Вы здесь

Директор музея в Лиде о закупке коллекций, фонде и научной деятельности


Историко-художественный музей в Лиде, в котором мне недавно удалось побывать, как одно учреждение культуры был организован в начале 2000-х. До этого в городе отдельно работал  Лидский краеведческий музей и художественная галерея «Лидея». Все эти годы местные специалисты вели большую работу по исследованию истории края, накапливали материалы по хронологии Лидчины.


Сегодня музейное собрание включает несколько десятков музейных коллекций и составляет свыше сорока тысяч единиц основного фонда и более пяти тысяч научно-вспомогательного. Здесь я погрузилась в атмосферу «Хрущевки 60-х», увидела одну из самых крупных коллекций самоваров Беларуси и подробнее узнала об одной очень важной функции музея.

Музейный процесс

Под началом Лидского историко-художественного музея находится дом Валентина Тавлая и Лидский замок. Как объяснила директор учреждения Ольга Пилипчук, у каждого объекта своя функция.

– Музей является хранителем исторической экспозиции, через которую происходит отражение исторического процесса развития Лидчины от каменного века до века информационных технологий. С литературной деятельностью края можно познакомиться, посетив мемориальную комнату белорусского поэта Валентина Тавлая, который жил и работал в Лиде. А Лидский замок представляется отдельным уникальным историческим местом, – замечает Ольга Викторовна.

Большой интерес представляет сам музей, размещающийся в центре города. Дело в том, что приставка «историко-художественный» встречается в Беларуси не так часто, а случилось это потому, что в начале 2000-х краеведческий музей Лиды был объединен с галереей «Лидея». Поэтому учреждение работает сразу по двум направлениям – изобразительное искусство и история края.

Сегодня музей состоит из десяти выставочных залов, при этом еще в двух завершаются ремонты. Здесь собрано двадцать пять музейных коллекций и насчитывается свыше сорока тысяч единиц основного фонда и более пяти тысяч храниться в научно-вспомогательном. Экспонаты размещаются на двух этажах, при этом разнообразными предметами заставлены даже холлы.

Руководитель музея, проводя экскурсию, замечает, что в Лиде стараются буквально каждый квадратный метр ввести в музейный процесс. Тем более, количество ценных предметов, которыми стоило бы гордиться, постоянно увеличивается, а это значит, что их нужно показывать.

– Несмотря на то, что музей пытается привлечь туристов, его первоначальной функцией остается исслдеователькая деятельность. У нас в коллективе работают не экскурсоводы, а научные сотрудники, которые, безусловно, могут проводить экскурсии, читать лекции, вести разнообразные мероприятия, быть актерами и музыкантами, однако первостепенной их задачей является изучение нашего края. Поэтому мы должны писать научные работы, работать в фондах и исследовать научные предметы, – замечает руководитель музея.

Ценность предметов

Научно-исследовательская работа является одним из главных направлений работы учреждения. Она признана накапливать, обрабатывать и вводить в научный и культурный оборот разнообразные объекты наследия, будь они материальные или нематериальные. Каждое новое поколение вносит свои нюансы в понимание сущности музея, а, следовательно, и его деятельности, которая определяется особенностями конкретной эпохи. Но в разные периоды истории, несмотря на присущие музеям и эпохе особенности, музеи являются исследовательскими с одной стороны, а с другой – культурно-образовательными центрами.

Музейные предметы в Лидском историко-художественном музее приобретаются тремя способами. Прежде всего, организация готова принимать их в дар, а также брать на временное хранение с последующим выкупом или закупать. К слову, научные сотрудники могут иметь некоторые сомнения насчет ценности тех или иных предметов, поэтому они тщательно исследуются и описываются.

В здании музея в Лиде организованы комнаты открытого хранения, где на полках аккуратными рядами своей новой жизни ожидают разнообразные предметы прошлой эпохи. На шкафах стоит с десяток аккордеонов разных марок, за стеклом аккуратно расставлены фарфоровые фигурки, в ящиках хранятся десятки пластинок – все эти вещи могут когда-нибудь стать частью экспозиции. На мое удивленное замечание, что музей принимает такие простые бытовые вещи, директор замечает, что «не знаешь, когда предмет выстрелит» и улыбается.

Как, например, случилось с организацией постоянной выставки «Хрущевка 60-х», куратором которой является Татьяна Никифорова. Здесь автор проекта попыталась показать настоящий быт советской эпохи. Подспорьем стали подшивки газеты «Вперед», которая выпускалась на Лидчине. Здесь по крупицам была собрана вся жизнь – посетитель попадает в прихожую, где стоит трельяж, а на нем оригинальная «Москва» и «Шипр» 60-х годов. Обеденный стол, а за углом – кровать, шкаф с одеждой. В буфете хранятся стаканы и сервиз, а также масса других оригинальных предметов быта. Все они с того времени, сохранившееся у местных жителей. Сама по себе выставка интерактивная – все можно трогать руками.

После этого мы столкнемся с сундуками, выставленными в коридоре. Целые и потрепанные, старые, разных размеров, они стоят прямо на проходах между залами и тоже ждут своего часа. Но еще больше интереса и даже восхищения вызывает выставка огромной коллекции самоваров.

– Музей активно работает с коллекционерами. Сейчас на открытом экспонировании и хранении с последующим выкупом находится сборка керамики и самоваров лидчанина Андрея Фишбайна. Возраст этих начищенных до блеска коллекционных красавцев колеблется от 60 до 150 лет. Стоит она не мало, поэтому закупка происходит постепенно, – обращает внимание Ольга Викторовна. – В прошлом году музей выкупил часть керамики, в этом запланирован выкуп ее остатков.

Есть в этой уникальной и вероятно одной из самых больших коллекций Беларуси самовар для путешествий, рассчитанный на одну чашечку. Есть здесь также кастрюли, чугуны, глиняные и медные «гляки», керамика из разных регионов страны – настоящие произведения искусства, по которым можно изучать историю края.

Город мастеров

Не менее впечатляющей является коллекция художественных работ Лидского музея. В основном это произведения местных художников, которые знамениты далеко за границами не только Лиды, но и республики. Также каждый год происходит закупка новых художественных работ по четырем направлениям: работы березовского стеклозавода «Неман», живопись, графика и скульптура.

Ольга Пилипчук замечает, что Лида богата на творческих людей, ведь здесь на сто тысяч населения насчитывается более сорока профессиональных мастеров, у которых есть высшее художественное образование и не менее двадцати самодеятельных. И этот процент постоянно увеличивается, в том числе благодаря кафедре изобразительных искусств на базе Лидской детской художественной школы искусств.

Среди наиболее известных имен слышится прозвище художника Владимира Мурахвера. В этом году отмечается его 90-летие. В стенах музея в честь этого организовали выставку «Художник и его мастерская», где представлены краски, кисти, инструменты, картины, блокнот, где художник делал зарисовки и наброски моделей из стекла и мини-портреты людей. Автором проекта также является Татьяна Никифорова, которая заявляет его как современную композицию-концепт.

Оформлена выставка как стеклянный шкаф или витрина, в которой хранятся музейные предметы. При его устройстве использовались художественные пленки с нанесенными на них графическими набросками художника и даже цитаты, которыми он любил апеллировать при жизни. Шкаф оборудован раздвижной системой. Его можно открыть, чтобы на момент стать ближе к личным предметам творца.

Стараются сотрудники историко-художественного музея в Лиде также сохранить традиционную культуру края. Дело в том, что город является промышленным и в этом направлении начал активно развиваться в 20-е годы прошлого века. В то время, поясняет руководитель музея, были утеряны многие традиции, связанные с рукоделием, и если технологию ткачества удалось восстановить, то семантика оказалась утерянной.

– Далеко не каждая женщина способна расшифровать узоры ручника, который она соткала, – замечает Ольга Викторовна.

За этнографическое направление в исследовательской деятельности музея отвечает научный сотрудник Елена Климович. Она является автором выставочного пространства «Этнографическая гостиная», где часто проходят встречи с людьми, демонстрирующими свои навыки ткачества и знающие секреты тех или иных узоров.

Место диалога 

Стоит отметить, что пространство музея в Лиде далеко не замкнуто само на себе. По словам Ольги Викторовны, они постоянно организовывают разнообразные проекты совместно с другими учреждениями. Если раньше музей представлялся замкнутым и статичным пространством, то сегодня это место не только для экспонирования, но и диалога.

– Каждый для себя может в музее открыть что-то свое, даже маленькие дети, старшеклассники, студенты или взрослые. Когда у нас открывается выставочный проект, то под него создаются разнообразные мастер-классы и другие мероприятия по всем направлениям, художественные, литературные или исторические, – делиться Ольга Пилипчук.

Хотя время в небольшом городе безусловно течет несколько медленнее. Руководитель музея замечает, что не сразу удалось найти оптимальный срок для выставки – дело в том, что Лида – город, который очень медленно раскачивается. Сперва новость о выставке проходит по СМИ и только на третьей неделе граждане начинают раздумывать, стоит ли им сходить посмотреть экспозицию. Активнее начинают идти только на четвертой, поэтому сотрудники музея стараются проводить выставки месяц или больше.

Однако, о чем приходится думать заранее, так это о долгожданном для города событии – 700-летии, которое наступит в следующем году. Уже сейчас сотрудники Лидского историко-художественного музея разрабатывают пилотные проекты, которые должны будут удивить публику и камерностью, и интерактивностью. 

Алиса СКИБА

Фото автора

Выбор редакции

Семья и демография

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Какие принципы закладывает в воспитание своих детей лауреат республиканского конкурса «Женщина года»?

Экономика

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

В рамках деловой программы выставки пройдет около 20 тематических семинаров и конференций.