Вы здесь

Детские манипуляции: такт и тактика


Заявлять о себе, отстаивать свои интересы — очень важно для каждого из нас. Но что происходит, если так ведут себя наши дети? Правильно, мы начинаем их воспитывать, учить жизни — назовите, как пожелаете, но главное останется за кадром. Мы, взрослые, не всегда видим истинную причину слез, истерик и недовольства наших детей и на самом деле часто сами подталкиваем их к такой реакции. А вывод делаем быстро: малыш же просто манипулирует нами! Разобраться с тем, существует ли на самом деле детская манипуляция, откуда возникает и во что может вылиться, пробуем с психологом.


Американский ученый Эверетт Лео Шострам, автор книги «Человек-манипулятор», выделяет целых пять типов детей-манипуляторов. Да, некоторые привлекают к себе внимание слезами, другие — криком и истериками, а кто-то — даже показной слабостью... В целом же специалисты имеют разные мнения относительно того, существует ли детская манипуляция. Самим родителям также бывает непросто увидеть за поведением любимых детей проявление определенной тактики, позволяющей добиться своего.

— Я как психолог всегда говорю родителям о том, что нужно искать причину манипуляции. У ученых разные мнения по поводу существования такого явления как детская манипуляция. Некоторые считают, что дети не способны на это, так как их мозг еще не настолько вызрел и не может продумывать действия вперед и делать подобное осмысленно. Поэтому, скорее всего, наши дети начинают так себя вести, когда видят аналогичную модель в поступках взрослых. Со временем такой сценарий закрепляется. Ведь если вообще рассматривать манипуляцию, то это определенная тактика, стратегия управления действиями или поступками другого человека. И ребенок этого не понимает. А вот то, что задача манипулятора — достичь желаемого, ребенок может убедиться, если он заплакал, и родители тут же обратили внимание, дали любимую игрушку или включили мультик, — рассказывает психолог Вера ПРОХОРЧИК. — Понимая, как работает такая цепочка, ребенок обучается этому. Поэтому детская манипуляция имеет целью воздействовать на родителей таким образом, чтобы вызвать у них нужную реакцию.

Получается, что все начинается с воспитания. И уже во время первой такой попытки ребенка добиться желаемого нам, взрослым, нужно очень внимательно реагировать. Например, сын или дочь заплакали. И сразу, чтобы успокоились, им дали то, чего дети хотели, — конфетку, мультик включили и т.д. Все: считайте, механизм «я делаю так и получаю, что хотел» сработал. Однако все же лучше пойти другим путем. Следует учиться и учить своего ребенка разговаривать, выяснять причины и договариваться. Прежде всего, чтобы прорабатывать истинные причины нежеланного поведения. Конечно, родителям очень сложно не сорваться на эмоции, когда их ребенок плачет, злится, но в такие моменты нужно проявлять стойкость и оставаться спокойными.

— В поведении детей очень важно уметь видеть их потребности. Если в магазине малыш просит пирожное, а мама его игнорирует, а не объясняет, почему покупку не совершат, то будут слезы и истерика. Лучше скажите, что сегодня не планировали покупать десерт, но обязательно сделаете это в следующий раз. Либо проговорите тот момент, что вы видите, как ребенок огорчился, и готовы его утешить. А если же на детей совсем не реагируют или делают это тоже эмоционально, то не стоит ожидать, что сын или дочь успокоятся и прислушаются к вам, — объясняет специалист. — Если говорить о возрастных рамках, где детскую манипуляцию можно уже проследить, то ко мне обращаются с детьми уже 2,5-3 лет. Во время трехлетнего кризиса, который является важным этапом развития маленького человека, происходит его обособление от родителей, начинает проявляться и детский негативизм, несогласие с чем-то. На фоне этого предотвратить манипуляции можно, если предлагать ребенку выбор и иметь в виду, что несогласие с вами — нормальное явление для данного периода. В противном случае, где будет звучать только родительское «нет, потому что я так сказала!», вы лишаете своего ребенка возможности научиться отстаивать собственные интересы и заявлять о себе.

Что почитать по теме?

* Людмила Петрановская «Тайная опора».

* Бонни Харрис «Когда дети управляют нами»

В подростковом возрасте детская манипуляция приобретает уже совсем другие оттенки. Там маме важно уже не просто с уважением относиться к выбору сына или дочери, но и не бояться эмоций. Иногда именно от страха родители позволяют детям то, что было под запретом. Здесь нужно иметь мудрость и терпение, чтобы не потерять родительский авторитет. Подростковый возраст — это тоже кризисное время для формирования личности. И в такое время, как вообще и до этого, за истерикой, агрессивным поведением может скрываться желание ребенка удовлетворить свою потребность в заботе, любви, внимании, поддержке и близости. От баланса в том, сможет ли взрослый рассмотреть такой «посыл» и выслушать подростка, объяснить ему ситуацию, договориться о совместных действиях, и зависит судьба «манипуляционной тактики» в решении любых вопросов.

Любая манипуляция быстро перестает действовать, если ее не поддерживают. Вместе с тем, здесь есть одно важное обстоятельство. То, что родители могут воспринимать и характеризовать как манипуляцию (в силу различных причин, в том числе и своего собственного детского опыта), на самом деле может являться особенностью реакции нервной системы конкретного ребенка либо такой «выход» находит накопившаяся усталость его организма. Простой пример: недавно забирала сына из садика, и уже на выходе он вдруг заявил, что хочет остаться там и не идти домой. Начал плакать и упираться, отказываясь реагировать на мое «пойдем домой». Рядом шла его воспитательница. И первая моя мысль была: «Какое мнение у нее сложится о нашей семье, если ребенок не хочет идти домой?». После начала успокаивать сына и как-то уговорила пойти на автобус. Только через несколько часов во время разговора мне удалось выяснить, что он просто обиделся, так как его забрали из садика последним. Выводы из той ситуации у меня две. Первая, я чуть сама не поддалась эмоциям, потому что думала о мыслях людей рядом, которые наблюдали нашу ситуацию. Во-вторых, я просила сына успокоиться, а не пыталась найти причину его неожиданного поведения. Вместе с тем, впоследствии уже задумалась, какой на самом деле может быть тонкой граница между манипуляцией и желанием быть услышанным взрослыми...

— Там, где нет манипуляции, дети в принципе ничего не требуют. Например, вот ситуация с детским садиком. Если ребенок заявляет, что хочет остаться там, то взрослому важно остановиться, не впадать в чувство вины, разобраться в ситуации. Может, малыш не наигрался, а возможно, это как раз означает, что целый день ребенок был в садике и там вел себя хорошо, выполнял все требования, а теперь демонстрирует родителям свой протест и недовольство, — объясняет Вера Василевна. — Здесь очень многое зависит снова от реакции родителей. Не стоит сразу же бросаться и выполнять требование ребенка, ведь так вы как раз подкрепите манипулятивное поведение. Дайте ему прожить его эмоции и научите с ними справляться. Можно обнять и попробовать поговорить, а может позвать вернуться в садик либо пойти погулять на детскую площадку. Часто черты манипулятивного поведения появляются там, где ребенок не умеет по-другому сказать о своей злости, страхе или каких-то других чувствах.

...Благодатную почву для размышлений, когда мы говорим о детских манипуляциях, дает и то, что если подобный стиль поведения дети перенимают в семье, где все это, и периодически практикуют, то есть вероятность, что и во взрослой жизни они будут в таком же формате строить свои отношения с другими людьми. Когда дети наблюдают манипуляцию как постоянный способ взаимодействия, то начинают воспринимать это как норму. Мама, например, говорит, что ребенок получит конфету, если съест кашу, — вот вам манипуляция в действии. В конце концов, иногда взрослому сделать так проще, чем придумывать интересные рецепты или объяснять важность правильного питания. И так во всем. Но от того, что мы, родители, заложим нашим детям в качестве ориентиров, будет зависеть их взаимодействие с нами и с другими и здесь и сейчас, и в перспективе.

Рекомендации, как предотвратить детские манипулятивное поведение:

1. Реагируйте спокойно. Дождитесь, пока ребенок пойдет на контакт с вами. Но ни в коем случае не кричите и не применяйте физическую силу, ведь положительного результата такая тактика не даст.

2. Старайтесь понять и принимать чувства, которые движут вашим ребенком в данной ситуации. Озвучивайте ему, что он чувствует (ты обиделся, огорчился, злишься), чтобы дать сигнал, что вы его поддерживаете, слышите.

3. В разговоре старайтесь пояснить, что ребенок делает неправильно, но оценивайте только поступок, а не личность.

4. Помните о возрастных особенностях ребенка и сами избегайте манипулятивного стиля по отношению к сыну или дочери.

5. Что бы ни случилось, проживайте эмоции ребенка вместе с ним. Именно ваше взаимодействие с детьми в такие моменты самое главное, а не мнения и реакция тех, кто рядом.

Елена ДРАПКО

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.