Вы здесь

Ректор БГПУ — о миссии учителя, призвании и важности правильного выбора


Каждый ли человек с достаточным уровнем знаний может стать педагогом? Что в профессии учителя самое сложное? Планируется ли открывать в Белорусском государственном педагогическом университете новые факультеты или новые специальности? Эти и многие другие вопросы прозвучали во время встречи ректора БГПУ Александра Жука с участниками профильной смены «Педклас — это класс!», которая прошла в минском образовательно-оздоровительном центре «Лидер».


В течение трех недель у десятиклассников — учащихся профильных классов — была возможность не только оздоровиться, но и углубиться в мир педагогической профессии, будучи активными участниками различных профориентационных мероприятий. Инициатором этой смены стал Белорусский государственный педагогический университет, который на протяжении последних лет ведет системную работу по повышению имиджа профессии педагога и привлечению на педагогические специальности академически успешных и мотивированных абитуриентов. Здесь прекрасно понимают: от того, насколько удастся заинтересовать «увлечь, «зацепить» 16-летних старшеклассников, зависит выбор Минскими школьниками педагогической профессии, а также результативность приемной кампании.

Работать точечно

— Столица ранее отставала от других регионов в открытии педагогических классов, но в последнее время ситуация изменилась, — констатирует Александр Жук. — Сегодня Минск уже на втором месте по количеству таких классов и учащихся. Конечно, в столице у выпускников много «соблазнов», здесь большой выбор учебных заведений и специальностей. Но я уверен, что во взаимодействии университета и минских школ у нас получится ликвидировать дефицит педагогических кадров, образовавшийся в столичных учреждениях образования. Надо работать точечно — и со школьниками, и с их родителями. Нужно объяснять им плюсы педагогической профессии: стабильный заработок, хорошие условия труда, гарантированный длительный отпуск в летнее время и т. д.

В программе профильной смены было 18 увлекательных образовательных мероприятий профориентационной направленности от факультетов, институтов и структурных подразделений БГПУ (ролевые игры, тренинги, мастер-классы, акции, презентации, обучающие игры, профориентационная игротека, тематическая лаборатория и др.). Но, наверное, самым запоминающимися стали визит в Главный педагогический университет страны и встреча с его руководством. Для подростков была организована экскурсия по шести маршрутам, которую провели гиды-студенты исторического факультета. Гости побывали в интерактивном музее, где узнали историю становления педагогического образования в Беларуси, посетили зал редкой книги, художественную галерею «просветители земли белорусской», ресурсный центр образовательной робототехники, им показали спортивный зал и бассейн, а также университетскую достопримечательность — маятник Фуко.

А затем состоялся откровенный разговор с ректором, профессором Александром Жуком: об особенностях педагогической профессии, миссии учителей и важности правильного выбора.

«Могу ли я? Хочу ли я?»

— Футурологи говорят, что в середине ХХІ века останутся три основные профессии — учитель, врач и айтишник. Но на первом месте все равно стоит учитель, ведь все начинается именно с него. И кредо нашего университета — «Будущее начинается здесь!» Недаром перед входом в главный корпус мы установили к 100-летию университета скульптуру, посвященную Первой учительнице. Ни в одной столице мира на главной площади вы не увидите такой символ уважения к учительской профессии, — подчеркнул Александр Жук. — Все республиканские экскурсии и экскурсии для иностранных гостей обязательно останавливаются, фотографируются с нашей учительницей и везут затем эти фото домов. Миссия и роль учителя исключительно важны для будущего страны.

Понимая это, мы и начали создавать систему педагогических классов, чтобы на педагогические специальности приходили профессионально мотивированные абитуриенты. Быть учителем — одна из сложнейших задач, и хорошо, если у старшеклассников еще в школе есть возможность проверить правильность своего выбора. Не констатировать на третьем-четвертом курсе, что ты ошибся, а драгоценное время уже потеряно, а убедиться в своих способностях и наклонностях еще во время первых педагогических попыток, совершенных в школе. Когда-то мы начинали со 100 классов, а сейчас у нас по стране их уже 556. В профильных классах обучаются 5100 человек, и 30 процентов из них поступают после окончания школы на педагогические специальности.

Третья часть от общего числа: много это или мало? Я считаю, что неплохая цифра, потому что у вас есть возможность примерить на себя требования к педагогической профессии и понять, ваше это или нет? К тому же, и педсовет в школе не каждому даст рекомендацию для поступления, потому что не каждый отличник может стать хорошим педагогом. Я в этом абсолютно убежден. Нужно ставить перед собой вопросы и честно на них отвечать. Могу ли я? Хочу ли я? Педагогика — это призвание. Разумеется, каждый учитель должен обладать предметом, который преподает, но этого недостаточно. Суть нашей профессии – не просто в трансляции знаний. Это высокая миссия и готовность учиться всю жизнь вместе с детьми и у детей.

Самое сложное — быть честным и искренним перед своими учениками, потому что дети очень хорошо чувствовать фальшь. Нужно принимать каждого ученика таким, какой он есть, понять причины его поведения, найти к нему подход. Это не работа на конвейере, а ежедневная работа с людьми. Во время изучения факультатива «Введение в педагогическую профессию» вы можете понять, насколько близка вам профессия педагога.

Мотивация — это, наверное, самое важное. А педагогические классы — наш фундамент. Сегодня в БГПУ обучаются 750 выпускников профильных классов. Выпускники педклассов демонстрируют при обучении в нашем университете хорошую успеваемость, они академически не менее успешны, чем медалисты, при этом, что очень важно для нас, социально активны. Практически все занимаются волонтерской работой, являются старостами групп, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, профсоюзную работу и деятельность общественных организаций, становятся участниками студенческих научно-исследовательских лабораторий. Они составляют костяк студенческих активов факультетов и институтов. По их инициативе в университете был создан клуб «ПРОФиль+».

Любые цели — достижимы!

«А как стать ректором? Что самое трудное в вашей работе? И какими достижениями вы гордитесь?» — поинтересовались школьники у Александра Жука.

— Честно говоря, в молодости я таких задач перед собой не ставил, — улыбнулся ректор. — И хотя учился очень хорошо (особенно увлекала меня математика), до определенного времени у меня были проблемы с поведением, было много замечаний. Но затем пришло понимание: если что-то делаешь, то нужно делать это хорошо. Спорт всегда присутствовал в моей жизни: я занимался гимнастикой, борьбой, игровыми видами, велоспортом. При этом был отличником и школу окончил с золотой медалью. На уроках максимально включался в работу, даже успевал в классе выполнить домашнее задание, поэтому у меня и оставалось время на занятия спортом.

Затем была учеба на механико-математическом факультете БГУ, где я был старостой группы, командиром и комиссаром стройотряда. В аспирантуре подготовил кандидатскую не за три года, а за два. Потом создавал Лицей БГУ. Это было очень интересное время, когда все делалось с нуля. Не было ни здания для лицея, ни учителей, ни учащихся... Мы начинали с физико-математического профиля. А сегодня это самое успешное учебное заведение в стране.

Потом семь лет был ректором Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (сейчас это Академия последипломного образования). Защитил докторскую. Недолго поработал первым проректором БГУ, потом почти 13 лет был первым заместителем министра образования. А в 2014 году пришел в БГПУ, хорошо зная всю систему, все ее уровни и понимая, каким должен быть современный педагог. Полагаю, сложно в школьные годы мечтать стать ректором или заместителем министра, но я уверен, что любые цели достижимы. Нужно только работать качественно и ответственно. И сегодня, и завтра будет цениться профессионализм, поэтому, чем бы вы ни занимались, делайте все так, чтобы вам не было стыдно. А если человек слабо подготовлен, то на рабочем месте это очень быстро становится понятным.

В должности ректора одним из главных своих достижений Александр Жук считает создание системы педагогических классов и кластера непрерывного педагогического образования:

— Наш опыт изучался российскими коллегами, и в этом году в России открылись уже 5 тысяч педагогических классов. Их также интересует опыт государственной поддержки выпускников педклассов в плане выделения им определенных льгот при поступлении. Нас когда-то упрекали, что мы создаем «пролаз» для слабых абитуриентов. Но мы доказали, что такие обвинения не имеют никаких оснований. Это доказывают и результаты экзаменационных сессий. К тому же, первые выпускники педклассов уже закончили педуниверситет и сегодня успешно работают в учреждениях образования. А педклассы стали фундаментом для кластера непрерывного педагогического образования, основная цель которого – объединение учебно-научно-инновационного потенциала образовательных и научно-методических учреждений. Более того, сегодня мы уже в экспериментальном режиме пробуем и модель допрофильного педагогического образования, начиная с пятого класса. Хотелось бы, чтобы на старшей ступени школы в профильные классы также приходили мотивированные ученики.

Важным достижением Александр Жук считает и признание БГПУ базовой организацией по инклюзивному образованию. По итогам 2018 года университет получил премию правительства в области качества. А еще БГПУ – единственный из белорусских вузов, который был отмечен Премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Так высоко были оценены ее заслуги по развитию среди студенчества волонтерского движения. В БГПУ им охвачены 1600 человек, за год проводится четыре сотни волонтерских акций и мероприятий.

Профилизация по запросу

Отвечая на вопрос о возможности расширения специальностей, Александр Жук пояснил, что сегодня подготовка в университете ведется по всем востребованным специальностям — от воспитателей до учителей-предметников, социальных педагогов и практических психологов. Но образовательная сфера должна реагировать на запросы времени и держать руку на пульсе. «Скорее, надо рассуждать не о новых профессиях, а о новых педагогических ролях, — подчеркнул он. — Несколько лет назад российское Агентство стратегических инициатив совместно с Фондом «Сколково» разработало «Атлас профессий будущего». Что касается сферы образования, то там упоминалось, что в перспективе будут востребованы тьюторы, медиаторы, разработчики электронных образовательных ресурсов, организаторы проектного обучения и так далее. Впрочем, это уже часть наших реалий. Меняется сам процесс обучения: мы все больше используем в работе ІТ-инструменты. Но я глубоко убежден, что никогда компьютер или искусственный интеллект не заменит живого общения с педагогом. И как бы ни называли специалиста – тьютором, организатором, коммуникатором, все равно педагогическая составляющая в его работе — главная. Поэтому мы не формулируем сейчас новые специальности. С принятием новой редакции Кодекса об образовании предусматривается инновационный подход, связанный с профилизацией. Мы продолжим готовить педагогов, но за счет дополнительных факультативов и курсов по выбору студент сам будет осуществлять свою специализацию. Например, будущий учитель математики и физики сможет выбрать курсы по робототехнике (у нас действует Республиканский ресурсный центр образовательной робототехники), а затем преподавать ее детям в учреждении образования. 

«А как вы отнесетесь, если студент на последних курсах захочет совмещать учебу с работой?» — поинтересовались школьники у ректора.

— Работающий студент — это уже обычная практика. Когда молодой человек трудоустраивается по специальности на старших курсах, мы это только приветствуем. Но надо понимать, что главная обязанность молодых людей — все-таки учеба. Если средний балл их успеваемости не ниже 7, мы не препятствуем трудовой занятости. У нас есть возможность индивидуальной формы обучения, так называемого свободного посещения. Для молодого человека утверждается учебный план, предоставляется возможность прохождения педагогической практики по месту работы, — отметил ректор. — Дипломные и курсовые работы, которые пишут студенты, могут быть выполнены по заказу учреждений образования и иметь практико-ориентированный характер. Например, будущему педагогу школа, в которой он подрабатывает, может предложить создать электронный ресурс. Это хорошее совмещение теории и практики.

А вот насчет возможности изменить свой профиль обучения во время учебы в университете и перевестись с одной специальности на другую Александр Жук предупредил: «Лучше, конечно, определиться с выбором специальности еще до поступления, ведь перевестись можно только при определенных условиях. Прежде всего должно быть наличие вакантных мест на желаемой специальности. Во-вторых, необходимо сдать дисциплины, которые не изучались. Если их не больше шести, можно попробовать. Например, после зимней сессии у нас перевелось с одной специальности на другую (даже с других университетов) и восстановилось около 100 человек. Но если студент учился на учителя русского языка и литературы, стать математиком будет для него нереально».

Кстати, со следующего года вступят в силу нормы об увеличении процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки. Для педагогических специальностей под целевую подготовку может отводиться до 60 процентов от их общего количества. При этом такая подготовка будет возможна для организаций, расположенных в крупных населенных пунктах, включая столицу. По мнению Александра Жука, увеличение целевого набора — идея неплохая. Парни и девушки будут приходить в ВУЗ и при этом сразу знать, где они будут работать в течение пяти лет после получения диплома. «Но мы будем ставить вопрос перед Министерством образования, комитетом по образованию Мингорисполкома, чтобы целевые направления по нашему профилю выдавались прежде всего выпускникам педагогических классов, — подчеркнул он. — Они и сейчас, когда поступают на условиях собеседования, знают, что нужно будет отрабатывать не два, а пять лет. Поэтому мы считаем, что будет правильным, когда именно выпускники профильных педагогических классов будут рассматриваться в качестве претендентов на целевую подготовку в первую очередь».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Сегодня в Беларуси чуть более 800 населенных пунктов еще не имеют качественной воды.

Экономика

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Как известно, с 23 января у нас изменилась ставка рефинансирования.

Общество

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

О том, какие эмоции почувствовал, когда понял, что победил.