Вы здесь

Белгосфилармонии — 85. Большой разговор с генеральным директором


Творческие люди – великая сила. Они наделены особенным видением мира и любовью к искусству. Без сомнения именно из таких профессионалов состоит и коллектив Белорусской государственной филармонии. В этом году 25 апреля учреждение отмечает 85 лет со дня открытия. За это время в её историю записано уже много событий, множество биографий выдающихся личностей, которые служили и служат музыке, высокому искусству. В преддверии праздничной даты мы встретились с теперешним генеральным директором Белгосфилармонии Александром НИКИТОЙ, чтобы поговорить про реалии существования музыкального искусства, заглянуть в перспективу и подбить промежуточные результаты сделанного. 


Своё дело делаем с любовью

— Мне повезло, будучи студентом, я попал в команду только что созданного Президентского оркестра.  Это позволяло нам два-три раза в неделю присутствовать на всех протокольных мероприятиях, на визитах лидеров других стран. И была хорошая традиция, когда глава государства мог подойти и, так по-отцовски, дать какие-то ценные указания, советы. Он всегда нас просил: вы же меня только не подведите, – вспоминает Александр Иванович. –  Тогда я впервые осознал, что высокий руководитель – он, прежде всего человек. И это я проношу через всю свою жизнь. То время, когда были гастроли, творчество, дисциплина, всех нас закалило.

Потом я попадаю в коллектив к народной артистке Беларуси Валентине Гаевой. И там уже совсем другой опыт. Я работал с легендарной личностью. Валентина Ивановна – олицетворение белорусской женщины со всеми её страданиями, переживаниями, сложной судьбой и с истинным патриотизмом. Она – символ работоспособного белорусского народа  и его неповторимого творчества. И только осознавая, что по-настоящему наше национальное, белорусское, мы имеем возможность вдохновляться и подпитываться на создание нового. Белорусы очень терпеливые и всегда умеют выжать максимум из той ситуации, которая есть тут и сейчас. Мы не ждём, пока всё решится само собой, и не страдаем от проблем, а просто каждый делаем своё дело. Это такой базисный код нации, который я себе уяснил. Мы люди не закрытые и не отшельники, но умение дипломатично и филигранно обходить острые углы даёт нам возможность быть в меньшей степени глобалистами, чем другие. У нас есть осознание, что вот мы, и вот наш кусок земли, дорогой нам. И если говорить про тех же творческих людей, то у нас всё делается с любовью к родине и с уважением ко всем остальным. Хотя не обходится и без самокритики и самоедства. Казалось бы набор нот всегда один и тот же, но прочитать его каждый может по-своему…

– Чем теперь живёт Белгосфилармония? Что удалось реализовать из задуманного за пока непродолжительное время вашего руководства?

– Я могу сказать, что считаю себя одним из самых счастливых людей в нашей культурной сфере, потому что в филармонии работают творцы абсолютно разных направлений. Это и Государственный поэтический театр одного актёра «Знич», у которого своя публика и собираются залы, и Государственный академический симфонический оркестр, и камерный оркестр, и другие. Сегодня публика приходит к каждому. И мы понимаем, насколько это разная аудитория.

У нас есть специальные программы для детей. Большое внимание уделяем молодёжной политике и духовному развитию нации. Вся музыка, которая исполняется в этих стенах нашими артистами, она созидающая. Мы не просто ставим в программу произведения, а отбираем каждый, учитывая, какой глубокий смысл и посыл в них заложены. И для того, чтобы выйти и исполнить их перед зрителями, нужно совпадение многих факторов. Сначала необходимо, чтобы люди получили музыкальное образование разных ступеней (музыкальная школа, колледж, ВУЗ). Хотя, считаю, что музыканты учатся всю жизнь. И когда мы понимаем, что работаем с человеком, который 19 лет отдал образованию, то такие кадры очень ценны для нас. И я, как руководитель и музыкант по образованию, понимаю, насколько важно служить своим артистам. Никто не может ходить и хвалиться своими заслугами, пока его артисты чем-то не обеспечены – если в помещении холодно или музыкантам не на чем играть…

Филармонию любят и помогают нам. За один только прошлый год мы приобрели большое количество инструментов, причём очень редких – мастеровых скрипок, альтов, виолончелей. Когда меня только назначали на должность генерального директора, я понимал, на каком уровне находится коллектив и какого уровня люди здесь работают. И стояла задача сберечь их и то, что они умеют делать. И нам это удалось даже в условиях столкновения з разными внешними факторами. Потому что коллектив не опустил руки, все продолжали работать. Сейчас мы тоже делаем новые программы, ищем рынки для сотрудничества, чтобы быть интересными и востребованными не только в Беларуси, но и за рубежом. За первый квартал, например, даже вопреки санкциям и другим настроениям, мы уже сделали массу международных проектов. Потому что, несмотря ни на что, мы видим своё предназначение в том, чтобы нести людям радость и умиротворение. Никаких иллюзий относительно того, что всё само собой наладится и будет как раньше, у нас нет. Это и даёт нам возможность действовать согласно требованиям времени.

За прошлый год в Белгосфилармонии дали 1300 концертов, и даже в 2020-м их количество достигло почти тысячи. И когда понимаешь, что делается это силами 14 творческих коллективов (они работают каждый день в режиме “утром – репетиция, а вечером – концерт”), то не остаётся сомнений, что здесь работают люди одержимые своим делом. Музыка кино, рок в новом звучании или музыкотерапия – тут имеют большой выбор для любых предпочтений и возрастов. Сейчас в филармонии ведётся работа над созданием собственного стримингового сервиса. Что позволит делать концерты доступными для людей и с ограниченными возможностями. Они смогут приобретать билеты на выступления любимых артистов и музыкантов хоть на другом конце света.

С гордостью представляют музыканты своё искусство и демонстрируют мастерство в том числе и за рубежом. Недавно артисты представляли Беларусь в Москве и в Обьединённых Арабских Эмиратах. Так же солисты филармонии выступают сейчас в Германии, Люксембурге, и приглашения из Европы продолжают регулярно поступать. По мнению руководителя учреждения, всё это возможно в том числе и за счёт сохранения школы мастерства и поддержке талантов в нашей стране на разных уровнях.

– Сегодня можно сравнивать, с чего мы начинали с моей командой, и как нам удалось перестроиться, и как мы себя позиционируем. Наша цель – не подстроиться под реальность, а взять всё лучшее из возможного со сферы маркетинга и іt-компаний. Потому что работать по жёлтым конспектам в наше время – очень легкодумно. А трезвое мышление, которое присутствует у всей моей команды, помогает нам находить креативные решения относительно того, что касается подбора репертуара и составления концертных программ. Каждый артист имеет возможность творчески самореализовываться. Мы понимает и то, что наша аудитория молодеет. Поколение, которое мыслит 15-секундными роликами, отличается от людей, которые были до них. И это требует от нас поиска новых подходов и в подаче информации. Поэтому комплексно подходим и к рекламе своих продуктов.

Впечатление, которое запомнится на годы

– Чем будет примечателен 85-й юбилейный сезон?

– Если говорить о ближайших концертах, то с момента своего основания филармония стремится поддерживать наши традиционные музыкальные фестивали «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень». Работаем и над тем, чтобы сохранить международные форумы, среди которых Международный конкурс пианистов, Фестиваль Юрия Башмета. Хочу отметить, что 85-й фестивальный сезон будет иметь особенную составляющую. Так «Минскую весну» откроет 7-я антивоенная симфония Шостоковича, а продолжится фестиваль знаковым концертом нашего флагманского коллектива – Государственного академического симфонического оркестра. В творческом тандеме с Государственной хоровой капеллой им. Ширмы они исполнят музыку Рахманинова, Чайковского, Листа и других композиторов. В преддверии 85-го сезона в процессе составления программы мы с художественным руководителем делали акцент на то, чтобы она стала для наших зрителей памятным воспоминанием. Потому что яркое впечатление, которое остаётся в памяти на годы, – и есть то, что приобретает зритель, посещая филармонию.

– Что в наше время оказывает большее влияние на выбор зрителем концертной программы: артист или её содержание?

– Мы наблюдаем сейчас особенный интерес к классической, академической музыке. Мне, как музыканту, радостно осознавать, что люди стали больше уважать высокое искусство. Например, с какой бы программой не выступал Национальный академический народный оркестр И. Жиновича, всегда собираются полные залы. Поэтому не берусь говорить, на что больше ходят. Единственное, есть небольшая сложность с донесением информации, поскольку аудитория у нас очень разная и по возрасту, и по интересам. Поэтому делаем ставку на разножанровость, чтобы зрители могли выбирать.

– Музыкальное образование помогает вам понимать артистов, музыкантов и их потребности. Но всё же интересно, когда вы почувствовали потребность оставить творческую самореализацию и перейти на позицию руководителя?

– Это произошло, когда Валентина Гаевая пригласила меня на должность директора-распорядителя в её коллективе. Я, как руководитель, против вытоптанного поля вокруг себя. Мне очень важно, чтобы каждый мой коллега на любом уровне чувствовал свою значимость и имел пространство для реализации. И вот с пониманием того, что ты можешь быть полезным в развитии какого-то коллектива  или отрасли, ты начинаешь себя вести как руководитель. А понять творческого человека по-настоящему сможет только творческий. Я стремлюсь слышать, понимать и помогать.

Объяснять и сберегать главное

– Как руководитель, вы являетесь посредником между творческим коллективом и органами власти. Насколько сложно балансировать в таких условиях?

– Мой подход в том, что в любом руководителе, чиновнике, важно, прежде всего, увидеть человека. Потому что музыкант, к примеру, понимает строение симфонии и каким должен быть акцент в исполнении вальса, но у него своё восприятие реальности. И когда такие люди живут, углубившись в творческие процессы, то моя задача помогать им доносить их обеспокоенность чем-то до властей, а творцам объяснять, чего от них хочет руководство и закон. Умея аргументировано рассказать тому же финансисту, для чего нам нужет какой-то инструмент, мы как раз и выдерживаем нужный баланс, где появляется почва для новых имён в культуре нашей нации.

– Вступая в должность, вы среди прочего отметили, что белорусская культура недостаточно представлена как бренд. Как, по-вашему, нужно действовать в этом контексте?

--– Нам не хватает умения подавать себя на международной арене. У нас есть хороший продукт, но нет для него упаковки. И нет умения продавать. Ведь можно сколько угодно развивать артистов, покупать новые инструменты, но при неудачном менеджменте никто так и не узнает, какой уровень у коллектива и чего стоит то, что он делает. Мы, например, отслеживаем, как наши артисты позиционируют себя в тех же социальных сетях. Даже в пресс-релизе нужно о концерте, фестивале или проекте рассказать так, чтобы чувствовалась любовь к сделанному.

– А по вашим ощущениям и наблюдениям, изменилась ли в последнее время ситуация с тем, что мы стали больше любить и ценить своё?

– Мне кажется, что кардинально всё изменилось после событий 2020 года. Пришло понимание, что мы можем потерять. Многое ведь воспринималось как должное. И сегодня я с удовольствием наблюдаю за эволюцией белорусского общества, когда люди ощутили собственную значимость на всех уровнях. Был период, когда действовали эмоционально, а акценты вокруг смещались, но всё же не утратили ориентиров. Потом люди стали больше тянуться к прекрасному и понимать: это же наше, белорусское. Хорошо и то, что руководство страны позволило разобраться в том, что не устраивало людей. Потому что кто-то просто был не замечен, а другой чувствовал, что дорос и готов перейти на новую ступень в профессии. Проанализировав ситуацию, людям дали возможность реализовываться и продолжать работать на благо своей страны. Сегодня нам удалось сохранить то, что было накоплено нашими предшественниками. И важно, чтобы так и было в будущем.

Алёна ДРЯПКО

Фото из архива Александра НИКИТЫ и пресс-службы филармонии

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Звезды обещают много приятных моментов и хороших новостей для Близнецов.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».