Вы здесь

Судьба музея. Так сколько лет Национальному историческому?


Этот вопрос поднимается уже не первый год. Но точной фиксированной даты, от которой можно было бы вести отсчет истории Национального исторического музея, пока нет. Выставочный проект «Судьба Музея — Судьба Страны. Путь длиною в столетие» как раз преследует цель обратить внимание общественности на данную проблему. Тем более, что сейчас на уровне государства нужно решать задачи, связанные с расширением площадей одного из главных хранителей исторической памяти, с размещением экспозиций и подачей материала. Директор Национального исторического музея Александр Храмой выразил надежду, на конференции, которая запланирована на октябрь, будет поставлена точка в вопросе и предложена дата, что нужно утвердить на самом высоком уровне.


Ведущий научный сотрудник отдела фондов, один из кураторов выставки Наталья Мартынова заметила, что более 20 лет ведется работа с архивами и фондами. Определять соответствующую дату можно по двум критериям. Первый связан с основанием старейших коллекций. Здесь можно было бы отталкиваться от 1908 года, когда в Минске был создан церковный историко-археологический музей. Его коллекции впоследствии вошли в состав Государственного музея. Кстати, церковный музей существовал недолго. Началась Первая мировая война, в 1915 году он был эвакуирован в глубинку Российской империи, в Рязань.

Второй критерий для определения дня рождения учреждения – появление структуры, а это уже конец 1918-го — начало 1919 гг. Сохранившийся документ от 20 января 1919 года, представленный на выставке, где упоминается музей как уже существующая структура, — протокол заседания правительства Советской Социалистической Республики Беларусь. Приведенное в нем название «областной музей» подтверждает, что учреждение создано до 1919 года, ведь тогда нашу территорию обозначали как «Западную область».

Учреждение, которое создавалось как главный музей страны, пережило советско-польскую войну, однако сборы были утрачены. Но за короткое время музейщики успели показать, чего стоит их работа. Один из первых директоров музея Лев замков в 1919 году направился в Несвиж, где занимался охраной архитектурного комплекса и сокровищ, которые в нем были.

После Рижского договора, когда Минск был освобожден, музейщики обращаются к правительству с просьбой вернуть из Рязани коллекцию церковного музея. Сохранившиеся в архивах документы подтверждают, что в 1922 году раритеты почти полностью были привезены, велся прием предметов.

С августа 1923-го музей получает новое название – Белорусский государственный Музей (БГМ). Именно так, все три слова с большой буквы. В те времена миссия музейщиков считалась почетной, почетной, сотрудники назывались служащими. Да и сегодня они склонны говорить, что служат в музее.

Собиратели

— Выставка посвящена истории музея. В первую очередь человеческого достоинства, личностям, которые его создавали, — замечает Наталья Мартынова. — У нас в музее люди служат по 20, 40, 50 лет. Как понимаете, это не самая прибыльная профессия. Поклон моим коллегам, что собирают и изучают, благодаря которым страна получает возможность сохранить свою историческую память.

Обычно музейщики скрывают от людских глаз инвентарные номера и шифры, которыми обозначаются предметы. Особенность же нового проекта в том, что такие записи также использованы для создания экспозиции, ведь по ним можно проследить историю предметов.

Выставка сделана на основе архивных данных и исследований хранителей коллекций исторического музея. Рядом с раритетами, которые собирались в довоенные годы (а также в 1950-е, когда музей восстанавливался после Великой Отечественной), представлены архивные документы, публикации.

Изучение коллекции — непростая работа. Иногда на то, чтобы провести атрибуцию одного предмета, уходят годы. Необходимо изучать литературу, мемуары, работать с аналогами в других музеях. Да, самый первый предмет даже не имеет штампа церковного музея, но сохранилась записка, на которой указано, что это подарок музею. Среди наследия церковного музея — не только сакральные вещи: его создатели шире изучали историю Беларуси, начали собирать этнографическую коллекцию, закупали белорусские костюмы. Именно предметы из церковного музея – одни из самых ценных, некоторые из этих раритетов можно увидеть на выставке «Судьба Музея — судьба Страны». В витринах — единственная из икон, о которой точно известно, что она была среди экспонатов, эвакуированных из церковного музея в 1915 году. Представлены на выставке также копии и оригинальные документы из знаменитого Тройчанского сбора. Это архив Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Сохранилась почти тысяча документов, начиная с 1517 года и до начала ХІХ века.

В 1920-е годы, время, когда идет белорусизация, музей имеет профиль научного учреждения, активно формируются коллекции. Хорошая доля артефактов была собрана во время многочисленных экспедиций. В экспозиции сегодня представлены предметы из различных довоенных коллекций, — этнография, живопись, а также вещи из довоенного отдела кустарной промышленности (тогда активно развивалось ремесленничество). Отдельная витрина отдана под коллекцию разных деревянных Ковшиков конца ХІХ — начала ХХ века. Кстати, в ней более 50 единиц. Отдельные витрины знакомят с предметами из археологического отдела.

1920-е-период, подаривший музею выдающихся исследователей, было налажено сотрудничество с Инбелкультом, проводились многочисленные экспедиции, выставки. В музее работали Филиппович, Крюгер, Ластовский, Левданский. В качестве сотрудника музея Янкель Кругель едет в этнографические экспедиции в Слуцк. Во время путешествия делает акварельную зарисовку костела Святого Антония, которую передает в музей. Это одно из первых поступлений в художественную коллекцию заведения. Фактическим же создателем полноценного художественного отдела стал Михаил Филиппович. Работал здесь и художник-реставратор (один из первых, кто воссоздавал Минскую чудотворную икону) Гавриил Виер, сохранились сделанные им портреты уборщицы и завхоза музея. Кстати, в 1930-е годы на базе художественного отдела начинает создаваться художественная галерея.

Выставка рассказывает, как менялся подход к подаче информации в 1930-е годы. Именно тогда учреждение критиковали за то, что в нем подается «контрреволюционная нацдемовская историческая концепция». Многие сотрудники попали под репрессии, среди них директора музея Ластовский и Рак-Михайловский. Изменились задачи по формированию коллекции, тематика экспозиционных залов, интерпретация. Некоторые отделы были уничтожены, предметы — распределены по темам «капитализм», «феодализм».

В годы Великой Отечественной войны коллекции белорусского музея были вывезены в Германию. Половина из них не возвращена до сих пор. Часть коллекций была передана другим музеям, включая художественный.

В 1957 году начинает действовать организационная группа по возрождению учреждения. В поисках экспонатов вновь проводятся многочисленные путешествия по Беларуси и не только, печатаются обращения к гражданам с просьбой передавать вещи. Поступает наследие из расформированного в Вильнюсе музея имени Ивана Луцкевича.

Совет министров принимает решение о возведении нового здания в столице — рядом с Дворцом профсоюзов – для историко-краеведческого музея. Сюда перевозятся фонды, сотрудники планируют выставки. Но в скором времени накануне юбилея Победы здание передается Музею истории Великой Отечественной войны. А исторический музей перемещается на его место — на улицу Карла Маркса.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.