Этот вопрос поднимается уже не первый год. Но точной фиксированной даты, от которой можно было бы вести отсчет истории Национального исторического музея, пока нет. Выставочный проект «Судьба Музея — Судьба Страны. Путь длиною в столетие» как раз преследует цель обратить внимание общественности на данную проблему. Тем более, что сейчас на уровне государства нужно решать задачи, связанные с расширением площадей одного из главных хранителей исторической памяти, с размещением экспозиций и подачей материала. Директор Национального исторического музея Александр Храмой выразил надежду, на конференции, которая запланирована на октябрь, будет поставлена точка в вопросе и предложена дата, что нужно утвердить на самом высоком уровне.
Ведущий научный сотрудник отдела фондов, один из кураторов выставки Наталья Мартынова заметила, что более 20 лет ведется работа с архивами и фондами. Определять соответствующую дату можно по двум критериям. Первый связан с основанием старейших коллекций. Здесь можно было бы отталкиваться от 1908 года, когда в Минске был создан церковный историко-археологический музей. Его коллекции впоследствии вошли в состав Государственного музея. Кстати, церковный музей существовал недолго. Началась Первая мировая война, в 1915 году он был эвакуирован в глубинку Российской империи, в Рязань.
Второй критерий для определения дня рождения учреждения – появление структуры, а это уже конец 1918-го — начало 1919 гг. Сохранившийся документ от 20 января 1919 года, представленный на выставке, где упоминается музей как уже существующая структура, — протокол заседания правительства Советской Социалистической Республики Беларусь. Приведенное в нем название «областной музей» подтверждает, что учреждение создано до 1919 года, ведь тогда нашу территорию обозначали как «Западную область».
Учреждение, которое создавалось как главный музей страны, пережило советско-польскую войну, однако сборы были утрачены. Но за короткое время музейщики успели показать, чего стоит их работа. Один из первых директоров музея Лев замков в 1919 году направился в Несвиж, где занимался охраной архитектурного комплекса и сокровищ, которые в нем были.
После Рижского договора, когда Минск был освобожден, музейщики обращаются к правительству с просьбой вернуть из Рязани коллекцию церковного музея. Сохранившиеся в архивах документы подтверждают, что в 1922 году раритеты почти полностью были привезены, велся прием предметов.
С августа 1923-го музей получает новое название – Белорусский государственный Музей (БГМ). Именно так, все три слова с большой буквы. В те времена миссия музейщиков считалась почетной, почетной, сотрудники назывались служащими. Да и сегодня они склонны говорить, что служат в музее.
— Выставка посвящена истории музея. В первую очередь человеческого достоинства, личностям, которые его создавали, — замечает Наталья Мартынова. — У нас в музее люди служат по 20, 40, 50 лет. Как понимаете, это не самая прибыльная профессия. Поклон моим коллегам, что собирают и изучают, благодаря которым страна получает возможность сохранить свою историческую память.
Обычно музейщики скрывают от людских глаз инвентарные номера и шифры, которыми обозначаются предметы. Особенность же нового проекта в том, что такие записи также использованы для создания экспозиции, ведь по ним можно проследить историю предметов.
Выставка сделана на основе архивных данных и исследований хранителей коллекций исторического музея. Рядом с раритетами, которые собирались в довоенные годы (а также в 1950-е, когда музей восстанавливался после Великой Отечественной), представлены архивные документы, публикации.
Изучение коллекции — непростая работа. Иногда на то, чтобы провести атрибуцию одного предмета, уходят годы. Необходимо изучать литературу, мемуары, работать с аналогами в других музеях. Да, самый первый предмет даже не имеет штампа церковного музея, но сохранилась записка, на которой указано, что это подарок музею. Среди наследия церковного музея — не только сакральные вещи: его создатели шире изучали историю Беларуси, начали собирать этнографическую коллекцию, закупали белорусские костюмы. Именно предметы из церковного музея – одни из самых ценных, некоторые из этих раритетов можно увидеть на выставке «Судьба Музея — судьба Страны». В витринах — единственная из икон, о которой точно известно, что она была среди экспонатов, эвакуированных из церковного музея в 1915 году. Представлены на выставке также копии и оригинальные документы из знаменитого Тройчанского сбора. Это архив Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Сохранилась почти тысяча документов, начиная с 1517 года и до начала ХІХ века.
В 1920-е годы, время, когда идет белорусизация, музей имеет профиль научного учреждения, активно формируются коллекции. Хорошая доля артефактов была собрана во время многочисленных экспедиций. В экспозиции сегодня представлены предметы из различных довоенных коллекций, — этнография, живопись, а также вещи из довоенного отдела кустарной промышленности (тогда активно развивалось ремесленничество). Отдельная витрина отдана под коллекцию разных деревянных Ковшиков конца ХІХ — начала ХХ века. Кстати, в ней более 50 единиц. Отдельные витрины знакомят с предметами из археологического отдела.
1920-е-период, подаривший музею выдающихся исследователей, было налажено сотрудничество с Инбелкультом, проводились многочисленные экспедиции, выставки. В музее работали Филиппович, Крюгер, Ластовский, Левданский. В качестве сотрудника музея Янкель Кругель едет в этнографические экспедиции в Слуцк. Во время путешествия делает акварельную зарисовку костела Святого Антония, которую передает в музей. Это одно из первых поступлений в художественную коллекцию заведения. Фактическим же создателем полноценного художественного отдела стал Михаил Филиппович. Работал здесь и художник-реставратор (один из первых, кто воссоздавал Минскую чудотворную икону) Гавриил Виер, сохранились сделанные им портреты уборщицы и завхоза музея. Кстати, в 1930-е годы на базе художественного отдела начинает создаваться художественная галерея.
Выставка рассказывает, как менялся подход к подаче информации в 1930-е годы. Именно тогда учреждение критиковали за то, что в нем подается «контрреволюционная нацдемовская историческая концепция». Многие сотрудники попали под репрессии, среди них директора музея Ластовский и Рак-Михайловский. Изменились задачи по формированию коллекции, тематика экспозиционных залов, интерпретация. Некоторые отделы были уничтожены, предметы — распределены по темам «капитализм», «феодализм».
В годы Великой Отечественной войны коллекции белорусского музея были вывезены в Германию. Половина из них не возвращена до сих пор. Часть коллекций была передана другим музеям, включая художественный.
В 1957 году начинает действовать организационная группа по возрождению учреждения. В поисках экспонатов вновь проводятся многочисленные путешествия по Беларуси и не только, печатаются обращения к гражданам с просьбой передавать вещи. Поступает наследие из расформированного в Вильнюсе музея имени Ивана Луцкевича.
Совет министров принимает решение о возведении нового здания в столице — рядом с Дворцом профсоюзов – для историко-краеведческого музея. Сюда перевозятся фонды, сотрудники планируют выставки. Но в скором времени накануне юбилея Победы здание передается Музею истории Великой Отечественной войны. А исторический музей перемещается на его место — на улицу Карла Маркса.
Елена ДЕДЮЛЯ
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.