Вы здесь

Грузопоток через Беларусь растет


Поток грузового транспорта через нашу страну в прошлом году увеличился более чем на 5 %, несмотря на ограничения в связи с пандемией, закрытием пунктов пропуска по этой и другим причинам и некоторым санкционным мерам. Руководство Государственного таможенного комитета подвело итоги работы, рассказало о применении навигационных пломб, а также объяснило, с чем связаны очереди фур на границах.


Грузопоток растет, очереди остаются

Несмотря на ситуацию с ковидными ограничениями и закрытие некоторых пунктов пропуска по другим причинам, в прошлом году сохранялась тенденция к увеличению транспортного грузопотока через нашу страну. В 2021 году через таможенную границу прошло более 2,4 миллиона грузовых автомобилей — на 5,6% больше, чем в 2020-м. объем перевезенных ими товаров также вырос — на 7,7% и составил почти 32 миллиона тонн. В республиканский бюджет от таможенной деятельности в 2021 году поступило более 10,5 миллиарда рублей, что почти на 20 % больше, чем в 2020-м.

В связи с очередями грузовых машин на польском и литовском направлениях в прошлом году активно развивали площадки ожидания перед точками пропусков. Система электронной очереди создана в семи из них — две на белорусско-польской границе (Брузги и Брест), две на белорусско-латвийской (Григоровщина и Урбаны), Три на белорусско-литовской (Котловка, Каменный Лог, Бенякони).

Ситуацию с очередями прокомментировал председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.

— У нас по всем направлениям — польским, украинским, литовским, латвийским — есть соглашения со сопредельной страной о количестве оформляемых транспортных средств, а это значит принимаются к себе, по каждому пункту пропуска. На въезд всегда оформление более сложное, контроль больше, так что очередь зависит от того, как быстро смежная сторона принимает автомобили. Последние 2-3 года у нас регулярно очереди на литовском направлении, потому что те нормы, которые установлены в наших соглашениях, коллеги не всегда выполняют. Это системная проблема. Если бы нормы соблюдались, думаю, таких очередей точно не было бы, — отметил Владимир Орловский.

Кроме того, с прошлого года литовская сторона начала реконструкцию самого большого пункта пропуска на границе с Беларусью — «Мядининкай». После начала реконструкции пропускная способность сократилась в два раза – с 500 до 250 автомобилей в сутки.

Что касается польского направления, ситуация на границе связана с закрытием поляками пункта пропуска «Кузница Белостоцкая» (с белорусской стороны — «Брузги»). До этого в связи с ковидными ограничениями было закрыто еще два пункта пропуска — Домачево и Песчатка. Все это серьезно повлияло на очереди на границе.

— Закрытие Брузгов в ноябре прошлого года стало неожиданным, перевозчики были не готовы, тем более что это произошло в конце года, когда наибольший грузопоток, импортеры и экспортеры стараются закрыть свои контракты. Так что ситуация была очень напряженная. В начале года немного легче, но все равно очереди есть, — сказал председатель таможенного комитета. — Мы на въезд свою норму выполняем, стараемся делать и больше. Кроме того, проведен ряд переговоров на своем уровне — как с руководством таможенных служб Польши и Литвы, так и по линии МИД. Мы предлагали открыть хотя бы один из трех закрытых пунктов пропуска на польском направлении и снизить нагрузку. К сожалению, наши коллеги нас не слышат, прикрываясь или ковидом, или мигрантами, или еще какими — то вопросами, — констатировал Владимир Орловский.

С белорусской стороны на белорусско-украинской границе в июле 2021 года введен в эксплуатацию реконструированный пункт пропуска «Верхний Теребежов». В результате общая пропускная возможность пунктов пропуска на данном направлении увеличилась на 930 автомобилей в сутки и составляет почти 32 тысячи машин. В этом году планируется построить новый пункт пропуска «Александровка» в Мозырском регионе вместо реконструкции старого.

Механизм применения навигационных пломб отлажен

Изначально немало вопросов, включая организационный, вызвал механизм применения навигационных пломб на транспортных средствах. Как отметил Владимир Орловский, сегодня он полностью отлажен. Время всех операций — от обращения к оператору и оплаты до навешивания пломбы и ее активации – занимает 15-20 минут. Есть единичные случаи, когда случаются очереди, и процесс может затянуться до двух часов, но это случается крайне редко.

Надо сказать, что соглашение о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок было утверждено в конце 2021 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Беларусь начала их применять еще в 2020-м, не дожидаясь принятия этого решения в рамках ЕАЭС.

— Раньше мы их применяли только относительно перевозчиков, по которым есть информация, что они нарушают таможенное законодательство. В 2021 году мы расширили сферу применения. Сейчас используем навигационные пломбы на литовском и польском направлениях, так как там совершается больше всего правонарушений в таможенной сфере. Этот механизм дает возможность сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство или во внутренний пункт таможенного оформления, или до выезда с территории Беларуси, — пояснил Владимир Орловский.

С начала применения механизма навесили уже 235 тысяч навигационных пломб. Одновременно контролируется около четырех тысяч транспортных средств с такими пломбами, в сутки ими оснащается около двух тысяч автомобилей. Стоимость для перевозчика составляет 10 базовых величин за одну услугу. При формировании цены за основу брались изготовление программного продукта, его сопровождение, покупка и эксплуатация пломб, зарядка, навешивание, снятие, доставка в пункты пропуска, круглосуточный мониторинг, выезд на нарушения.

Елена КРАВЕЦ

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.