Вы здесь

Миклашевич: Конституционный суд — арбитр в системе государственной власти


Передача многочисленных полномочий, касающихся судебной власти, Всебелорусскому народному собранию (ВНС), право белорусов заявлять индивидуальную конституционную жалобу, возможность официального толкования Конституции и объявления импичмента президенту. Об этих и других изменениях в Конституционном правосудии Беларуси, которые будут отражены в Конституции, рассказали представители отрасли.


ВНС и закон о гражданском обществе

Предполагается, что ВНС приобретет статус высшего представительного органа народовластия Беларуси и сможет выбирать и освобождать от должности председателей и судей Верховного и Конституционного судов. А делегатами собрания могут быть президент страны, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также гражданского общества. Однако на законодательном уровне не определено, что представляет собой гражданское общество, какие субъекты в него входят, заметил Тадеуш Воронович, судья Конституционного Суда:

— Представителями гражданского общества сегодня себя часто называют те лица или объединения, которые фактически находятся в оппозиции к существующей власти. Но ведь это не так. Гражданское общество — гораздо более основательное, его представители выступают за наше государство, желают благополучия нашему народу. Чтобы в дальнейшем формировать Всебелорусское народное собрание, обязательно будет принят и закон о гражданском обществе.

Полномочия Конституционного Суда (КС) в новой редакции Конституции существенно пересмотрены. Одной из основательных изменений, чего раньше никогда не было, стала возможность для белорусов подавать индивидуальную конституционную жалобу на нарушение прав и свобод в конкретном деле, рассмотренном судом, если человек считает, что закон не соответствовал Конституции.

— Чтобы эта норма заработала, должна быть соответствующая процедура. Ее необходимо прописать в законе О конституционном судопроизводстве. Поэтому мы готовим свои предложения о том, какие нужно вносить изменения в закон о конституционном судопроизводстве. Положения Конституции должны воплощаться в определенных законах и других нормативных актах — тогда главный закон страны будет жив, и мы будем по нему жить, — подчеркнул судья.

А вот почти незаметным изменением в Конституции стало удаление информации о предельном 70-летнем возрасте судей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Эта граница и так определена в Законе о статусе судей и судопроизводстве, и она там осталась. А вот если возникнет необходимость что-то поменять в возрастном определении судей, сделать это будет гораздо проще, изменив закон, а не Конституцию, пояснил Тадеуш Воронович.

Проверка от уполномоченных субъектов и граждан

Нынешнее здание КС возведено в 50-х годах прошлого века. С 1990-го здесь помещался Комитет госконтроля, а до этого — Институт истории партии, а затем архив. На первом этаже – зал судебных заседаний, в котором нет окон. Говорят, что это просто особенности архитектуры. На втором этаже – небольшой музей, экспонаты которого рассказывают об истории создания Конституционного Суда, который, как известно, ровесник Конституции.

Закон «О деятельности Конституционного Суда» был принят 30 марта 1994 года, через две недели после принятия Конституции. Его главной задачей стал контроль за конституционностью всех нормативно-правовых актов (НПА).

— На первом этапе (с 1994 по 1996) проходило становление Конституционного Суда. Деятельность его происходила на основании предложений уполномоченных субъектов, в числе которых был президент, председатель Верховного Совета, не менее 70 депутатов, генеральный прокурор, правительство, Верховный и Высший хозяйственный суды, — напомнил председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич. — После конституционной реформы на референдуме 1996-го начался второй этап конституционного правосудия. КС был лишен права инициировать рассмотрение дел. Соответственно, сократилось количество уполномоченных субъектов, правомочных обращаться в суд. Такая прерогатива осталась у Президента, двух палат правительства, Верховного и Высшего хозяйственного судов. За это время на рассмотрение поступило 76 обращений, и более 50 актов разного уровня было признано неконституционными.

Третьим этапом стал 2008 год, когда был принят Декрет Президента № 14, который расширил компетенции КС. Президент наделил КС полномочиями проверки всех законов, принятых парламентом, прежде чем они направлялись на подпись главе государства. За это время более 1200 законов прошли обязательный предварительный контроль конституционности, а Конституционным Судом было сформулировано более 250 правовых позиций, в которых парламенту было указано на правовые пробелы и неопределенности, требовавшие устранения.

— Граждане не имели права на обращение в Конституционный Суд, поэтому в 2014-м мы инициировали изменения в законодательство (8 января 2014-го был принят Закон «О конституционном судопроизводстве». — Авт.), чтобы люди могли обращаться в КС если не напрямую, то косвенно — через уполномоченных субъектов. Ежегодно к уполномоченным лицам таким образом поступало 50-70 таких обращений, — рассказал председатель КС.

Возможность прямого обращения граждан в КС для устранения пробелов в правовой неопределенности нормативно-правовых актов, если это затрагивает конституционные права и Свободы, была закреплена в главе 24 закона. На основании обращений от граждан было принято более 50 решений по устранению правовой неопределенности.

Толкование Конституции и импичмент Президенту

В этом году наступает четвертый этап развития конституционного правосудия, полномочия которого значительно расширяются. До этого в КС на конституционном уровне было закреплено две функции: проверка конституционности НПА по предложениям уполномоченных субъектов и дача заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции. Теперь же их будет 11, сообщил председатель КС:

— Контроль за конституционностью НПА сохранился, при этом добавился новый инициатор — президиум ВНС. Когда собрание будет сформировано, его президент имеет право обратиться в Конституционный Суд и проверить конституционность того или иного нормативно-правового акта. Мы избавляемся от обязательного предварительного контроля конституционности всех законов и переходим к так называемому факультативному предварительному контролю их конституционности.

То есть, если у президента перед подписанием возникнут сомнения в конституционности закона или каких-то норм, он сможет направить документ в КС для проверки его конституционности. Судьи в течение двух недель должны дать заключение, соответствует ли документ главному закону страны. Таким образом, по мнению судей, к ним будут попадать наиболее общественно значимые и резонансные законы.

КС наделяется также правом официального толкования Конституции. До последних изменений этой возможностью обладал только парламент, который теперь не будет этого делать. Судьи Конституционного Суда получат право и на рассмотрение конституционности выборов президента и парламента — соответствуют ли эти процессы Конституции. КС также будет проверять конституционность вопросов, вынесенных на референдум. Причем происходить это будет (согласно предложению президента) прежде чем референдум назначать, поскольку инициировать вопросы для него могут и граждане, и парламент, и ВНС.

— Мы также будем давать заключения о системном или грубом нарушении Конституции не только парламентом, но и президентом. Это будет основанием для возможного импичмента президенту. Таким образом наделение КС такими полномочиями делает его реальным конституционным арбитром в системе государственной власти, — подчеркнул председатель Конституционного Суда.

Индивидуальная конституционная жалоба

В новой редакции Конституции предусмотрена возможность человека подавать индивидуальную жалобу в КС (без обращения к уполномоченным субъектам). Однако здесь существуют два критерия. Первый — это только норма закона и второй — чтобы проверить законность принятого в судах общей юрисдикции решения, оно должно быть проверено на уровне Верховного Суда. К тому же нужно время на приведение в порядок законов, поэтому подать конституционную жалобу человек сможет не ранее, чем через два года. И нововведение вовсе не означает, что будет рассматриваться 100 % жалоб, пояснил Петр Миклашевич:

— Парламенту (согласно Конституции) отведено два года на то, чтобы принять Закон об ВНС, соответствующие изменения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Закон о конституционном судопроизводстве. Необходимо будет скорректировать около сотни законов и принять еще ряд законов, чтобы они соответствовали положениям обновленной Конституции. В российский Конституционный Суд ежегодно поступает 15-20 тысяч индивидуальных конституционных жалоб от граждан. Однако судьи рассматривают примерно 500 из них. Когда подаешь жалобу, нужно привести в ней аргументы, заслуживающие внимания, а не просто написать, что не нравится закон. Тогда обращение будет принято к рассмотрению с вынесением соответствующего решения. У нас также будут существовать фильтры, чтобы рассматривать, есть ли в обращении гражданина соответствующие аргументы, чтобы принимать решение по жалобе.

Судьи рассчитывают, что к подаче индивидуальной конституционной жалобы будут подключаться адвокаты, чтобы обращения были аргументированы. А граждане будут проявлять активность и взвешенность в принятии таких решений.

Закреплено в главном законе и такое полномочие, как преюдициальный запрос суда. Если у самого суда возникнут сомнения в конституционности определенного НПА, который нужно применить, то он имеет право приостановить дело и обратиться в КС.

Ирина СИДОРОК

Фото автора 

Выбор редакции

Культура

Из энергии огня. Янка Купала для белорусов — не просто поэт

Из энергии огня. Янка Купала для белорусов — не просто поэт

140 лет назад произошло главное купальское чудо Беларуси.