном мире, компетенции в области устойчивого развития и других.

Сегодня особенно актуальна подготовка педагога к формированию у школьников функциональной образованности. Если информации очень много, то можно в ней утонуть, а усвоить ее сложно даже самой гениальной голове. Да и зачем? Важно уметь правильно с ней работать, выбирать нужное для себя, анализировать, делать выводы, формировать свое мнение. Критическое мышление — вот что на самом деле важно.

В этом году Беларусь во второй раз будет участвовать в международном исследовании PІSA, где проверяются не столько академические достижения 15-летних подростков, сколько их способность использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач, способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, умение сопоставлять факты, анализировать, быстро принимать решения. Тесты РІЅА содержат три основных блока: задания на читательскую (понимание текстов), математическую и естественнонаучную образованность. У них много текстов, графиков, таблиц, рисунков, диаграмм, которые нужно внимательно изучить, прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на многочисленные вопросы, идущие группами, с привязкой к конкретному тексту.

Цель РІЅА – определить общие риски и направления для дальнейшего развития системы образования. Измерения используются для того, чтобы усовершенствовать школу, повысить конкурентоспособность ее воспитанников. Результаты исследования показали: чтобы создавать на уроках условия для формирования у школьников читательской, естественнонаучной и математической компетентности, требуется прежде всего готовность самого педагога. И сейчас научные коллективы БГПУ в рамках отраслевой научно-технической программы работают в этом направлении: создают научно-методическое обеспечение, которое позволит подготовить будущих педагогов к работе с учащимися на основе компетентностного подхода. Уже подготовлен ряд пособий с заданиями на основе компетентностного подхода, в профессиональной прессе печатаются статьи с советами, как педагогу самостоятельно составить такие задания. Мы сильно продвинулись в этом направлении.

Каждый раз акценты в исследовании содержатся. В РІЅА-2022 упор будет сделан на изучении математической образованности учащихся. Также участникам будут предложены задания на определение уровня финансовой образованности и оценку креативного мышления. Интересно будет потом познакомиться поближе с такими заданиями.

Лицей или профильный класс?

— Во время PІSA-2018 учащиеся некоторых белорусских гимназий и лицеев показали уровень знаний, который не уступал лидерам мирового рейтинга. Но дальнейшая судьба общеобразовательных лицеев не совсем понятна. В конце года появилась информация, что некоторые лицеи не будут осуществлять новый набор. Правила поступления в лицеи также изменились...

— Напомню, что история создания общеобразовательных лицеев начинается с 90-х годов XX века. Например, Лицей БГУ был создан в 1989 году. Лицейское образование существует только на старшей ступени школы. И она была востребована, ведь лицеи делали ставку именно на профильное обучение. Но сегодня профильные классы могут открываться в любом учреждении образования, где есть для этого условия и педагогические кадры. И возник закономерный вопрос: А чем же тогда лицеи отличаются от старшей степени школы? Был проведен анализ их деятельности. Мы узнали, что в некоторые учреждения зачисляли учащихся, получивших совсем низкие баллы на вступительных экзаменах. Есть лицеи, куда могут попасть только городские дети, потому что там нет своего общежития. Более того, лицеи арендуют помещение у школ. И некоторые учителя работают параллельно и в лицее, и в школе.

Поэтому мы предложили местным органам власти упорядочить работу лицеев. Одно из условий — дать возможность обучаться у них детям из любого уголка страны. Приехал, сдал успешно экзамены, прошел конкурсный отбор, тебя обеспечили местом в общежитии — пожалуйста, учись. Плюс мы установили единые для всех лицеев сроки приема. Теперь заявления в 10-е классы будут подаваться только в течение четырех дней – с 12 по 15 июня. Это также касается и Лицея БГУ, куда раньше школьники могли подавать заявки с апреля по май. Вступительные испытания пройдут с 16 июня по 1 июля.

Все вступительные экзамены в лицеях будут проводить только письменно. Разрабатывать задания для будущих лицеистов, ответы и критерии оценивания будет республиканский институт контроля знаний, который каждый год готовит централизованное и репетиционное тестирование для абитуриентов, а также задания для областного и республиканского туров школьных олимпиад. Задания для будущих лицеистов будут храниться в зашифрованном виде на электронном носителе и передаваться в день сдачи предметов экзаменатору. Ранее этим занимались территориальные органы управления образованием, а также отделы образования облисполкомов и Мингорисполкома, только для Лицея БГУ задания разрабатывал БГУ.

Есть и другие изменения. Все они размещены на сайте Министерства образования.

Хочу заверить, что о ликвидации общеобразовательных лицеев речи не идет. Они сохранились и в Кодексе об образовании. Более того, об открытии своего лицея в следующем учебном году объявил Витебский государственный университет имени П. Машерова. Примечательно, что лицей будет общим средним учреждением образования, которое входит в структуру университета. Обучение организуют там по трем профилям: физико-математическим, химико-биологическим и гуманитарным. А преподавать у лицеистов будут лучшие профессора, доценты и преподаватели вузов, имеющие большой опыт работы с талантливой и одаренной молодежью. Лицеисты получат доступ в компьютерные классы, научно-исследовательские и специализированные учебные лаборатории, центры иностранных языков, крупнейшую научную библиотеку. В университете надеются воспитать молодежь, преданную своей альма-матер, и привлечь в свой лицей детей со всего Витебского региона.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анатолия КЛЕЩУКА, Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.