Вы здесь

Почему «знакомство» со школой нельзя откладывать до последнего курса?


Каким должен быть современный учитель? Это интересный, харизматичный, полный творческой энергии человек, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и рассудительных людей. Он должен быть одновременно предметником, мудрым психологом, талантливым воспитателем, справедливым судьей, организатором, исследователем, оратором, отличным импровизатором и актером в одном лице. Безусловно, если спросить у учеников об идеальном учителе, они назовут еще много качеств, которыми тот должен, по их мнению, обладать: справедливость, сострадание, толерантность, мудрость, доброта, креативность, мобильность, оптимизм... Для них человеческие качества, возможно, будут даже превалировать над профессиональными. Возникает закономерный вопрос: а можно ли выпустить из высшего учебного заведения таких педагогов? Или стать настоящим учителем можно только после многих лет работы в школе? Ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр ЖУК уверен, что к этому нужно стремиться.


Обучение «на передовой»

Уже не первый год на базе БГПУ действуют учебно-научно-инновационный кластер и Координационный совет по вопросам непрерывного педагогического образования. Общими усилиями был разработан профессиональный стандарт педагога, в котором нашли отражение самые актуальные требования. На основании этого документа обновляются образовательные стандарты по всем педагогическим специальностям, модернизируются структура и содержание типовых учебных планов и программ педагогического образования на всех уровнях.

— Практикоориентированность обучения — главное условие формирования будущего педагога, — подчеркивает ректор БГПУ. — Понятно, что «воспитать» учителя только в университетских аудиториях невозможно, тем более что в профессиональной деятельности от него требуется умение применять свои знания в любой ситуации, а не только в стандартной. Поэтому совершенствованию педагогической практики наших студентов мы уделяем особое внимание. Уверен, что педагогическая практика должна иметь непрерывный характер и проходить через все обучение — с первого до четвертого курса. Только в этом случае обеспечивается максимально раннее углубление будущих педагогов в профессиональную среду, причем, что очень важно, их бесконфликтное вхождение в педагогическую профессию. Еще в 2015-2016 учебном году в экспериментальном режиме мы ввели обязательную волонтерскую практику на первом курсе и педпрактику с выделением одного дня в неделю для пребывания в школе для второкурсников. Опыт нашего университета доказал эффективность этих шагов.

В 2020 году вышел приказ Министерства образования о мерах по повышению качества подготовки педагогических кадров. В этом документе нашли отражение актуальные тенденции, включая непрерывность педагогической практики, начиная с первого курса. В Концепции развития педагогического образования на 2021-2025 годы также записан новый подход к организации педагогической практики с первого до четвертого курса с последовательно выстроенным содержанием, усложняющимся от курса к курсу. Что подразумевается?

Для первокурсников предусматривается ознакомительная практика. Для них это возможность проверить на практике свой педагогический потенциал. Студенты наблюдают за системой внутришкольных отношений, знакомятся с содержанием и характером профессиональной педагогической деятельности, учатся устанавливать контакт с учащимся и воспитанниками, переносят свои теоретические знания на практические ситуации, сталкиваются с первыми профессиональными проблемами. В них формируется педагогическое сознание, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов. Это, безусловно, способствует формированию ценностного отношения студента к будущей профессиональной деятельности. Мы видим, что именно ценностное отношение к профессии и делает потом педагогов успешными.

Опыт в концентрированном виде

На втором курсе студентов ждет учебно-поисковая практика, которая дает возможность на основании наблюдений за деятельностью учителя углубить свои знания о классно-урочной системе, типах и структуре урока, современных методах и приемах обучения, образовательных технологиях. Практиканты посещают и анализируют уроки учителей, знакомятся с ведением школьной документации, видами планирования, формами организации учебного процесса, содержанием учебников и программы, учатся анализировать взаимодействие педагога с учащимися. Углубляются их знания по педагогике и психологии, развиваются и совершенствуются аналитические, организаторские и коммуникативные умения и навыки. Педагогическая практика на третьем курсе позволяет студентам выступать уже в роли учителей, проводить зачетные и открытые уроки, воспитательные мероприятия. Изучаются и анализируются индивидуальные черты личности учащегося, определяются наиболее эффективные пути ее развития и коррекции.

Кроме того, третьекурсников ждет еще и летняя практика в оздоровительных детских учреждениях. Как подчеркивает Александр Жук, для будущих педагогов это уникальная возможность научиться управлять динамикой временного детского коллектива (он может быть как одновозрастным, так и разновозрастным), овладеть различными формами и способами взаимодействия как с группами воспитанников, так и с отдельными детьми, в том числе в неформальных условиях и ситуациях, научиться постоянным отношениям с ними в течение дня, недели и смены, оказанию помощи в решении их личных проблем, созданию условий для их самореализации. Эффективность такой практики трудно переоценить. Это концентрированное углубление в воспитательную работу с детьми, возможность получения опыта профессиональной деятельности в сжатые сроки и в концентрированном виде. Все-таки во время прохождения педпрактики в школах больше внимания там уделяется образовательному процессу, чем воспитательной работе. Для сравнения: непосредственное воспитательное взаимодействие классного руководителя с детьми в школе составляет 4-5 часов в неделю, это примерно 180 часов в течение учебного года, а у воспитателя в детском оздоровительном учреждении — это 15-16 часов в сутки, или 300 часов за одну смену.

«Для будущего педагога летняя практика позволяет создать копилку многочисленных занятий, игр и форм альтернативного детского отдыха. К сожалению, количество стационарных летних оздоровительных лагерей постепенно уменьшается, поэтому база для прохождения летней педпрактики сужается, но есть альтернатива — шестой школьный день. Можно организовать воспитательную педпрактику по школьным субботам, чтобы студенты помогали педагогам в организации неформальных мероприятий. Полагаю, что директора и их заместители будут нам за это только благодарны, — рассуждает Александр Жук. — Можно также развернуть свою деятельность и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи...»

Ну и на четвертом курсе студентов ждет преддипломная практика, в ходе которой происходит уже совершенствование их профессиональной подготовки, шлифуются профессиональные качества, формируется умение планировать свою деятельность и исследовательские умения.

— Данная идея организации непрерывной педпрактики заложена в образовательных стандартах и типовых учебных планах нового поколения, по которым мы начали работать с этого учебного года, — подчеркивает ректор БГПУ. — Важно, что при таком подходе происходит постепенное освоение различных педагогических ролей. Во время ознакомительной практики студент — активный наблюдатель, на втором курсе — уже помощник педагога, на третьем — учитель и педагог. Во время летней практики — воспитатель, а на преддипломной практике — педагог-эксперт, педагог-исследователь. Поскольку на ежедневных уроках, как правило, отсутствуют контролеры, от умения учителя рефлексировать и делать самооценку своей деятельности зависит рост его профессионализма.

Где уязвимое место?

Интересные результаты были получены во время проведения республиканского опроса с целью узнать, как организована педагогическая практика в вузах — субъектах учебно-научно-инновационного кластера — сегодня.

— Реализация непрерывной педагогической практики требует усиления самостоятельности студентов, их рефлексии от курса к курсу, дифференциации и индивидуализации ее содержания, — рассуждает Александр Жук. — Нужно учитывать и то обстоятельство, что выпускники профильных педклассов начали углубление в профессию намного раньше: они уже имеют и свое профессиональное портфолио, и опыт исследований, поэтому для них все задания по практике, начиная с первого курса, должны предлагаться с учетом их предыдущего опыта. Плюс можно использовать этих парней и девушек в качестве тьюторов для тех студентов, которые не обучались в педклассах. Мы поинтересовались, учитывается ли при организации педагогической практики наличие первичного опыта педагогической деятельности у студентов. 73 процента опрошенных ответили, что не учитывается, 17 процентов дали положительный ответ и 10 процентов ответили, что лишь частично. В частности, на сегодня на педагогических специальностях обучаются уже 2,5 тысячи выпускников профильных педагогических классов, в прошлом году состоялся первый выпуск из педагогических специальностей молодых людей, которые прошли через педклассы. Таким студентам нужно предлагать более сложные роли. И мы думаем, что базами для педпрактики должны становиться в первую очередь учебные заведения, где действуют профильные педагогические классы и филиалы кафедр вузов. Такое объединение усилий обязательно даст синергетический эффект.

Нас интересовало, учитывается ли мнение студентов при выборе базы для прохождения практики? Все-таки довольно много молодых людей уже работают с третьего курса. Это актуально для Минска и Минской области, где ощущается дефицит педагогических кадров. Так где работающим студентам проходит практику? Респондентами было отмечено, что для студентов, работающих и имеющих средний балл по учебе, не ниже «8», возможен вариант прохождения практики по месту их работы.

Честно говоря, возникает вопрос: а всем ли студентам можно позволить совмещать учебу в университете с работой в учреждениях образования? Полагаем, что нужно принимать во внимание их успешность. Если их средний балл ниже 7,2 (а по стандартам качества это минимальный уровень), то, наверное, лучше сосредоточиться на учебе, ведь если ты здесь не справляешься, то каким педагогом станешь?

В ходе опроса выяснилось, что больше всего студентам нравится выполнять во время прохождения практики творческие задания с созданием собственного образовательного продукта; задания, касающиеся организации работы по непосредственному взаимодействию с детьми; задания на использование информационных технологий и элементов проектного метода; интегрированные задания. Они с удовольствием выполняют функции классного руководителя, участвуют в методических мероприятиях.

— К сожалению, среди задач, которые нравится выполнять студентам, нет заданий исследовательского и аналитического характера, — констатирует Александр Жук. — Поэтому мы считаем, что нужно расширять реализацию исследовательского подхода в подготовке наших студентов.

А какие же задания вызывают у студентов сложности? Выяснилось, что эта работа с родителями, оформление учебно-программной документации, планов, организация интегрированного обучения, работа со слабыми учениками (педагоги сегодня больше нацелены на работу с одаренными учащимися), выступление на публике, организация взаимодействия с педагогами школы. Практикантам сложно оценивать, как продвинулся в освоении программы каждый учащийся. Им сложно подбирать формы, методы и приемы работы с детьми с учетом их целесообразности и посильности для конкретной детской аудитории, мотивировать к изучению своего предмета.

Мы попросили также высказаться о дальнейшем совершенствовании непрерывной педагогической практики. Были озвучены предложения о разработке интегрированных заданий, включающих методическую, педагогическую и психологическую составляющую, также предлагалось выделять в учебных планах больше часов на прохождение практики, отражать достижения студентов, успешно прошедших практику, в характеристиках выпускников, при выведении рейтинговых баллов и учитывать эту информацию при распределении молодых специалистов.

Кстати, молодые педагоги, которые приходят в школы, признаются, что сперва им совсем непросто привыкнуть к тому, что зовут их уже не Катя или Сережа, а Екатерина Александровна или Сергей Владимирович и что не их сейчас вызовут к доске. Более того, главными «дирижерами» в детском оркестре должны стать именно они. И хочется, чтобы у них это обязательно получилось...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.