Пустые дома могут стоять десятилетиями без присмотра. Законодательство защищает интересы собственников, но те далеко не всегда обращают внимание на свое деревенское имущество. В конце сентября прошлого года в силу вступил Указ Главы государства № 116, который значительно упрощает процедуру распоряжения такими постройками как со стороны самих владельцев, так и со стороны местной власти.
Во время недавней командировки в Зельвенский район пришлось стать свидетелем сноса одного нежилого дома в местечке Князево. Работа по его разборке велась с участием техники. Неподалеку был раскален костер, куда сносились всякие ветхие остатки. Именно этот огонь и привлек внимание еще издалека. Сам дом казался довольно большим и был уже наполовину разобран. Председатель местного сельсовета Александр Дереченик пояснил, что хозяева отказались от дома, точнее, их потомки. Здесь долгое время никто не живет, дом почти развалился.
— Снос ведется совместно с местным хозяйством. Предприятию нужны дрова для отопления ферм, мехдворов, а нам — благоустройство. Дом будет снесен, а участок рекультивируем, и он пойдет в севооборот. Поле как раз примыкает к этому дому, — отметил председатель сельсовета.
Оказалось, что на территории только этого сельского совета более 200 домов, которые люди передали местной власти. Что с ними делать дальше, будут определяться в каждом конкретном случае. Что-то пойдет под снос, а что-то еще может послужить.
Это настоящие фантомы. Из года в год они зарастают кустарником и потихоньку разваливаются. Их хозяев давно нет на этом свете, а потомки забыли к ним дорогу. Заброшенные постройки — словно призраки, рядом с которыми чувствуешь себя неуютно.
Как отметил председатель Зельвенского райсовета Вадим Панасик, местные власти ищут возможность как можно быстрее избавиться от таких построек. Дело это довольно затратное, требует бюджетных средств. Поэтому к ней подключаются сельскохозяйственные предприятия.
— Привлекаем и местное население, — добавляет председатель райсовета. — Люди приходят, разбирают, например, на дрова. Помогают и кустарник уничтожить.
В районе несколько тысяч необитаемых домов. Значительная часть из них используется в теплый сезон как дачи. Но немало и заброшенных. За последние три года снесено около 340 таких зданий.
— В деревнях происходит процесс естественной убыли населения, также некоторые уезжают — кто в Зельву, Гродно, а кто и в столицу. Дамы становятся невостребованными. Как правило, в деревнях, которые находятся на отшибе, но их тоже нужно приводить в порядок. Если старые дома не продать и не отремонтировать, их нужно сносить, — уверен председатель райсовета.
Руководство района ищет возможность проводить такую работу до начала полевых работ, чтобы передать земли сельхозпредприятиям. Аграрии занимаются облагораживанием участков — сначала здесь сеют однолетние травы, а на второй год – присоединяют к полноценному севообороту.
Нормативная база по пустующим домам постоянно совершенствуется. Председатель райсовета упоминает несколько соответствующих документов: Указы Президента № 70 от 2006 года, № 357 от 2018 года, и прошлогодний — № 116. последний значительно упрощает работу по отчуждению жилых домов в сельской местности.
— Во-первых, можно куплю-продажу делать без документов, только удостоверить в сельском совете сделку, — поясняет Вадим Панасик. — Например, человек имеет дом от своих родителей. Раньше, чтобы его продать, нужно было оформлять собственность на землю, иметь свидетельство государственной регистрации о праве владения, технический паспорт на капитальные строения. На сегодняшний день стороны оформляют между собой сделку и приходят в сельский совет. Председатель выезжает на место, чтобы проверить эту сделку, и если все соответствует заявленному продавцом, заверяет документ.
Сейчас не надо идти в суд, и чтобы признать дом бесхозным. Это может сделать сельский совет, который владелец уполномочивает распоряжаться его домом. По словам собеседника, Указом № 116 сельским советом делегированы многие полномочия, в частности, поиск владельцев домов. Ранее такая работа велась райисполкомом. Сельсоветы будут делать ее быстрее, считает Вадим Панасик.
Не все дома, которые переданы на баланс сельских Советов, идут под снос. Например, судьба 35 домов в Доброселецком сельском Совете и 16 — в Каролинском пока не определена. Некоторые будут выставляться на продажу. И, надо сказать, спрос на такое имущество есть. Особенно если такие дома находятся в привлекательных местах — например, в районе водохранилища. Многие покупают здесь старые дома ради участков, на которых потом строят новые. Около восьми населенных пунктов имеет неплохие перспективы.
В скором времени потенциальные покупатели получат возможность выбрать себе имущество не сходя с места. Согласно 116 указу, каждый сельский совет должен за этот год сформировать реестр пустующих домов. Эти данные войдут в общую базу Единого государственного информационного ресурса с открытым доступом.
— Человек в любой точке страны открывает реестр, видит список домов и может приобрести любой из них. Если претендентов два или более, будет проводиться аукцион, — анонсирует председатель райисполкома.
Воспользоваться такой базой можно будет с 2023 года. Это не значит, что местные власти до сих пор не будут принимать решения по тем или иным объектам. Некоторые дамы получат вторую жизнь в новом качестве. В Зельвенском районе («Звязда» недавно писала об этом) в них открывают музеи крестьянского быта.
Маргарита УШКЕВИЧ
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости