Вы здесь

Зачем школьникам медиация?


Рассказывать школьникам о возможностях мирного способа разрешения конфликтов специалисты начали в 2016 году, когда в школах стали создавать детскую службу медиации. Ученики, вооруженные знаниями, которыми обладает медиатор, учились сами решать свои внутришкольные недоразумения и становились медиаторами. Со временем медиация начала развиваться не только в школах, но и в колледжах и вузах. Сейчас уже можно говорить, что школьная медиация выросла из первоначальных рамок и стала медиацией в сфере образования. Уже разработана концепция о развитии медиации в сфере образования до 2025 года, где речь идет о важности медиации для образовательных учреждений и указаны направления, как она может развиваться. А в этом году в пятый раз пройдет фестиваль «медиация будущего для школьников и студентов», сообщила Ирина Орловская, заместитель директора центра «Медиация и право», которая рассказала о достижениях и развитии школьной медиации.


Службы и факультативы

Сначала проект стартовал в некоторых школах Минска и немного затронул средние учебные заведения Гродно. Теперь же он активно действует в столице и Минской области, Гомеле, Гродно, Витебске и областях, недавно начали присоединяться Брест и область, заметила она:

— В учебных заведениях создаются как службы, где вместе решают споры учащиеся и педагоги, так и факультативы, которые особенно активно развиваются в колледжах. На эти занятия по навыку бесконфликтного общения, позитивной коммуникации и разрешения конфликтов мирным путем ребята приходят по желанию. На таких дополнительных занятиях они не становятся юными медиаторами и не получают соответствующих удостоверений, что мы выдавали ученикам, когда начинали проект и проводили трехмесячное интенсивное обучение. Однако программа факультативов максимально приближена к знаниям, которые получали первые школьники-медиаторы.

В начале программы школьной медиации к проекту присоединился педагогический колледж, выпускники которого сейчас уже работают в школах и садах и применяют навыки бесконфликтного общения на практике. Факультатив по медиации активно работает также и в юридическом колледже.

— Хотя в колледжах не созданы службы медиации как таковые, они активно обращаются к нам в центр или школы или вузы, где созданы службы медиации, по разрешению конфликта, — добавила Ирина Орловская. — Когда мы сначала пришли в школы, то думали, что будем заниматься конфликтами, возникающими внутри школы между детьми, родителями. Однако не каждая школа сегодня готова создать свою службу, поэтому мы работаем над выстраиванием системы, или можно обратиться детям из учреждения, где есть служба медиации, в соседнюю — где ее нет.

Важно, чтобы службы школьной медиации работали с детьми, педагогами, родителями, чтобы замечали даже маленькие конфликты. Сложные проблемы, как правило, вырастают из мелких и незамеченных проявлений, которые, кажется, произошли и забыли. Однако осталось чувство обиды или недоверия, которое со временем может привести к более серьезным проблемам. Поэтому необходимо уметь замечать мелочи и разбирать их в самом начале, убеждена эксперт.

Уголовный конфликт и восстановительные практики

Медиаторы сейчас вышли за пределы чисто школьного конфликта. Они работают с проявлениями, которые часто имеют криминальный характер. Из-за незнания, через юношеский максимализм или под влиянием компаний или соцсетей подростки совершают поступки, имеющие уголовные последствия, хотя еще не подлежат уголовной ответственности. Возникла проблема, что подобные конфликты не могут разбирать дети-медиаторы — с такими проблемами должны работать профессиональные медиаторы, так как те имеют правовые последствия.

— Сегодня мы работаем не просто с конфликтом, в рамках которого может быть заключен какой-то медиационный или примирительный договор. Мы работаем по восстановительной программе, если дело не ограничивается только между несовершеннолетним, совершившим правонарушение, и тем, кто от него пострадал. К рассмотрению присоединяются педагоги, классный руководитель, родители и сам класс. Таким образом, идет работа с групповым конфликтом, а не классическая медиация, где две стороны заключают соглашение и расходятся. В этом случае мало найти приемлемое для всех решение — необходимо ввести детей в коллектив класса, который воспринимал их как участников конфликта. Для этого мы используем техники восстановительной медиации — колеса, работая со всей группой. Мы видим, что мало проговорить и обозначить какие-то правила поведения в определенном коллективе. Часто возникают запросы, как справляться, например, с манипуляцией, — поделилась медиатор.

В прошлом году в уголовное законодательство среди других изменений было внесено понятие медиации, и для детей медиация в уголовном процессе крайне необходима. Однако остается много вопросов, как она будет работать в данной сфере, поэтому следовало бы устраивать диалоговые площадки, где представители всех госорганов и профессиональные медиаторы будут вырабатывать алгоритм внедрения механизма медиации в уголовный процесс, надеется Ирина Орловская. В скором времени, например, состоится форум медиации.

Со происшествиями криминального характера среди несовершеннолетних медиаторы работали и до принятия изменений в закон. Всего по стране таких случаев около пары сотен, и каждый из них имел положительный результат для ребенка и родителей, поделилась медиатор:

— Недавно рассматривали дело, когда подростка едва не отправили в колонию за частые и тяжелые драки. Однако к рассмотрению конфликта присоединились родители, школа, и ребенок почувствовал себя нужным. В результате подросток стал меняться, и необходимость в ограничении его воли исчезла. А был случай, когда один из участников драки впал в кому, и рассмотрение того дела также имело положительный результат. Когда рассматриваются случаи буллинга, также задействуют восстановительные практики. Вырабатывают алгоритмы взаимодействия с определенной группой. Группа вырабатывает правила поведения. Хотя их сложно выполнять, особенно когда зашкаливают эмоции, однако нужно разбирать такие случаи, ведь это судьба ребенка.

Некоторые приходили даже из Следственного комитета, когда уже шел судебный процесс. Медиаторы работали с семьей ребенка, чтобы объединить ее, ведь родители часто не знают, как поддержать малыша, ведь им так же страшно, как и ему. Нельзя забывать, что медиация — добровольная процедура, и задача следователя — рассказать, что стороны конфликта могут прибегнуть к этой процедуре. А если ребенок совершил уголовный поступок, он должен осознать, за что именно будет нести ответственность, а также предложить варианты исправления ситуации и решения проблемы.

Обмен опытом и возврат ответственности

В рамках концепции развития медиации специалисты видят целесообразным создание в школах, колледжах, вузах служб внутри. Очень часто медиационная служба сталкивается с проблемой сохранения конфиденциальности и нейтральности. Эти обязательные принципы медиации позволяют обеспечивать наличие внешнего куратора. Внутренний куратор обеспечивает работу службы медиации, информированность о ней, а внешний (как правило, это профессиональный медиатор) подключается к сложным случаям, имеющим криминальный подтекст.

— Обученные педагоги и школьники справляются, однако для максимального нейтралитета необходим сторонний человек, который не работает внутри школы, — подчеркнула заместитель директора.

С фестиваля, организовывающего центр, родилась научная конференция, где с работами выступают не только студенты и аспиранты, но и школьники. Кроме того, фестиваль стал площадкой для обмена опытом между юными медиаторами со всей страны, а также России, Казахстана.

— Мы приглашаем к участию представителей госорганов, которые ведут диалог не с нами, медиаторами, а со школьниками. Ребята готовятся к этим мероприятиям, выступают, — рассказала Ирина Орловская. — Комплексный подход очень важен, поэтому наша задача — приглашать на мероприятия не только специалистов Минобразования и госорганов, но и представителей инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних, органов прокуратуры и Следственного комитета. Если мы в будущем обеспечим межведомственный подход к ситуациям, в которые попадают подростки, мы создадим для них безопасный буфер выхода из той среды, в которую они попали, и социализации в обществе.

Медиация — это не только примирение и договоренности, но и возвращение ответственности. Когда мы попадаем в конфликт, то начинаем искать доказательства, что «я невиновен», а медиация позволяет вернуть эту ответственность всем сторонам в той мере, в какой ее необходимо чувствовать, в том числе и родителям. Ответственность за ребенка не кончается, если ему исполняется 18 лет. Родители должны обеспечивать ребенку надежный тыл и впоследствии, принимая уже не такое активное участие в его жизни, однако не оставляя его наедине с проблемами, уверена специалист:

— Только когда ты начинаешь чувствовать свою ответственность, ты готов на какие-то шаги, чтобы выработать приемлемое для всех решение. В уголовном конфликте это будет касаться предложений по заглаживанию нанесенного ущерба. И иногда речь идет прежде всего даже не о материальном ущербе, а об извинении в уважительной или публичной форме.

Так или иначе следует помнить, что в любом конфликте не бывает невиновных и виновных. Есть стороны, действия которых привели к созданию конфликта, так что в процессе поучаствовал каждый. Понять это, принять, осознать и выработать приемлемые для всех решения — и есть суть процедуры медиации.

Ирина СИДОРОК, фото автора

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».