Вы здесь

Александр Ситник: Каскадер должен быть актером


Мир киноиндустрии полон талантливых людей. Однако лица представителей именно этой профессии часто остаются за кадром, хотя в большинстве случаев именно они являются главными героями съемочного процесса. Речь идет о каскадерах. Подробнее о том, что это за профессия, как в нее прийти и с какими трудностями приходится сталкиваться во время съемок, нам рассказал каскадер и руководитель команды Александр Ситник.


— Как вы пришли в эту сферу?

— Меня всегда тянуло к спорту, и уже с детства я хотел себе «мужскую» профессию. В свое время занимался тхэквондо и даже получил звание кандидата в мастера спорта по этому виду боевого искусства. Позже отслужил в армии в разведке, и это укрепило мое стремление к «отважной» профессии. Поэтому после армии устроился в Министерство по чрезвычайным ситуациям спасателем. Однако работа там оказалась не совсем такой, как себе представлял. К счастью, у нас достаточно мало сложных ситуаций, за полгода на вызовы выезжал только три раза, даже спас людей на пожаре. Но душа просила большего экстрима. Как раз в тот момент узнал, что известный каскадер Сергей Васильевич Каторженко набирает к себе в команду каскадеров, и решил попробовать туда попасть. Меня взяли, и через пару тренировок я понял, что нашел то занятие, которое приносит удовольствие, уволился с работы и полностью посвятил себя этому делу.

— Сложно ли было в первое время?

— На самом деле нет. Мне очень помогло мое спортивное прошлое, как и работа в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. К тому же тренер — настоящий профессионал своего дела. Он признан Российской ассоциацией каскадеров и даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса за прыжок с высоты семьдесят два метра. Я быстро влился в каскадерское дело и теперь не представляю своей жизни без этого.

— Как отнеслись к такой необычной профессии ваши родные?

— Сначала воспринимали с удивлением и подозрительно, не все верили, что у меня что-то получится. Аргументировали тем, что у нас все же не Голливуд. Многие отговаривали. Но я никого не слушал и смог добиться в новой сфере определенных высот.

— Как стали постановщиком трюков?

— Это был 2017 год, если не ошибаюсь. Со своим руководителем должен был ехать в Крым, но не получилось, и я остался в Беларуси. На тот момент уже понял, что каскадерство бросать не хочу, поэтому решил создать свою команду. Набрал ребят, и целый год мы просто тренировались. Много времени понадобилось на то, чтобы объяснить, что каскадер — это не про боевые искусства, здесь скорее сценическая и театральная деятельности. И что если от вас требуется показать драку, то не нужно это делать в полную силу до причинения своему партнеру травм. Когда я понял, что ребята получили нужную базу, начали принимать участие в рекламах. А сейчас наши каскадеры востребованы и снимаются в различных фильмах, включая и зарубежных.

— Вам больше нравится быть постановщиком трюков или самому их выполнять?

— Мне, конечно, нравится придумывать новые трюки и ставить уже существующие, но, поскольку позволяет еще возраст, то выполняю их часто сам. Это дело люблю и буду его делать, пока есть силы.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать каскадером?

— Каскадер — это универсальный специалист, он должен быть развит в разных областях. И я сейчас говорю не только о физической подготовке. Мастер спорта международного класса, например, по боксу, совсем необязательно будет хорошим каскадером. Может прийти парень, который вообще спортом не занимался, но он развивается, занимается, и у него есть склонности и талант к каскадерству. Тогда у него больше шансов достичь вершин в этом деле. Самому, конечно, достаточно трудно понять, есть ли у тебя задатки к такому занятию, лучше обратиться за профессиональным мнением. Если говорить, на какие качества конкретно я обращаю внимание при наборе ребят в команду, то в первую очередь человек должен быть бойцом. Чтобы даже если ты упал, ты поднялся и все равно пришел на площадку. Кроме этого, каскадер должен быть актером. А еще — раскрепощенный, однако мы все разные, и для того, чтобы чувствовать себя раскованно, каждому требуется разное время. Конечно, имеются ограничения и по возрасту: каскадер должен быть не моложе 18 лет. Но, опять же, у нас есть парень, которому пятнадцать, он пока просто тренируется, не принимая участие в съемках. Если насчет «финального» возраста в этой профессии, то считаю, что его нет. Буквально недавно работали на проекте «праведник», там был постановщик трюков, ему 67 лет. Конечно, сам он трюки не делает, а только ставит. Если говорить о возрасте «исполнителей», то цифры — снова не главное, это нужно чувствовать по себе.

— А если говорить о гендерном вопросе?

— У нас в команде есть девушки, которые ничем не уступают сильной половине. Они также тренируются, участвуют в съемках и делают различные трюки.

— Как проходят тренировки?

— В принципе как и в любом виде спорта: сначала это разминка, потом растяжка, затем изучение основных приемов. Это может быть как боевая хореография, так и акробатика или борьба в паре. Все зависит от задачи. Мы в основном тренируемся к каким-либо проектам. Например, знаем, что скоро у нас съемки в боевике, тогда делаем больший упор на «прокачку» драк. Хочется достичь голливудского уровня. Бывает такое, что какие-то превизы мы сами снимаем на камеру, приходим к режиссеру и предлагаем новое видение старых трюков.

— Приходилось выполнять опасные трюки?

— Есть такое мнение, что каскадер — тот, кто побежал и головой в стенку ударился. На самом деле каскадер должен делать так, чтобы люди думали, что ему больно, не повреждая себя. Но, несмотря на это, риск в нашей профессии присутствует всегда. Самыми опасными считаются автотрюки. В своей практике как один из самых опасных я отметил бы трюк с опрокидыванием машины, который снимали для фильма компании Netflіx. Ну и еще трюк на одной из первых съемок «Привет от Катюши», где я прыгал с подкидной доски в реку. В этой сцене на площадке находилось много взрывных устройств, пневмопушек с газом. Я стоял на доске и должен был нажать на датчик, чтобы прыгнуть в реку. Когда это сделал, меня вытолкнуло из подкидной доски, я полетел в реку, а за мной образовался огненный шар. Кроме этого, опасными трюками считаются выполненные на высоте, с огнем и трюки с животными.

— Неужели на таких снимках обходится без травм?

— Решая стать каскадером, всегда понимаешь, что в этой профессии есть определенные риски для здоровья и жизни. Поэтому на каждых съемках, где запланированы опасные трюки, дежурит бригада скорой помощи. Конечно, не обходится без травм, часто это мелкие царапины и синяки, иногда бывает хуже. У меня была значительная травма после съемок одного фильма. Мы снимали трюк с распиленным наполовину джипом. Надо было из него выскочить, опять же, на подкидной доске. По сюжету должно было быть так: машина разлетается, позади меня взрыв, я вылетаю из нее. Но в процессе съемок возникли проблемы с пиротехникой, взрыв произошел чуть раньше, чем нужно. И получилось так, что я «взорвался» раньше времени, к счастью, успел сообразить и сгруппировался. А вообще, знаете, никакие травмы не напугают и не заставят настоящего каскадера бросить это дело. Ведь пока есть желание и горит огонь в глазах, страх всегда на втором месте.

Ангелина НОВИКОВА

Фото даны героем

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.