Вы здесь

Как в Беларуси создают фольклорно-этнолингвистический атлас


В нашей стране ведется работа по созданию Белорусского фольклорно-этнолингвистического атласа. Это уникальное издание позволит больше узнать о культуре и традициях, мировосприятии нашего народа, увидеть, на каких территориях расширены определенные представления. Кроме того, если новые карты соотносить с ранее созданными археологическими, историческими, языковыми источниками, можно получить новые данные о расселении племен, о контактах между жителями определенных территорий и о том, как могли возникать, распространяться и меняться произведения фольклора, определенные обряды, сюжеты, мифы.


За долгие годы экспедиций в архиве Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси накопилось много фольклорных записей из разных уголков страны. Экспедиции продолжаются и сегодня, и свежие открытия также учитываются при разработке карт. Атлас позволит систематизировать накопленный материал по традиционной духовной культуре и станет своеобразным пособием для исследователей и людей, интересующихся культурным наследием нашего народа.

На днях прошел круглый стол, посвященный работе над упомянутым изданием. Исследователи раскрыли отдельные секреты наших предков, заложенные в атлас. Например, он подскажет, как наши предки отвечали на вопрос «откуда берутся дети». Собрано более 800 записей, которые предлагают различные варианты. Да, белорусы могли сказать, что младенца нашли не только в капусте, но и в картофеле, хлебном поле, в лесу. Малыша мог принести родственник или чужой человек, цыган, ведьма, звери или даже рыба, либо малыш взяли из воды, речки, в колодце. Естественно, нашим предкам ребенок тоже могли приносить аист или ворона. Иногда в деревнях говорили, что птицы раскапывали ребенка... в навозе. На территории Центрального и Западного Полесья могли «похвастаться», что малое выдолбили из пня, колоды. А еще будто детей «покупали».

Млечный Путь в традиционных представлениях чаще всего ассоциировался с дорогой, по которой различные перелетные птицы отправляются в теплые края, либо путем сакральных персонажей (Бога, праведных святых, учеников Христа) или «направлением» к Киеву, Иерусалиму, святому городу. На юге страны сельчане могли сказать, что это «чумацкий» путь (по которому возили соль).

Фантазией предков можно только восхищаться. Так, в Евангелии от Матфея бегством святой семьи в Египет посвящены только две строки. А в устной традиции эта история обросла интересными деталями. Животные и растения, которые оказывали помощь или отказывались делать ее, приобретали определенные свойства. Например, осина дрожит, так как оказалась трусливой и не спасала, а вот елку, когда она украшена, нельзя выбрасывать (можно только сжечь), ведь она скрывала Святую семью. Собственно, поэтому ее ветки теперь наклонены вниз, а раньше будто росли вверх, и она могла скидывать листья, как другие деревья...

Карты поместят много других фольклорных особенностей и могут стать полезными источниками сведений для историков, лингвистов, краеведов, экскурсоводов.

Елена ДЕДЮЛЯ

Превью: pexels.com

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.