Вы здесь

Олег Ходоско: Лучше себя чувствую, когда произведения появляются


Олег Ходоско — из последних учеников легендарного Анатолия Богатырева. Музыковеды рассказывают: учитель ценил его настолько высоко, что когда известный пропагандист белорусской музыки из Лондона обратился к Богатыреву, чтобы тот прислал несколько своих духовных хоров, направлены были и произведения Олега Ходоско...

А теперь Олег Игоревич уже сам преподает в Белорусской академии музыки. Имеет высокую награду — Государственную премию Беларуси. Он не зря является гостем встреч «Творца музыкальной эпохи ХХ—ХХІ веков», одна из которых прошла в конце года в Минском государственном музыкальном колледже имени Глинки. Ходоско интересен молодым музыкантам, ведь не останавливаясь показывает пример того, как плодотворно можно сочинять музыку, которая будет востребована в концертных залах и театрах не только в Беларуси, но и за ее пределами. А еще — образец невероятной работоспособности, потому что музыка для театров, например, часто создается в нереальные сроки, как это было с балетом «Титаник». Фактически спасая театр, композитор сделал невероятное, и его работа в 2021 году была отмечена Национальной театральной премией Беларуси. Не первая подобная награда мастера, который довольно успешно сотрудничает с театрами. В Государственном музыкальном театре теперь, кроме балета, идут музыкально-драматические спектакли на музыку Ходоско «Купала: жизнь среди молний» и «Шалом алейхем! Мир, вам, люди!». А еще много его произведений ждут внимания. Уже в 2022 году есть надежды на очередные премьеры. Если желание сильное, то оно совершается, уверяет молодежь композитор, который сначала музыкой заниматься вообще не хотел, но...


Распорядилась судьба?

— Самые яркие воспоминания из детства — связанные с театром. Это было еще до того, как я пошел в школу, когда отец написал музыку к драматическому спектаклю «Алматинская баллада». Мой папа композитор Игорь Ходоско, закончил Казахскую государственную консерваторию, много сотрудничал с театрами, и когда мы переехали из Казахстана в Орел, я много бывал за кулисами, наблюдал за постановочным процессом. Особенно интересно было в кукольном театре: там были невероятные игрушки — большие и маленькие. Это пробуждало воображение.

Первую мелодию я придумал в первом классе. В музыкальной школе задали написать что-то о весне, и появилась темка «По полям бегут ручьи» на стихотворение Маршака. Спустя много лет эта тема как реминисценция вошла в шестую симфонию, которая называется «Точка невозврата» — она звучит как символ чистоты и детства, в которое нельзя вернуться...

Честно говоря, я вовсе не собирался быть музыкантом, музыкальную школу так и не закончил. Собирался стать писателем. В классе пятом начал писать рассказы. А когда я был в седьмом классе, отец предложил позаниматься с преподавателем по фортепиано — в Орловском музыкальном училище была очень хорошая преподавательница. За год ей удалось достичь того, что не смогли другие за все предыдущие годы. Через год после занятий я даже поучаствовал в городском конкурсе. А через два года поступил в Орловское музыкальное училище. Но понимал, что пианист из меня не получится, много времени было потеряно. Да и не очень хотелось. Меня всегда привлекал процесс создания. Заниматься композицией более-менее регулярно я начал, когда учился в музыкальном училище и уже готовился к поступлению в консерваторию.

Не жалею, что сделал выбор в пользу музыки. Потому что слово никогда не передаст настроения, нюансы так тонко, как это способна делать музыка. К музыке ближе всего, наверное, поэзия — в ней чувства растворены не только в словах, но и между строками.

В Белорусскую государственную консерваторию я поступил к профессору Анатолию Богатыреву. Это человек-эпоха, друг Шостаковича и Соллертинского. Он всегда много читал, был человеком энциклопедических знаний. Мой папа интересовался историей, и когда мы приехали на прослушивание перед поступлением, я показал Богатыреву свои произведения, а потом они стали разговаривать с отцом о королевских династиях. Я сидел и думал: куда поступаю — на истфак или в консерваторию? Лиц такого уровня уже не осталось, к сожалению.

Мы практически не занимались композицией. Мы никогда не занимались технологией. Богатырев довольно хорошо играл на рояле, хорошо читал с листа, они даже соревновались с Шостаковичем, кто лучше это делает (Шостакович победил). А что касается технологии, у нас было два варианта занятий. Я приходил, показывал написанное, Анатолий Васильевич говорил: «Хорошо, продолжайте дальше». Второй: «Вы можете лучше, подумайте». Это был уникальный человек. И если вы назовете всех значимых композиторов Беларуси, окажется, что они почти все учились у Анатолия Богатырева: Игорь Лученок, Евгений Глебов, Дмитрий Смольский, Сергей Кортес, Андрей Мдивани...

Чьи влияния?

— Когда я написал кантату «Песни Белой Руси», то очень хотел, чтобы она прозвучала со сцены. Тогда в Минском музыкальном училище работала Людмила Ефимова, легендарный педагог и хоровик. Ее как раз пригласили на работу в филармонию. Я прислал ей ноты для государственной академической хоровой капеллы имени ширмы. Капелла на то время была довольно возрастным коллективом, многие из хористов не могли справиться с таким темпом работы, который предложила Ефимова. Ей были нужны артисты хора. А я уже работал в Молодечно и поступил в ассистентуру в Минске. Спросил ее: «Можно ли к вам устроиться на работу хористом?— «А какой голос?» — «Баритон». — «Баритоны мне не нужны, будешь тенором». Так я стал тенором. Отработал в капелле почти 15 лет. Считаю, что композитору необходимо петь в хоре: ты знаешь, чем живет коллектив, через тебя проходит множество произведений разных фактур и стилистик. Мы пели не только акапельно, но и с симфоническим оркестром. Мне посчастливилось работать с легендарными дирижерами — это прекрасная школа.

Хоровики меня считают своим, а я считаю себя частично хоровиком. Поэтому в первой симфонии «Покаянная», появившейся в 1992 году, были использованы хоры. Когда я показал эту симфонию Богатыреву и Людмиле Ефимовой, они не сговариваясь сказали, что произведение нужно обязательно закончить хором. Когда Людмила Борисовна услышала эту симфонию, она сказала: «Олег, Вы, наверное, уже доросли до Литургии«..Тогда я написал литургию Иоанна Златоуста. Ее можно было услышать в исполнении капеллы «Сонорус». Алексей Шут, который был там художественным руководителем и дирижером, попросил, чтобы я написал для них второе произведение. Только была исполнена Литургия, и я обычно стараюсь сделать паузу после предыдущего произведения — хотел бы уйти от хоровой музыки. Но он был настойчив. И тогда появилось «Всенощное бдение», выполненное очень быстро после написания.

Есть композиторы, которые на меня повлияли. Сначала — Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, в частности, в том, что касается новой фольклорной волны и кантаты «Песни Белой Руси» (написанной на народные слова). Одним из композиторов, повлиявшим на мое симфоническое творчество, был Альфред Шнитке — и не столько из-за полистистики, а прежде всего в том, что касается концепции и философии. Я изучал его творчество, много слушал, посвятил его памяти хоровой концерт. Эти влияния, возможно, можно услышать в третьей и четвертой симфониях.

Четвертая симфония называется «Белая Русь» и задумывалась изначально как взгляд на историю развития страны. В ней показаны разные периоды. Например, при отражении ХХ века используются песни — Лученка «Майский вальс» и Ханка «А я лягу-прилягу». Мелодии как символы я использовал, например, в Пятой симфонии «Семь Смертных Грехов». Смертные грехи надо было как-то обозначать, чтобы их узнавали. Как слушателю понять, что я хочу сказать? Как обозначить, например, сребролюбие? Ради этого звучит тема как знак — «Мани, мани, мани»...

Что лучше для музыканта?

— Начиная с восьмой симфонии я разработал свой авторский стиль. Даже не стиль, а композиторскую технику — это одна из разновидностей репетитивной техники. В этом филармоническом сезоне Александр Анисимов с Государственным академическим симфоническим оркестром Беларуси исполнит восьмую симфонию. Это должно случиться ближе к Пасхе. А на сегодняшний день у меня девять симфоний.

Сейчас мне наиболее интересно заниматься именно своими проектами — восьмой и девятой симфониями, которые написаны в новой технологии, по сути это эксперименты. Написано недавно симфония для хора акапелла, называется «Меса», для 16-гласного смешанного хора. Мне самому интересно, как она прозвучит. И если дальше все пойдет удачно, то капелла имени ширмы должна исполнить ее в мае. Здесь я применил приемы, которые использовал в симфониях. Каждый голос имеет свою линию развития: по вертикали ничего не меняется, но по горизонтали постоянно происходят изменения, развитие идет за счет добавления новых голосов, это полифонический текст. Мне кажется, что юристам будет несложно его выполнять, а вот для дирижера — задача очень непростая.

Профессия музыканта очень тяжелая. Если ты усвоил математику, физику, то эти знания будут с тобой все остальное время. А в музыке ты должен заниматься и учиться всю жизнь. Нельзя останавливаться. Если есть дикое желание, то все получится, независимо от того, какие условия. Много сочинений пишется в стол, много того, что невыполнено. Но они пишутся прежде всего потому, что это нужно мне — я себя чувствую лучше, когда они появляются.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.