Вы здесь

Первый взрослый выбор. Как определиться с профессией?


Подростковый возраст — период самоидентификации, когда вопрос «Кто я?» становится для человека центральным. Старшеклассникам искать себя и сферу, где смогут наиболее полно самореализоваться. Но далеко не каждый выпускник школы может твердо сказать, где хочет обучаться и какой видит свое будущее.


Довольно часто профессию и учебное заведение выбирают, исходя из престижности, за компанию с друзьями или под влиянием родителей. Но, если задуматься, здесь нет ничего удивительного: в 17-18 лет, имея за спиной только школьный опыт, очень сложно решиться на серьезный выбор. Подросток слабо представляет, чем занимается логист или SEO-специалист и чем отличается инженер-конструктор от инженера-испытателя.

Научиться понимать себя

Есть мнение, что, если выпускник не определился с призванием, ему нужно дать время, чтобы разобраться в себе. Например, в Европе и США широко распространена практика Gap Year — год после школы выпускник находится в поиске будущей карьеры, проходит обучение на специализированных коротких курсах и стажируется, углубляется в профессиональную среду, чтобы сделать осознанный выбор. Там не считается позорным не поступить учиться сразу после школы. Более того, в некоторых странах высшее образование не значится обязательным для достижения социального успеха, и только 10 процентов поступают в университеты. Зато там не встретишь кассира в «Макдональдсе» с дипломом юриста.

Российские и международные исследования свидетельствуют, что на образовательные амбиции школьников влияет не столько их успеваемость, сколько социально-экономический статус семьи, который сказывается на восприятии личной «планки» и горизонта перспектив. Самая распространенная ошибка — не задать себе вопрос «Зачем?» перед тем, как инвестировать огромное количество своего времени, а зачастую и денег, чтобы получить заветную «отсрочку от взрослой жизни» еще на четыре года.

Самая правильная стратегия для родителей — не давить на ребенка, не заставлять принять свою точку зрения, а дать возможность сделать лично выбор самостоятельно. Самая же правильная стратегия для подростка — пробовать как можно больше нового, разного и научиться понимать себя и свои желания.

У профориентологов есть термин «щелевая профориентация» — так они характеризуют ситуацию, когда родители не видят разнообразия профессиональных возможностей и подталкивают ребенка только в одном направлении, вроде «я был стоматологом — и ты им будешь». А у школьников горизонт планирования вообще самый недалекий: для них какая-то там работа через четыре — пять лет после окончания университета — это что-то очень и очень далекое и абстрактное, почти предпенсионный возраст.

«Целовать, так королеву...»

— Я всегда прошу прийти на консультацию вместе с родителями, потому что выбор профессии — это передача «руля» управления своей жизнью в системе взаимоотношений «родители — ребенок». И говорю им: «С этого момента вы становитесь для своего ребенка навигатором, его фан-клубом, группой поддержки. Но выбор профессии — это именно тот случай, когда самое время отойти в сторону и дать возможность определиться, — говорит профориентационный психолог Анна Исаенко. — А я во время консультации беру на себя роль «инструктора по вождению», рассказываю обо всех возможностях и вариантах и помогаю принять правильное решение... Подростки как рассуждают? Целовать — так королеву, зарабатывать — так миллион! Если работать — то только президентом, если не страны — то крупной компании. Если равняться, то на Илона Маска. И я всегда прошу педагогов: не разговаривайте с детьми с позиций здравого смысла! Не надо заземлять их фразами типа: «Куда ты нацелился? Там тебя никто не ждет!» Подросток просто должен верить в то, что он станет президентом, генералом, успешным бизнесменом или высокооплачиваемым специалистом...

Традиционной при выборе профессии является формула на пересечении сфер «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». С востребованностью профессий разобраться довольно легко: открыли любой сайт по поиску работы и просмотрели вакансии и условия оплаты.

С тем, что «ХОЧУ», уже немного сложнее. Это один из самых частых запросов: «Не знаю, чего хочу». При этом старшеклассники, как правило, неплохо ориентируются в том, чего точно не хотят. И это уже хорошо. Есть от чего оттолкнуться и сформировать социальные ожидания от будущей профессии. Но главная работа на консультации идет с тем, что молодой человек может. И это даже не столько отметки в его школьном дневнике и победы на олимпиадах или конференциях (хотя и это тоже важно)... А то, к чему душа лежит, на что человек «залипает», куда его манит часто помимо собственной воли и вопреки родительским запретам. Моя задача — выявить потенциальную одаренность. Где человек проявляет сверхактивность, куда он инвестирует свое время при первом же удобном случае? Ведь там его эмоциональный ресурс, его энергетика. Я намеренно не употребляю словосочетание «тратит время». Он именно «инвестирует», сам того не зная, развивает, «прокачивает» свою потенциальную одаренность...?

Высшее образование — роскошь?

Есть два взгляда на перспективные профессии — из условного «сейчас» и из «будущего». В первом случае перспективная профессия выступает синонимом востребованной на рынке труда сейчас. Но что будет востребовано в будущем? Скажем, через 10-15 лет? Такие прогнозы постоянно меняются. По оценке Всемирного экономического форума, спрос будет расти на аналитиков данных, специалистов по машинному обучению, ІТ-разработчиков, специалистов по кибербезопасности, профессионалов по развитию бизнеса.

Общемировая тенденция на рынках труда и образования такова, что человек не выбирает профессию и образование раз и навсегда. Это только первый его выбор, поэтому сделать его становится немного проще. Но всегда нужно иметь в виду, что фундаментальное образование (медицинское или инженерное) трудно или почти невозможно получить второе. Они слишком энергозатратны для получения. Поэтому, если вы выбираете между несколькими специальностями, лучше начать с фундаментальной.

Есть мнение, что высшее образование — это роскошь, ведь оно не требуется нам для выживания. С развитием технических возможностей не все подростки видят смысл учиться в вузе четыре-пять лет: заработать деньги онлайн они смогут и без этого. Многие продвигают свои блоги, аккаунты в Іnstagram и других соцсетях и зарабатывают немалые деньги на рекламе.

Но нужно понимать, что настоящее высшее образование подразумевает особый склад ума: это способность человека работать с большими объемами информации, структурировать ее, что очень ценно, умение самостоятельно эффективно учиться, это круг взаимоотношений и деловые связи, которые остаются с вами на всю жизнь.

Возможно, в каком-то недалеком будущем мы будем воспринимать университет исключительно как степень для личностного развития и формирования концептуального взгляда на мир, а не как место для получения профессии, особенно с учетом того, что за жизнь нам придется сменить пять—восемь профессий. Образование становится все больше похожим на «конструктор» из знаний, которые человек может пересобрать самостоятельно. В ближайшем будущем люди начнут просвещать себя сами, реально осознавая, какие именно знания им нужны, а образование станет непрерывным процессом.

Мягкие навыки

Пока мы все думаем, что есть ІТ-компании и все остальные, мир вокруг нас меняется. И сегодня нужно учиться сочетать технические навыки вроде математики и компьютерных наук, понятийное и системное мышление, анализ, синтез, алгоритмизацию, логику плюс добавить к ним социальные и личностные навыки, эмоциональный интеллект, способность к коммуникации, интуицию, мастерство вести переговоры и обмениваться мыслями.

А вообще ТОП-навыков, на самом деле важных для работодателей на сегодня, выглядит следующим образом: на первом месте стоит умение решать проблемы, способность работать в команде, эффективная коммуникация, лидерство, рабочая этика, аналитические способности и инициативность, внимание к деталям, гибкость и адаптивность. Во внимание берутся и такие качества, как креативность, общительность, организаторские способности... Так называемые мягкие навыки (soft skіlls) начинают весить намного больше, чем технические.

Замечено, что хорошими специалистами становятся часто отличники-перфекционисты: они постоянно самосовершенствуются, поэтому и достигают высоких результатов. Но для того, чтобы работать руководящим менеджером, совсем необязательно иметь хорошие академические способности — более важно, чтобы человек был коммуникабельным. Также может потребоваться способность манипулировать другими людьми. А для открытия своего дела нужно быть инициативным и смелым. В частности, инициативность, предпринимательская жилка и способность зарабатывать деньги вовсе не коррелируют с академической одаренностью.

В общем, есть разные виды одаренности: академическая, художественная, практическая, духовная, коммуникативная, эмоциональная, межличностная... Поэтому нужно к себе прислушаться, разобраться в личных качествах, изучить свои склонности, способности, учитывать особенности памяти, внимания, мышления, темперамента. К тому же одаренность обеспечивает возможности, а вовсе не гарантию более высоких достижений. Сможешь ли ты ими правильно распорядиться, зависит только от тебя... Вот что категорически не нужно делать — это передавать руль управления своей жизнью другим: родителям, друзьям, учителям. А желающих его взять всегда найдется достаточно...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Экономика

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

В столице активно скупают квартиры. Надолго ли это?

После значительного весеннего «хапуна», на майские праздники рынок слегка остыл.

Политика

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Егор Макаревич: Молодежный парламент — возможность реализовать свой потенциал

Возглавляет его выпускник Академии управления при Президенте, начинающий юрист Егору Макаревичу.