Вскоре в Пекине зажжется огонь XXІV зимних Олимпийских игр. В программе — 15 видов спорта. Большинство наград будет разыграно в конькобежном спорте. Здесь своих обладателей ждет 14 комплектов медалей. Бороться за них будут и белорусские конькобежцы. В олимпийскую команду вошли Игнат Головатюк, Марина Зуева, Екатерина Слоева, Анна Нифонтова, Евгения Воробьева. В последнее время они активно покоряют мировые катки. Чего ждать от Олимпиады и что нужно знать о конькобежном спорте, чтобы было интереснее его смотреть, «Звязде» рассказал Алексей Хатылев, член технического комитета Международного союза конькобежцев (ІSU).
— Алексей Александрович, объясните, пожалуйста, по какому принципу конькобежцы отбирались на Олимпийские игры?
— Есть правила Международного олимпийского комитета, прописанные еще в 2019 году. Ранее на Олимпиаде выступало 180 конькобежцев, сейчас их 166. Такое сокращение затронуло не только Конькобежный спорт. МОК впервые применил правило равенства. Теперь в каждом виде спорта из общего числа спортсменов должно быть 50 процентов мужчин и 50 процентов женщин. Они же определили дедлайны по датам отбора. И на основе этих опорных пунктов, мы разработали свод отборочных правил. Решили, что в олимпийский сезон пройдут четыре этапа Кубка мира: два — в Европе и два — в Северной Америке. По их итогам спортсмены и отбирались на Олимпийские игры. Часть — по баллам, часть — по времени, указанному на каждой дистанции. Такой отбор дает право квоты на страну. Может такое быть, что один спортсмен завоевал квоту, но прошел внутренний отбор, и на Олимпиаду едет другой спортсмен. Мы такое право отдаем национальным федерациям и Национальным олимпийским комитетам.
— В январе белорусские конькобежки Анна Нифонтова, Марина Зуева и Екатерина Слоева заняли второе место в командном спринте на чемпионате Европы в Херенвене. Хотя это и не олимпийская дисциплина, но результат неплохой, тем более накануне Олимпиады...
Я бы не стал хлопать в ладоши и радоваться серебряной медали, когда в соревнованиях участвовало всего четыре команды. Любая медаль — хорошо, приятно. Но вдвойне приятнее, если медаль завоевана в сложной борьбе. Девушки молодцы, но у каждой медали есть свой оттенок. Тем более это не олимпийская дисциплина.
— В общем, какую оценку можете дать чемпионату Европы как генеральной репетиции перед Олимпийскими играми?
— Чемпионат проходил в уже привычных условиях пандемии. Но это был первый турнир после выявления нового штамма коронавируса «омикрон», которого очень боятся в Европе. Каждый день мы получаем информацию, что заболел кто-то из официальных лиц, судей, организаторов. Похожая ситуация и со спортсменами. Был инцидент с российской командой. Несколько спортсменов сдали положительный тест на коронавирус, а изолировали всю команду. Таковы реалии нашего времени.
Если говорить об уровне спортсменов, то сильными были голландцы. Как всегда, они показали высокие результаты. В Нидерландах в канун Нового года прошел отбор в олимпийскую команду. Для них это один из самых важных турниров. В Нидерландах настолько много спортсменов, что пришлось организовать отбор. Для них большая проблема – решить, кого заявить на ту или иную дистанцию. Конькобежный спорт в Нидерландах — один из самых любимых видов, там на коньках умеет кататься 99 процентов населения.
— А что можете сказать о выступлении белорусской команды?
— Не знаю, какие перед ними стояли задачи и что они хотели показать. Все хотят победить, но ведь нужно реально смотреть на вещи. Впервые шесть белорусских конькобежцев находятся в десятке чемпионата Европы. Впервые у команды серебряная медаль. Спортсмены показали свой уровень среднего результата. Я бы даже сказал, что это уровень элиты связующего конькобежного спорта. Если брать за элиту топ-20 спортсменов со всего мира, белорусы в это число входят. Игнату Головатюку не хватило буквально одной десятой секунды, и у него была бы медаль на дистанции 500 метров. Результаты не самые быстрые и не самые лучшие, но, может, это и хорошо за месяц до Олимпиады. Пусть белорусская команда будет успешнее на Олимпийских играх, чем на чемпионате Европы. Здесь трудно делать прогнозы. Мы не знаем, какой будет лед в Пекине, так как там не было традиционного чемпионата мира, который проходит за год до Игр. Они провели тестовые соревнования с участием не самого сильного состава китайской команды, команды Кореи – также не в самом сильном составе — и студенческой сборной Нидерландов. Ориентироваться на секунды, которые они там показали, нет смысла. Тем более это было в октябре, когда еще никто не выходил на быстрые секунды. Поэтому трудно давать оценку скоростным характеристикам китайского льда.
— Часто возникают разговоры о том, что белорусские конькобежцы могут претендовать на олимпийские медали. Насколько это реальные шансы?
— Я сам когда-то был спортсменом и сам выступал на Олимпийских играх. И этот вопрос волнует всех перед такими крупными соревнованиями. Я выступал на Олимпиаде 2002 года. И всем хорошо известен случай, когда австралиец Стивен Брэдбери стал олимпийским чемпионом по шорт-треку только потому, что все его соперники падали. Ссылаясь на этот случай, можно сказать, что шанс стать олимпийским чемпионом есть всегда. Главное – доехать туда здоровым, в хорошем настроении и наслаждаться тем, что ты соревнуешься с сильнейшими соперниками со всей планеты. Если нашим спортсменам удастся использовать эту позитивную энергию, чтобы показать себя, свою страну в лучшем мире, у них все получится.
— Алексей Александрович, конькобежный спорт кажется очень непредсказуемым видом спорта. Вряд ли можно прогнозировать, кто приедет к финишу первым. Это так?
— Не соглашусь. Конькобежный спорт, наоборот, предсказуем. Во-первых, есть правила, согласно которым олимпийские соревнования могут проводиться только на закрытых катках. Это правило работает с 1994 года с Олимпиады в Лиллехаммере и связано с тем, что ІSU не хочет, чтобы фактор погоды влиял на выступления спортсменов. Также Международный союз конькобежцев назначает на крупные соревнования своего специалиста, ответственного за подготовку льда. Это нейтральный человек, который следит за тем, чтобы лед был подготовлен одинаково для всех. Во-вторых, в конькобежном спорте есть секунды, которые можно легко сравнить с секундами, что спортсмены показывают на различных соревнованиях, на разных катках. Если спортсмен способен на дистанции 500 метров выехать с 34 секунд, то он будет фаворитом на этой дистанции на любом турнире. Если он никогда в жизни не бегал быстрее 36 секунд, то у него гораздо меньше шансов стать чемпионом. Ну разве когда все соперники попадают. Зато букмекерским конторам проще делать ставки на конькобежцев.
— Но от этого может потеряться интерес зрителей, сегодня люди приходят на стадионы, чтобы увидеть борьбу...
— Здесь есть один нюанс. Конькобежный спорт — самый скоростной вид спорта с перемещением человека из одного пункта в другой без использования механических средств. Средство передвижения конькобежцев — миллиметр толщиной. Лезвие конька — 1 миллиметр. Любая незначительная, самая маленькая ошибка может повлиять на распределение мест. Можно провести аналогию с фристайлом, где мы и фаворитов знаем, но любое неправильное движение может лишить медали. Такой же фактор и в конькобежном спорте. Возьмем, например, нашего легендарного Игоря Железовского, шестикратного чемпиона мира, ведущего конькобежца своего времени, который никогда не был олимпийским чемпионом. Канадец Джереми Уотерспун более 50 раз выигрывал этапы Кубка мира, четырехкратный чемпион мира, никогда не становился олимпийским чемпионом, хотя попыток было очень много. Вот за это любят смотреть конькобежный спорт. Тем более что Олимпийские игры — особые соревнования со своей атмосферой. Свежий пример — голланадская спортсменка Эсми Висер, о которой до 2018 года никто не знал и не слышал. А в Пхенчхане она стала олимпийской чемпионкой на дистанции 5 тысяч метров. После этого она получила статус одного из лидеров мирового конькобежного спорта. А в этом году даже не отобралась на этапы Кубка мира и в олимпийскую команду.
— В Пекине соревнования пройдут на равнине. Насколько это комфортные условия для конькобежцев?
— «Минск-Арена» — это равнина, голландский «Тиалф» — тоже равнина. Большинство катков мира находятся на равнине. Все спортсмены будут в одинаковых условиях, лед для всех одинаков. От Пекина не стоит ждать быстрых секунд. Большинство рекордов мира по конькобежному спорту установлено на высокогорных стадионах во время этапов Кубка мира и чемпионатов мира. В условиях высокогорья лед быстрее и спортсмены показывают высшие секунды. Исключение только длинные дистанции. На равнинном катке организм лучше снабжается кислородом и длинные дистанции легче бежать. Высокогорный лед считается быстрым, равнинный — медленным.
— Часто конькобежцы говорят, что лед мягкий, словно масло. Алексей Александрович, объясните, пожалуйста, что это значит?
— Лед может быть мягким или твердым. Это показатель температурного фактора на катке, что зависит от температуры плиты, на которой лежит лед, и от его толщины. Здесь трудно сказать, что лучше, так как на скоростные качества льда влияют не только его мягкость или твердость, но и климат на катке, система вентиляции, атмосферное давление. Много факторов. Есть спортсмены, которые любят более твердый лед, словно зеркало. Случается, что на старте аж куски льда отлетают. Некоторым спортсменам больше нравится мягкий, тягучий лед. Здесь вопрос к сервисменам команд, которые готовят коньки. С большими командами на турнире ездят, как правило, не только тренеры, массажисты, врачи, а сервисмены. Они проверяют физические характеристики льда и под его особенности. Под антропометрические данные спортсменов подбирают коньки, лезвие. Это творчество.
В наших правилах записано, что лезвие конька нельзя нагревать и использовать различные устройства, которые будут его нагревать. Это запрещено правилами. Причина – законы физики. Когда встречаются холодный лед и горячее лезвие — улучшается скольжение. Даже есть такой термин «технический допинг». Поэтому перед масс-стартами и командными гонками обязательно проводится проверка оборудования.
— Как выбирают, какая дисциплина будет олимпийской, а какая — нет?
— Трудный вопрос. В первую очередь смотрят на страну, принимающую Олимпийские игры. У каждой страны есть свои традиции. Например, Норвегия и скандинавские страны — сторонники длинных дистанций, у них много победителей на длинных дистанциях. В Америке, сколько бы мы ни пропагандировали длинные дистанции, их никому не интересно смотреть: там любят короткие. Нужно учитывать и телевизионный охват. Мы хотим, чтобы конькобежный спорт смотрели. Поэтому нужно учитывать интересы и требования аудитории.
— По вашему мнению, в секундах, которые показывают конькобежцы, есть предел?
— Думаю, ответ узнаем со временем. Время покажет, есть в конькобежном спорте предел или нет. Я читал исследования, которые утверждают, что предел есть в беговых дисциплинах легкой атлетики. Со своими физиологическими данными люди просто не могут бежать быстрее. Согласно некоторым исследованиям, граница в конькобежном спорте еще не наступила. Человек может бегать на коньках быстрее, чем сейчас.
— Насколько я знаю, конькобежный спорт интересен для многих ученых...
— Именно так. У нас в Беларуси проводятся интересные исследования. Сегодня в правилах прописан определенный стандарт конькобежных дорожек, радиусы поворотов, их длина, длина прямой, указано, где должны быть старт и финиш. Белорусский математик Геннадий Кособука, ветеран конькобежного спорта, разработал математическую модель с асимметричными радиусами поворотов. На его взгляд, это будет помогать спортсмену бежать быстрее. В конькобежном спорте есть центробежная сила и радиус поворота от 25 до 26 метров. На «Минск-Арене» радиус 26 метров. А согласно модели Геннадия Кособука, радиус будет меняться от траектории пробега дистанции. Он считает, что за счет этого спортсмены покажут лучшие секунды. В прошлом году мы проводили такой эксперимент. Отзывы были неоднозначны. Насколько это эффективная модель, мы узнаем, когда проведем соревнования. Но они будут проходить не по правилам Международного союза конькобежцев.
— Алесей Александрович, что проще: самому участвовать в соревнованиях или организовывать их на таком высоком уровне?
— Волнение присутствует везде. Если ты спортсмен, волнуешься за себя, за тренера, за команду. Если организатор, специалист — волнуешься, что принятые тобой решения влияют на других людей, приводят их к определенному результату. Это необычно, но интересно.
Валерия СТЕЦКО
Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.
Теплая погода, установившаяся в стране, поспособствовала массовому выезду людей на природу...
Собеседования для инженеров и электронная очередь для всех.
«Нас всех здесь собрала любовь к книге».