Поток грузового транспорта через нашу страну в прошлом году увеличился более чем на 5 %, несмотря на ограничения в связи с пандемией, закрытием пунктов пропуска по этой и другим причинам и некоторым санкционным мерам. Руководство Государственного таможенного комитета подвело итоги работы, рассказало о применении навигационных пломб, а также объяснило, с чем связаны очереди фур на границах.
Несмотря на ситуацию с ковидными ограничениями и закрытие некоторых пунктов пропуска по другим причинам, в прошлом году сохранялась тенденция к увеличению транспортного грузопотока через нашу страну. В 2021 году через таможенную границу прошло более 2,4 миллиона грузовых автомобилей — на 5,6% больше, чем в 2020-м. объем перевезенных ими товаров также вырос — на 7,7% и составил почти 32 миллиона тонн. В республиканский бюджет от таможенной деятельности в 2021 году поступило более 10,5 миллиарда рублей, что почти на 20 % больше, чем в 2020-м.
В связи с очередями грузовых машин на польском и литовском направлениях в прошлом году активно развивали площадки ожидания перед точками пропусков. Система электронной очереди создана в семи из них — две на белорусско-польской границе (Брузги и Брест), две на белорусско-латвийской (Григоровщина и Урбаны), Три на белорусско-литовской (Котловка, Каменный Лог, Бенякони).
Ситуацию с очередями прокомментировал председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
— У нас по всем направлениям — польским, украинским, литовским, латвийским — есть соглашения со сопредельной страной о количестве оформляемых транспортных средств, а это значит принимаются к себе, по каждому пункту пропуска. На въезд всегда оформление более сложное, контроль больше, так что очередь зависит от того, как быстро смежная сторона принимает автомобили. Последние 2-3 года у нас регулярно очереди на литовском направлении, потому что те нормы, которые установлены в наших соглашениях, коллеги не всегда выполняют. Это системная проблема. Если бы нормы соблюдались, думаю, таких очередей точно не было бы, — отметил Владимир Орловский.
Кроме того, с прошлого года литовская сторона начала реконструкцию самого большого пункта пропуска на границе с Беларусью — «Мядининкай». После начала реконструкции пропускная способность сократилась в два раза – с 500 до 250 автомобилей в сутки.
Что касается польского направления, ситуация на границе связана с закрытием поляками пункта пропуска «Кузница Белостоцкая» (с белорусской стороны — «Брузги»). До этого в связи с ковидными ограничениями было закрыто еще два пункта пропуска — Домачево и Песчатка. Все это серьезно повлияло на очереди на границе.
— Закрытие Брузгов в ноябре прошлого года стало неожиданным, перевозчики были не готовы, тем более что это произошло в конце года, когда наибольший грузопоток, импортеры и экспортеры стараются закрыть свои контракты. Так что ситуация была очень напряженная. В начале года немного легче, но все равно очереди есть, — сказал председатель таможенного комитета. — Мы на въезд свою норму выполняем, стараемся делать и больше. Кроме того, проведен ряд переговоров на своем уровне — как с руководством таможенных служб Польши и Литвы, так и по линии МИД. Мы предлагали открыть хотя бы один из трех закрытых пунктов пропуска на польском направлении и снизить нагрузку. К сожалению, наши коллеги нас не слышат, прикрываясь или ковидом, или мигрантами, или еще какими — то вопросами, — констатировал Владимир Орловский.
С белорусской стороны на белорусско-украинской границе в июле 2021 года введен в эксплуатацию реконструированный пункт пропуска «Верхний Теребежов». В результате общая пропускная возможность пунктов пропуска на данном направлении увеличилась на 930 автомобилей в сутки и составляет почти 32 тысячи машин. В этом году планируется построить новый пункт пропуска «Александровка» в Мозырском регионе вместо реконструкции старого.
Изначально немало вопросов, включая организационный, вызвал механизм применения навигационных пломб на транспортных средствах. Как отметил Владимир Орловский, сегодня он полностью отлажен. Время всех операций — от обращения к оператору и оплаты до навешивания пломбы и ее активации – занимает 15-20 минут. Есть единичные случаи, когда случаются очереди, и процесс может затянуться до двух часов, но это случается крайне редко.
Надо сказать, что соглашение о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок было утверждено в конце 2021 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Беларусь начала их применять еще в 2020-м, не дожидаясь принятия этого решения в рамках ЕАЭС.
— Раньше мы их применяли только относительно перевозчиков, по которым есть информация, что они нарушают таможенное законодательство. В 2021 году мы расширили сферу применения. Сейчас используем навигационные пломбы на литовском и польском направлениях, так как там совершается больше всего правонарушений в таможенной сфере. Этот механизм дает возможность сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство или во внутренний пункт таможенного оформления, или до выезда с территории Беларуси, — пояснил Владимир Орловский.
С начала применения механизма навесили уже 235 тысяч навигационных пломб. Одновременно контролируется около четырех тысяч транспортных средств с такими пломбами, в сутки ими оснащается около двух тысяч автомобилей. Стоимость для перевозчика составляет 10 базовых величин за одну услугу. При формировании цены за основу брались изготовление программного продукта, его сопровождение, покупка и эксплуатация пломб, зарядка, навешивание, снятие, доставка в пункты пропуска, круглосуточный мониторинг, выезд на нарушения.
Елена КРАВЕЦ
Превью: pixabay.com
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.