Вы здесь

Екатерина Дулова: Только настоящее искусство восхищает и дарит крылья


В начале января Большой театр Беларуси возглавил новый генеральный директор. Впервые в истории театра им стала женщина – доктор искусствоведения, профессор, председатель совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, член Конституционной комиссии Екатерина Дулова.


Национальное достояние

– Екатерина Николаевна, наверняка Вы уже выбрали определенную стратегию развития театра…

– Сейчас я целиком погружена в вопросы организационного свойства. Ведь очень важно понять, какие механизмы способны привести к качественным изменениям в театре, высокий статус которого ни в коем случае нельзя потерять. Большой – это ведь не только ведущий театр страны, это национальное достояние нашей республики. Для этого предстоит еще раз внимательно посмотреть, например, на репертуарную политику театра. Безусловно, новые названия в афише, новые спектакли – это профессиональный рост всего коллектива. Но необходимо учитывать и следующий вопрос: не совершим ли мы ошибку в своих новациях, захотят ли слушать и видеть эти постановки зрители? Вот здесь правильный ответ должен дать грамотный менеджмент. Что востребовано сегодня? Мировой опыт подсказывает, что кассовый сбор во многом зависит и от имени в афише – публика идет на конкретные сочинения, на конкретного автора, будь это балетмейстер, хореограф, режиссер, композитор, певец или танцовщик.

Одновременно Большой театр должен стать лабораторией для уверенного роста молодежи рядом с опытными ведущими мастерами, которые обязаны помочь молодым – словом и делом.

Безусловно, мы будем продолжать развивать международную деятельность. Для любого творческого коллектива гастроли – большая ответственность, ведь это презентация национальной культуры. К сожалению, из-за пандемии многие наши гастроли были отменены или перенесены. Но постепенно мы возвращаемся к привычному ритму театральной жизни.

Так, в феврале в Москве прошли переговоры с генеральным директором Большого театра России Владимиром Георгиевичем Уриным. Договорились, что в октябре 2022-го Большой театр Беларуси представит свои спектакли в Москве, а в октябре 2023 года на белорусской сцене выступит коллектив Большого театра России. В те же дни прошла встреча и с генеральным директором Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Андреем Александровичем Борисовым. В результате была достигнута договоренность о совместной постановке с Музыкальным театром оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», а также об участии коллектива Музыкального театра в фестивале «Балетное лето в Большом» в июне 2023 года с одноактными спектаклями Акрама Хана, Шарона Эяля и других современных хореографов. Белорусские зрители также смогут увидеть постановку оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» режиссера А. Тителя. В свою очередь, российскую сторону заинтересовала премьера белорусского Большого – опера «Самсон и Далила» К.Сен-Санса и ближайшая балетная премьера – классическая постановка «Спящей красавицы» П.И. Чайковского. (Премьера «Спящей красавицы» пройдет в Большом 26 и 27 марта. Это своеобразный подарок зрителям ко Дню театра от нашего выдающего балетмейстера Валентина Елизарьева.)

Опять же в феврале мы успешно выступили на сцене Королевского театра Маската в Султанате Оман – показали национальный балет В. Кузнецова «Анастасия» в постановке Ю. Трояна. Впервые оркестр и артисты балета белорусского Большого выступали на этой театральной площадке, одной из самых красивых в мире. Это несомненно достижение для нашего театра. Надеемся, что в будущем плодотворное международное сотрудничество продолжится. Уже есть предложения из Таиланда, мы ведем переговоры с Каирской оперой Египта. Очень надеюсь и на китайское направление, в этой стране, где построены великолепные театры, есть большой интерес к белорусскому балету и к нашей опере.

Как видите, мы открыты ко всем предложениям и будем их рассматривать.

Мера ответственности

– В прошлом году Вы стали одной из победительниц конкурса «Женщина года-2020», который проводится по инициативе Белорусского союза женщин, в номинации «Успешный руководитель»…

– Да, там мне вручили совершенно очаровательную статуэтку, я ее уже привезла в театр, – улыбается Екатерина Николаевна. – У музыкантов есть понятие «реприза» – повторение музыкального материала, что удивительным образом замыкает изначально высказанную мысль. Я действительно первая женщина – генеральный директор Большого театра, но я была и первой женщиной – ректором консерватории, сейчас – Белорусской государственной Академии музыки. Как мне кажется, женщины-руководители в высшей степени ответственны, точны, вникают в дело до самых мелочей. И еще у женщины есть та особая сердечность, понимание, чтобы деликатно решить проблему. Не рубить с плеча, а изучить вопрос – тщательно и досконально. Безусловно, сужу по себе. Я всегда требую исключительно профессионального подхода к работе от тех, кто работает со мной. Все становится на свои места, когда во главе угла – профессионализм. Речь ведь идет о руководителе, который организовывает процесс и управляет им – с помощью характера, образования, опыта, знаний.

Личная ответственность

– Ваш рабочий день расписан по минутам, нагрузка колоссальная. Что помогает «держать спину»?

– Сила духа, конечно, от родителей. Плюс я всю жизнь занимаюсь спортом. Это теннис и бадминтон. С детских лет встала на лыжи, а во время учебы в консерватории участвовала в лыжных гонках. Хорошая физическая форма не только обычное стремление женщины выглядеть хорошо. Это забота о здоровье, моя личная ответственность. Сколько отмерено лет жизни, знает только Господь. Но за свои действия человек отвечает сам. Я стараюсь следовать здравым рекомендациям, которые даются сегодня по вакцинации и поддержанию здоровья в целом. Много хожу пешком. Два года практически не пользуюсь общественным транспортом, даже если мне нужно пройти 10 км.

Еще одна крепкая опора в жизни – это вера. Для меня храм – стержень, важный моральный стимул. Именно здесь я нахожу ответы на вопросы, когда нужно принимать ответственные решения.

Секреты воспитания

– Екатерина Николаевна, Ваша семья – династия профессиональных музыкантов…

– Да, родители всегда были в центре музыкальных событий. Когда папе однажды кто-то задал вопрос о воспитании детей, он ответил: «Специально мы ничего не делаем, дети просто смотрят на нас». Я постоянно бывала у папы на репетициях струнного квартета, и мне это было очень интересно. С мамой часто ходила в Большой (она была членом художественного совета театра), смотрела все спектакли, знала все имена – как авторов спектаклей, так и исполнителей. Она брала меня с собой на телевидение, в филармонию, Союз композиторов, Дом радио – я тихонько сидела где-нибудь в уголке… Мои родители дали мне все, что могли. Я ходила в школу при консерватории (позднее в ней учились и мои сыновья), а когда пришло время поступать в вуз, поехала учиться в Ленинград. Безмерно благодарна, что родители меня отпустили. В Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова приобрела глубокие знания и получила бесценный опыт. Во время учебы в аспирантуре защитила диссертацию. И вернулась в Минск – преподавать. Пришла на кафедру кандидатом наук, через 10 лет была докторская диссертация в докторантуре Московской консерватории… И мои сыновья родились в семье музыкантов: я музыковед, муж – пианист. Мой папа был виолончелист, его эстафету подхватил старший сын Александр. Благодаря младшему – Алексею в семейный ансамбль влилась скрипка. Может, кому-то покажется, что наш пример – это идеализация того, какими должна быть семья и отношение к профессии, но я счастлива, что во мне этот идеализм есть.

Храм архитектуры на Троицкой

– Почему нельзя не прийти в Большой театр Беларуси?

– Это удивительный по своей красоте и значимости памятник архитектуры, возведенный в сердце Минска – на Троицкой горе. Здесь служат выдающиеся артисты – настоящие звезды оперы и балета, люди, без которых культура нашей страны на сегодня просто немыслима. Безусловно, я говорю в том числе и о художественном руководителе театра, народном артисте СССР, прославленном хореографе Валентине Николаевиче Елизарьеве.

Убеждена, что настоящее искусство нельзя не понять. Именно оно возвышает человека над обыденностью, только оно радует и восхищает. Прийти в театр, музей, галерею, библиотеку должен каждый, чтобы открыть в себе свои лучшие качества. Мне очень импонирует государственная программа приобщения молодежи к культуре «Пушкинская карта», реализуемая в России. Стоит подумать над созданием условий, которые позволили бы и нашему подрастающему поколению активно повышать свой уровень, приобщаясь к культурному наследию. Мне очень интересна работа с подрастающим поколением. Мы будем постепенно расширять количество проектов исключительно для детей, надеюсь, что в театре появятся и программы для самых маленьких зрителей.

Говорят, театр начинается с вешалки. А ведь действительно, в том числе и мелочи делают наш поход в театр событием. Согласитесь, буфет в театре совсем не последнее дело. Как было бы прекрасно, чтобы именно у нас был самый вкусный кофе в городе или какой-то особенный шоколад…

Печатается в журнале «Алеся»

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.