Вы здесь

Электронный кабинет пользователя


Все современные белорусы (более девяти миллионов человек) сегодня имеют персональный электронный кабинет, но далеко не каждый знает о его существовании. Создается такой кабинет по выявительному принципу на основе деперсонализированных данных. Простыми словами – человек родился, сведения о нем появились в регистре населения, а на Едином портале электронных услуг (ЕПЭУ) для него завели личный электронный кабинет. Кабинет считается неактивным, пока человек в него не вошел. Сейчас его «отворили» лишь около 167 тысяч лиц, однако таких продвинутых пользователей становится все больше, говорят эксперты электронной отрасли. Через этот ресурс можно заказать и получить определенные административные процедуры и услуги, сюда же придут сведения обо всех отношениях владельца кабинета с госорганами, а также пришлют разного рода извещения, которые человек не заказывал: штрафы, повестки и прочее. Как работает электронный кабинет, Зачем он, чем полезен, стоит ли им вообще пользоваться, рассказали в Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ).


Нестрогая и строгая аутентификация

Личный электронный кабинет практически ничем не отличается от других интернет-кабинетов человека, считают специалисты. Практически каждый из нас в ежедневном обиходе сталкивается с порталами и сайтами различных услуг, которые требуют авторизации, регистрации и создания Личного кабинета. Например, интернет-банкинг, е-доставка или еще что-то. Это нужно, чтобы услуги оказывались определенному человеку, а не неизвестному лицу, пояснила Светлана КАРАНЕВИЧ, начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ:

— Единый портал электронных услуг — также веб-сайт, на котором существуют различные способы авторизации и понятие личного электронного кабинета. Это место, где пользователь в зависимости от способа своей авторизации может получить определенные услуги.

Нестрогая аутентификация, например, позволяет авторизоваться на портале с использованием аккаунта социальной сети. При этом пользователю будет доступен минимальный набор услуг. Строгая аутентификация происходит с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) или ІD-карты и дает доступ к максимальному количеству сервисов.

— Услуги оказываются на основании сведений из различных баз данных, которые интегрированы с НЦЭУ. Владельцы этих баз для абсолютного большинства сервисов требуют именно строгой аутентификации. Требования относительно всех услуг прописываются в документах между НЦЭУ и владельцами баз. В них обозначено, какие сведения кому доступны. Например, только адвокатам, нотариусам и госорганам; только Администрации Президента и ограниченному количеству госорганизаций; всем без ограничений. Условия диктует именно владелец баз данных, — подчеркнула она.

Раньше, чтобы авторизоваться, физическому лицу нужно было идти в регистрационный центр, платить деньги и получать флэшку с электронной цифровой подписью. В то же время услуг, для которых требовалась строгая авторизация физлица, было немного, поэтому получение флешки с ЭЦП не имело большого смысла, вспоминает специалист. Теперь проще: ЭЦП автоматически есть на ІD-карте каждого, кто получил новый паспорт (таких белорусов свыше 52 тысяч). Именные сертификаты для цифровой подписи на ІD-карте выпускают как раз в центре.

Больше поделишься — больше получишь

В центре надеются, что со временем к ЕПЭУ будет присоединяться все больше операторов баз данных, а люди, соответственно, смогут получать больше услуг. Для успешной и удобной работы портала сейчас не хватает многих сведений от держателей баз данных. Многие операторы заинтересованы в присоединении к системе, так как понимают, что они, поделившись своими сведениями, могут получить с портала интересующую их информацию, но которой они не владеют. Однако хватает и тех, кто не выражает большого желания, мотивируя свой отказ финансовыми, техническими, организационными обстоятельствами. Однако чаще всего причина ментальная, считает Светлана Караневич:

— В свое время определенные базы данных разрабатывались за бюджетные средства для решения определенных проблем конкретного ведомства. И многие из них сейчас не хотят делиться накопленными за годы существования сведениями. Между тем в законодательстве сказано, что все базы данных, которые создаются сейчас или модернизируются, обязательно должны сочетаться с нашим порталом для оказания услуг. В стране уже есть подобный пример интеграции, когда к системе межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО) еще в 2013 году, согласно Указу Президента № 157, должны были присоединиться все органы. Однако только сейчас с ней интегрировалось более 90% из них.

Кстати, брать ли плату за использование определенной информации из баз данных, решает сам их владелец. Непосредственно НЦЭУ, например, как оператор общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), вправе оказывать бесплатно только те услуги, для получения которых есть нормативное основание. И многие госорганы, присоединяясь к ЕПЭУ, меняют свои нормативные документы, чтобы их услугами можно было пользоваться бесплатно.

— Например, услуга по регистрации иностранцев для гостиниц, агроэкоусадеб и граждан, сдающих жилье в аренду. Представители всех этих организаций обязаны в течение трех часов после регистрации иностранца (в любое время суток) принести сведения о нем в МВД. Теперь это можно делать онлайн. Более того, первые полгода эта услуга была за деньги — сейчас стала бесплатной, так что практика изменения нормативки для обеспечения людям бесплатных услуг реально существует, — привела пример представительница НЦЭУ.

Спящий режим и «электронные» плюсы

С января этого года пользователям на ЕПЭУ доступна новая версия личного электронного кабинета. В старом варианте портала кабинет создавался по заявительному принципу: организация, которая хотела получить какую-то услугу, присылала письмо в НЦЭУ, и, согласно ей, специалисты центра создавали кабинет. Сейчас личные кабинеты на основании сведений из регистра населения созданы для всех физических лиц.

— Изначально они неактивны, в спящем (неактивном) режиме ждут, пока в них войдет пользователь с использованием строгой авторизации. К аккаунту кабинета физического лица можно будет привязать аккаунт юридического лица. Если гражданин Иван Иванович является, в том числе и руководителем организации, он к своему личному кабинету может привязать и аккаунт юрлица. И после путем изменения учетной записи в рамках своего электронного кабинета он сможет получать услуги и как физлицо, и как юрлицо, — рассказала Светлана Караневич.

Личный электронный кабинет на ЕПЭУ полезен еще и тем, что через него можно заказать все услуги, доступные через интернет. Человеку не нужно искать, на сайт какой организации обратиться, чтобы получить нужные сведения. Тем более что еще не факт, что на сайте нужного ведомства будет реализована возможность работы с ІD-картой для оказания определенных госуслуг. Многие до сих пор не подготовились к таким нововведениям, хотя время им было дано, обозначила специалист:

— Каждые два года ООН публикует рейтинги готовности стран к переходу на электронное правительство. И Беларусь в прошлый раз (2020 год) значилась на 40-м месте из 196 стран-участниц. В лидерах обычно Корея, Дания, Молдова, Великобритания. В абсолютном большинстве стран, где функционирует электронное правительство и оказываются услуги госорганов, пришли к выводу, что площадка для оказания госсервисов должна быть одна.

Как «отпереть» кабинет

Чтобы стать полноценным «цифровым» гражданином и «отпереть» свой личный кабинет, у человека должна быть ІD-карта; устройство, с которого можно войти на ЕПЭУ (компьютер или ноутбук); бесплатная специальная программа, которую нужно скачать на устройство, с которого человек собирается войти в личный кабинет; считыватель нового паспорта. Последнее устройство нужно приобретать за деньги, и оно бывает очень разным по цене, возможностям и техническому исполнению, что крайне неудобно. Поэтому сейчас разрабатывается специальное программное обеспечение (ПО), которое отвечает за авторизацию и перенос сведений с ІD-карты на определенное устройство (в данном случае — мобильный телефон). Оно будет бесплатным и в течение года должно появиться, поделилась эксперт:

— Таким образом считывателем станет любой смартфон. Отпадет необходимость приобретать специальное устройство для считывания — достаточно скачать специальное ПО на смартфон, приложить к нему ІD-карту — и все заработает.

Чтобы войти в личный кабинет сейчас, нужно сделать следующее. Набрать в браузере адрес portal.gov.by (старая версия ЕПЭУ) или platform.gov.by (новая версия ЕПЭУ). (Когда закончится переходный период, новый адрес, на который сейчас переносятся все электронные услуги, и где созданы личные кабинеты всех белорусов, переименуют вновь в привычный пользователям адрес portal.gov.by.) затем нужно скачать программу на компьютер, приложить к считывателю ІD-карту и авторизоваться в личном кабинете. Все — вы «цифровой» человек.

— В кабинете можно указать, куда нужно присылать сообщения о том, что человеку что-то пришло в кабинет, чтобы не сидеть в нем постоянно, ожидая, когда придет ответ на какое-то обращение. Это может быть SMS на телефон, сообщение в соцсети, письмо на электронную почту, — добавила Светлана Караневич.

Непосредственно в кабинете есть список доступных услуг, со временем при использовании кабинета создастся и список услуг, которые человек будет заказывать с момента активации кабинета, а также список ответов на обращения пользователя. Здесь есть и финансовая информация: можно привязать к аккаунту в личном кабинете счет, чтобы получать услуги, за которые нужно платить деньги, по предоплате.

Личный кабинет пользователя существует, пока живет белорус. Если статус лица в регистре населения меняется на неактивный (человек умирает) — личный кабинет блокируется и деактивируется, войти в него кто-то другой уже не сможет. Сведения в регистре обновляются ежедневно.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.