Вы здесь

Зачем нам критическое мышление и как его развивать?


Против кого направлены информационные войны, кому они выгодны и как работает их механизм? Зачем нам критическое мышление? И как оно помогает не поддаваться влиянию информационных войн? Как развить в себе умение оценивать ситуацию максимально объективно и принимать правильное решение? Как не потерять критическое мышление с возрастом? Почему нас так легко обмануть, кем бы мы ни были: знаменитым ученым или опытным человеком? Какие наши недостатки и несовершенства не дают нам выйти за привычные рамки и чем вредит шаблонное мышление? Об этом и другом беседуем с нейрохирургом, научным сотрудником отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова, преподавателем кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО Гуменом Горбанниджадом.


Фото: pixabay.com

— Доктор Гумен, почему тема информационных войн такая актуальная сегодня?

— Мы живем в тот период развития цивилизаций, когда постоянно попадаем под психологическое воздействие различных информационных и ментальных войн, они атакуют нас с разных сторон. Это однозначно может менять нашу жизнь и то направление, куда мы движемся. Они получили сейчас такое развитие, что нет человека, который бы с ними не сталкивался, это касается буквально каждого.

— Кто ведет информационные войны? Кому они выгодны?

— Они ведутся неспешно, постоянно и дистанционно. И это дистанционное воздействие, как показывает практика, приходит из других стран, далеких от места жительства людей, на которых оно направлено. Как правило, информационные и ментальные войны ведутся со стороны более развитых стран в отношении развивающихся. Бесспорно, это затормаживает развитие беднейших стран в пользу состоятельных. Не нужно быть большим дипломатом или политиком, чтобы понять, что без развивающихся стран, не может быть развитых. Последние постоянно стараются решать свои проблемы за чужой счет. Мы знаем, что различие развивающихся стран — это люди и их способ мышления.

— И есть ли способы не поддаться такому влиянию?

— Для того, чтобы понять, как этому противостоять, нужно знать, на какие участки головного мозга идет воздействие и какие его особенности позволяют заставить нас делать те вещи, которые вначале кажутся нам очень правильными, а после время показывает, что они были ошибочны. Когда мы в этом себе признаемся, бывает уже поздно, так как такие действия часто имеют необратимый характер. Если мы в определенной африканской стране, где еще нет религии, начнем распространять какое-то конкретное вероисповедание, то вряд ли оно изменится у следующих поколений.

Единственное, что затормаживает воздействие информационных войн, — критическое мышление. Оно позволяет перестроить ход наших мыслей, осмыслить, что мы были обмануты, причем часто самими собой.

Моделирование поведения людей было проведено на обезьянах. В клетке их было 10, сверху висел банан и стояла табуретка. Было несложно подняться, сорвать банан и съесть. Однако каждый раз, когда обезьяна хотела залезть по банан, ее обливали холодной водой, что вызвало у животного дискомфорт. И через какое-то время обезьяны прекратили попытки достать банан. Так он и висел. В клетку добавляли по одной новой обезьяне, которая не знала, что там происходит. Естественно, она хотела залезть и сорвать банан, но сородичи набрасывались на нее и начинали бить, и обезьяна прекращала свои попытки достать банан. Со временем в клетке изменились все обезьяны: ни одну из них раньше не обливали водой, но никто из них не делал попыток достать банан, так как знал, что почему-то нельзя его брать. И такие установки менять достаточно сложно.

Поэтому если ведутся дистанционные ментальные войны, то даже после смены поколения потомки будут повторять то, что делали предшественники, даже не зная, почему. Это имеет достаточно тяжелые последствия для общества.

— Именно поэтому большая часть людей должна иметь критическое мышление?

— Это вообще свойство человека будущего. Согласно отчету Всемирного экономического форума о свойствах, которые пригодятся человечеству, на первом месте находится наличие критического мышления. Любая цивилизованная страна должна иметь подавляющее большинство людей с критическим мышлением. Чтобы развиваться и двигаться вперед, люди должны иметь критическое мышление, а не шаблонное поведение. Ведь с шаблонным поведением мы топчемся на месте, повторяя то, что делали другие.

— Так что же такое критическое мышление?

— По словам такого автора, Как Том Чатфилд, критическое мышление — это умение оценить ситуацию максимально объективно. Иными словами, критическое мышление – это способность человека с помощью различных приемов делать обоснованные выводы и принимать взвешенное решение. Естественно, с критическим мышлением никто не родился, его надо развивать. Оно не работает постоянно — 24/7, это всего лишь инструмент, который мы должны использовать, когда нам следует принимать определенные решения. Именно в такие важные моменты оно нам необходимо.

В общем, в 1910 году этот термин впервые употребил американский философ и педагог Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим». Ранее критическое мышление было прерогативой элиты. Из-за него людей сжигали на костре и делали врагами, ведь они неудобны для системы, в которой жили. Человек с критическим мышлением не будет слепо выполнять любой приказ, прежде чем что-то делать, он взвесит за и против, будет задавать неудобные вопросы. Теперь же критическое мышление превращается в неотъемлемую часть качеств человека будущего.

— Через какие средства и каналы происходят информационные и ментальные войны?

— Раньше, когда не было быстрого обмена информацией, это делалось с помощью книг, публикаций. Но надо было воздействовать на человека, чтобы он читал определенные книги, газеты или смотрел соответствующие каналы. Теперь, когда есть всемирная информационная система или паутина, как называют интернет, стало легче. Чтобы посмотреть определенную программу на YouTubе, мы увидим множество окон — каждый раз нам предлагают другие программы, рекламу, картинки. Мы, скажем, хотим приобрести стиральную машину и ищем ее в интернете, но за это время увидим множество других объявлений. Наше сознание их поглощает и каким-то образом убеждает в том, что нам нужны и эти товары. Эти технологии с каждым годом совершенствуются. Некогда популярный 25 кадр — уже что-то старое как динозавр, современные технологии позволяют более массированно воздействовать на наше подсознание и головной мозг.

— На кого рассчитаны информационные войны?

— На людей разных возрастов, начиная с детского до пожилого, характеров, уровня образованности, политических симпатий и статуса в обществе. На всех этих людей имеются свои рычаги воздействия и свои «кнопки».

Информационные войны применялись столетия назад. В свое время всех опережала Великобритания. Примером того, что они могут быть рассчитаны на умных людей с высоким уровнем интеллекта стала нашумевшая история черепа с подпиленным подбородком, который предлагали как отсутствующее звено, что отличает человека от обезьяны. Он много лет находился в музее науки Великобритании и ему было посвящено бесконечное количество научных работ. И каждый раз, когда ученые хотели его изучить, им давали не оригинал, а слепок. В итоге, когда добрались до настоящего черепа, оказалось, что он подпилен. Было потрачено столько времени и сил ученых, и если бы они их потратили на настоящие проблемы человечества, пользы было бы намного больше.

Во времена, когда Индия была колонией Великобритании, известна такая история: когда парень ударил корову, которая разлеглась посреди дороги, и чтобы ее прогнать и могли проехать машины, посол Великобритании вышел из своей машины и начал молиться на эту корову. Все это увидели, начали ссориться на этого парня и тоже молились. Когда посол вернулся в свою машину, водитель спросил: «Почему вы так поступили?» Он ответил: «Пока они молятся на эту корову, мы можем ими управлять».

— С возрастом мы можем потерять критическое мышление?

— Мозг, как и мышцы, если не тренировать, атрофируется. Когда мы в течение жизни получаем новые навыки, например, изучаем иностранные языки, занимаемся новыми видами спорта, в нашем головном мозге выстраиваются новые нейронные связи, он постоянно работает. Когда мы перестаем его тренировать, не читаем книг, не увеличиваем знания, мозг начинает атрофироваться, у нас ухудшается память. Известен факт, что люди с умственной работой живут дольше. Если посмотреть на ученых, которые в зрелом возрасте получают Нобелевскую премию, они существенно отличаются от других стариков. Это говорит о том, что умственные способности и креативное мышление можно сохранять до глубокой старости. И тут многое зависит от нашего образа жизни.

Мозг так устроен, что в молодости чем больше мы получаем навыков, изучаем языков, тем больший делаем запас нейронных связей. И такая база, даже несмотря на то, что с возрастом что-то теряется, будет компенсировать потери. Если с молодости этого не делать, не развивать интеллект, то с возрастом, поскольку накопления небольшие, интеллект будет ослабляться.

— Почему же мы все-таки поддаемся иногда на явные фейки и провокации?

— Наше поведение достаточно разнообразно, иногда даже парадоксально. Почему? Головной мозг построен так, чтобы с точки зрения биологии мы выполняли определенную функцию. И скорости нашего мышления достаточно высоки. И чтобы увеличить скорость, наше подсознание работает ярлыками. Когда мы видим пару, выходящую из какого-то отверстия, срабатывает ярлык: это горячее и соприкасаться нельзя. На самом деле это может быть и прохладная пора, которая не опечет.

Наши парадоксальные поведения проявляются, когда мы едим острый перец чили. Кажется, что человек не должен его употреблять: мы же ощущаем изжогу, текут слезы, и это вызывает дискомфорт. Однако никто не задает себе вопрос: какой кайф от чили? Вместо него можно же взять тортик и получить удовольствие? На самом деле в остром чили много витамина С и других полезных веществ, которые нужны организму. И хотя острая пища — не самая здоровая, но при необходимости организму следует получить необходимое из чили. И когда человек его употребляет, мозг вырабатывает дофамин и вознаграждает нас, мы испытываем чувство счастья. И таким образом компенсируем неприятные ощущения.

Когда мы употребляем сушеный перец чили, мозг настроен на то, чтобы при поступлении острой пищи вырабатывать гормоны счастья. И мы любим острую пищу, ведь организм вырабатывает дофамин, хотя при этом не получает то количество полезных веществ, которые поступают со свежим перцем чили. Аналогичный макет используется в информационной войне: наш мозг воспринимает ложные посылы как настоящий «чили» и ведет человека в том направлении, в котором нужно. Макет этот искусственный, но разницу наш мозг не всегда в силе почувствовать. И только критическое мышление, если его развивать, поможет разобраться.

Когда мы видим фото сочного лимона, у нас два пути. Первый: когда наш мозг воспринимает это как настоящий лимон, и начинает выделяться слюна. А есть и другой путь: не расслабиться и сказать: «Почему у меня течет слюна? Это всего лишь картинка, зачем себя обманывать?» Критическое мышление дает нам возможность не только не быть обманутыми сбоку, но и самим себя не обманывать.

— Почему так происходит, что люди верят одному источнику информации и не воспринимают другие, с противоположной точкой зрения?

— Наш головной мозг не может воспринять то большое количество поступающей информации, и это не нужно. У нас срабатывает своеобразный фильтр. Он работает двумя способами. Когда мы носим серьги, мы их не ощущаем, так как через какое-то время сигнал поступающий, головной мозг блокирует как абсолютно бесполезный. Другое свойство нашего головного мозга в том, что он пропускает только ту информацию, в которую мы верим.

Когда речь идет об информационной войне, здесь самое главное — войти в доверие к человеку, чтобы он верил в то, что ему преподносят. Тогда головной мозг отталкивает информацию, противоречащую, и больше сосредоточен на том, во что верить. При всем уважении к религии, если мы заставим человека верить в священную корову, то вряд ли ему нужно рассказывать о полезных свойствах говядины. В информационных войнах общество должно верить определенному информационному каналу, который и транслирует нужный организаторам контент.

— Как работает механизм информационных войн?

— Среди недостатков и несовершенств человека – поиск проблемы не в себе, а снаружи. Это как потерять ключ в темной комнате, но идти искать его на улицу, потому что там светлее. Наше поведение часто продиктовано тем, что счастье мы начинаем искать в другом месте. Не у всех есть самокритика, а между прочим ее наличие — один из критериев критического мышления. Сначала искать проблему в себе, а не где-то.

Если на факультете, где есть определенное количество двоечников, заменить декана, их количество не уменьшится. Так же, как и когда изменить ректора и даже министра образования. Если возьмем на факультет ректора Оксфорда, ничего не изменится, и если студентов направим в Оксфорд, они тоже вряд ли станут отличниками. Поэтому проблему всегда нужно искать в себе. А если с помощью информационных войн создается такое движение, что проблема не в вас, двоечниках, нужно защищать ваши права у декана или ректора, двоечники с удовольствием пойдут за это, и к ним присоединятся другие. В конце концов мы увидим хаос в этом университете, но суть из-за этого не изменится, не будет развития в лучшую сторону. Это одна из методик создания революций и хаоса в разных странах. Нам обещают, что счастье где-то в другом месте, давайте мы будем его добиваться, и оно обязательно у вас будет. Но практика показывает, что оно находится внутри, а не снаружи.

Информационные войны направлены на то, чтобы разъединить людей. Однако если в больнице оставить только врачей-профессоров, это будет самая худшая клиника, так как нужны санитары, медсестры, уборщики, электрики, сантехники. Можно для этого использовать работу профессоров, но это то же самое, как золотыми часами забивать гвозди. Чтобы система функционировала полноценно, нужны все эти люди. И если мы скажем уборщикам: «А вы знаете, почему вы не профессор? Потому что ущемляли ваши права!» Разумеется, они никогда не будут профессорами, но разрушат работу больницы. В этом создании хаоса и ищут пользу организаторы таких войн, которые стремятся много поймать в мутной воде.

Поэтому слепая вера и догматизм создают определенные рамки нашего мышления и не дают нам выйти за них. При этом наука и наша жизнь не имеют границ, а наша вера и рамки не дают развиваться и двигаться дальше. И одна из целей информационных войн — чтобы общество топталось на одном месте, а не двигалось вперед, в то время, когда конкурентная страна развивается.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: Не паддацца ўплыву

Выбор редакции